Налоговая нагрузка — это основной показатель того, что бизнес добросовестно ведет дела и выплачивает налоги.
Показатель рассчитывается как отношение уплаченных налогов к доходам организации по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях).
Исключены из расчета налоговой нагрузки:
Агентские платежи (налог на прибыль организаций с дивидендов и НДФЛ).
В связи с тем, что организация в данном случае удерживает и уплачивает налог за других лиц.
НДФЛ и страховые взносы.
НДФЛ и страховых взносов исключены в связи с тем, что базой для их исчисления выступает заработная плата.
Уровень налоговой нагрузки может отличаться в зависимости от:
отраслевой принадлежности;
масштабов деятельности компании;
региональных факторов, влияющих на условия ведения бизнеса.
Поэтому одним из общепринятых методов определения обоснованности налоговой нагрузки организации является ее сравнение со средними значениями по отраслям экономики (за исключением финансового и бюджетного секторов экономики, что обусловлено спецификой их налогообложения).
Где указаны показатели по отраслям
Среднеотраслевые показатели налоговой нагрузки и рентабельности можно найти и скачать в разделе «Выездные проверки» на сайте ФНС (подпункт «Концепция системы планирования выездных проверок»).
Как рассчитать налоговую нагрузку фирмы
Показатели налоговой нагрузки нужны инспекторам ФНС, чтобы определить, легально ли работает бизнес. Однако налоговая смотрит не на абсолютные показатели, а на коэффициенты, то есть усредненные нормы нагрузки для отдельно взятого направления деятельности в России по ОКВЭД.
Для расчета показателя действует формула:
Сумма всех налогов к уплате / Бухгалтерская выручка × 100%
При расчете налоговой нагрузки на специальных режимах к сумме УСН и ЕСХН в числителе надо добавить и другие налоги, уплачиваемые компанией (на воду, землю, акцизы и т. д.) — без НДФЛ.
Если показатель организации будет отличаться более, чем на 10% от нормы, то можно готовиться к выездной проверке инспекторов.
При заниженных показателях комиссия может заподозрить фирму в сокрытии доходов, а при повышенной — в неправильном расчете.
Однако заранее паниковать не стоит. Если ваш показатель отличается на 2-3%, то бояться вам нечего — это допустимая норма отклонения.
Рассчитывать показатель можно не вручную, а с помощью налогового калькулятора, который размещен на сайте ФНС. Кроме того, он поможет:
выяснить, какую сумму налогов к начислению ожидают от вашей организации представители налоговой;
получить важную для перехода в режим невидимости (для налоговиков) информацию, затрагивающую, в том числе, и рентабельность.
Как считают рентабельность бизнеса
Для проверки эффективности работы организации налоговики смотрят на 2 показателя:
рентабельность продажи товаров,
рентабельность использования активов.
К товарам в данном случае относятся также и услуги, работы, и даже аренда.
Вне зависимости от показателя рентабельности формула ее расчета всегда является соотношением: в знаменателе — финансовый результат, а в числителе — данные бухучета, отражающие себестоимость продаж или стоимость активов, соответственно.
В случае расчета рентабельности бизнеса лучше ориентироваться не на усредненные показатели, а на вид деятельности (ОКВЭД 2), который обозначен в балансе. Большинство ОКВЭД есть в «концептуальной» таблице налоговиков, и разница в величинах довольно существенна.
Как легально снизить налоговую нагрузку
Изменить форму собственности. Если вид деятельности и размер выручки и других ограничителей позволяет — оформить ИП, закрыв ООО, чтобы использовать, например налоговые каникулы для ИП, применять патент и получать иные льготы. Кроме того, более свободно обращаться со свободными деньгами.
Найти более выгодный налоговый режим. Это самый популярный метод снижения нагрузки — например, перейти с ОСНО на УСН.
«Перевезти» бизнес. Налоговая ставка сильно отличаться от региона к региону, поэтому изменить место регистрации бизнеса может стать простым и законным обоснованием для снижения нагрузки. Например, в Калмыкии для УСН действуют пониженные ставки — 1% с оборота и 5% с прибыли. При этом учтите, что налоговая будет оценивать — реально ли вы переместили бизнес или номинально. Если вы действительно намерены открыть офис в другом регионе и осуществлять там деятельность — вопросов к вам не будет.
Предоставить полный пакет документов по расходам. Затраты на ОСНО, ЕСХН и УСН «доходы-расходы» можно принять только при наличии правильно оформленной первички. Поэтому необходимо заранее собрать обязательный пакет документов, который подтвердит законность произведенных расходов, и таким образом снизить налогооблагаемую базу.
Разделить бизнес на несколько направлений, выделив каждое в самостоятельное предприятие. Имейте в виду, что такую разбивку налоговики часто считают дроблением, даже при наличии сильных аргументов (например, часть бизнеса была выделена в отдельное ООО для получения лицензии на осуществление деятельности и получения доступа СРО). Само по себе уменьшение налоговой нагрузки не может быть целью разделения бизнеса.
Отдать предпочтение в сотрудничестве самозанятым и ИП. Если вам приходится нанимать для выполнения отдельных задач, поручений или проектов физлиц, лучше заключать договоры ГПХ с самозанятыми и ИП. Особый статус физлиц позволяет сэкономить на НДФЛ и взносах. Но здесь ни в коем случае нельзя заниматься подменой трудовых договоров, речь только о грамотном выборе разовых исполнителей.
Разработать грамотную учетную политику. Учтите все возможности, которые дают ФСБУ, учтите специфику учета доходов и расходов именно для вашего предприятия, изучите все льготы и послабления, которое дает федеральное и региональное законодательство для таких компаний, как ваша. Установите четкие правила по предоставлению первичных документов, их оформлению, чтобы снизить риски снятия расходов из-за неграмотно оформленных документов.
Однако все эти меры — только инструменты, никакая оптимизация не может пройти без участия руководителя и его управленческих решений, а принимать их нужно, опираясь на более детальное и глубокое понимание процессов в компании. Получите необходимые знания для грамотного ведения управленческого учета на курсе повышения квалификации «Управленческий учет: с нуля до настройки в 1С, Excel и Google-таблицах».
Бухгалтер, умеющий вести управленческий учет, является главным помощником руководителя в бизнесе. Станьте таким специалистом — получите повышение и увеличьте свой доход!
На курсе вы научитесь настраивать и вести управленческий учет, формировать бюджет компании, составлять отчеты о прибылях и убытках, отчет о ДДС и управленческий баланс.
В программе 56 уроков, 12 письменных работ и 23 теста для самопроверки, конспекты со скринами, шпаргалки и шаблоны документов, а также много заданий на отработку практических навыков.
Как проходит обучение
Прохождение курса можно условно разбить на несколько этапов:
1. Знакомство с материалом и практика
Вы смотрите уроки, изучаете тему, разбираетесь в примерах и тренируете полученные знания на практических заданиях. По ходу обучения вы сможете задавать любые вопросы персональному куратору в закрытом чате.
2. Персональный куратор и поддержка преподавателя
В таком формате вы сможете разобрать сложные темы напрямую с экспертом-практиком. Получите обратную связь от преподавателя и рекомендации.
3. Изучение дополнительного материала
Вы скачиваете полезную раздатку, тренируетесь заполнять документы и необходимые отчеты, чтобы на практике справляться с этими задачами легко.
4. Практические задания и тестирование
Вы проверяете полученные знания после каждого урока с помощью теста, проходить его можно неограниченное количество раз.
5. Получение удостоверения
Программа курса соответствует профстандарту «Бухгалтер». После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 140 ак. часов. Ваш работодатель увидит его в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора.
Сейчас вы можете купить курс со скидкой 71% всего за 6 900 рублей вместо 24 200 рублей!
Воспользуйтесь акцией — начните учиться прямо сейчас! Больше курсов повышения квалификации со скидкой в каталоге.
Начать дискуссию