В бухгалтерии есть несколько базовых понятий, кроме бухучета, которые необходимы для работы:
бухгалтерский баланс, активы и пассивы
дебет, кредит, счета учета
первичные документы
отчетность
Бухгалтерский баланс, активы и пассивы
Бухгалтерский баланс — отчет, который бухгалтер составляет по итогу всего отработанного года, то есть за период с 1 января по 31 декабря. За основу берутся данные бухучета.
Бухгалтерский учет отличается от налогового. Первый ведется для анализа финансовой стабильности организации. В свою очередь подсчет налогов, взносов и других платежей отражается в налоговом учете. Например, одни и те же расходы могут приниматься в бухгалтерском и не приниматься в налоговом учете.
Баланс может быть представлен в двух видах — по обычной и упрощенной форме. В упрощённом виде баланс, например, могут сдавать малые предприятия. Если организация решила, что будет сдавать упрощенный баланс, она должна отразить это в своей учетной политике.
Наконец-то, мы добрались до активов и пассивов. Эти понятия тесно связаны с учетом, есть они и в бухгалтерском балансе. Запомните:
Актив — то, каким имуществом владеет организация в деньгах. Это средства на расчетных счетах компании, недвижимость, материалы, товары и т.д.
Пассив — источники, за счет которых образовалось имущество. Это кредиторская задолженность (долг перед поставщика, подрядчиками, работниками), уставный капитал и др.
Дебет, кредит и счета
Учет всех операций ведется на счетах бухгалтерского учета. Каждый вид имущества и каждый источник учитывают на отдельном счете, у которого есть 2 стороны — дебет и кредит. Любая операция должна отражаться 2 раза — по дебету одного и кредиту другого счета.
Номера счетов состоят из двух цифр, к ним могут добавлять еще субсчета (и дополнительные цифры в номере) для более развернутого учета, аналитики.
Виды счетов
Счета 01-59 — активные. На них ведется учет имущества, т.е. активов.
Счета 80-89 — пассивные. Тут все об уставном капитале, добавочном капитале и других источниках активов.
Счета 60-79 — активно-пассивные. Тут ведут расчеты с внешними партнерами и внутри организации.
Примеры:
Счет 10 — на нем ведется учет сырья и материалов, мелкого инвентаря и инструмента. Счет 10.5 — это счет для учета запчастей. Он активный.
Счет 80 — на нем ведется учет уставного капитала — вкладов, которые внесли участники ООО. Он пассивный.
Счет 62 — используется для учета расчетов с покупателями. Если остаток по дебету счета, это значит, что покупатель должен нам, а если по кредиту, то наоборот (может быть он внес предоплату за товар, который мы ему еще не отгрузили). Это активно-пассивный счет.
Первичные документы
В первичных документах содержится информация о фактах хозяйственной деятельности, которые отражаются в натуральных и денежных показателях.
Накладная, чек, авансовый отчет, счет-фактуры — это первичные документы.
Первичные документы обладают юридической силой и служат основанием для ведения бухгалтерского учета и принятия к налоговому учету доходов и расходов.
Например, чтобы отразить в учете поступление денег на расчетный счет нужна выписка банка, а для отражения расходов по командировке — авансовый отчет.
Бухгалтерская отчетность
В конце года бухгалтер отсматривает конечные показатели всех регистров и составляет итоговую оборотно-сальдовую ведомость с остатками по всем счетам. Эти данные служат основой для бухгалтерской отчетности. В свою очередь она должна отвечать нескольким требованиям:
составляется не менее раза в год;
в минимальный состав отчетности обязательно входит баланс и отчет о финансовых результатах.
Профессия бухгалтера — это не только цифры, таблички и отчетность, но еще и работа над оптимизацией налогообложения, чтобы бизнес не переплачивал налоги, расчет зарплаты сотрудникам, а часто еще и кадровый и управленческий учет. Больше о профессии и работе бухгалтера вы узнаете на курсе «Профессия бухгалтер с нуля».
Вы получите фундаментальные знания по главным участкам работы бухгалтера, научитесь вести учет, составлять отчетность, рассчитывать и уплачивать налоги для организаций на ОСНО и УСН, оформлять социальные пособия и другие выплаты работникам.
Новичкам в этой области курс поможет освоить базовые принципы работы бухгалтера, а опытные специалисты смогут структурировать имеющиеся знания, чтобы повысить квалификацию и увеличить свой доход.
Если у вас появятся вопросы или трудности во время учебы — мы всегда готовы вам помочь разобраться и решить любую проблему.
Сейчас вы можете купить курс в рассрочку со скидкой 70% и платить в месяц 555 руб. вместо 1 852 руб.
О чем курс
Программу мы составили совместно с опытными преподавателями «Клерка», кандидатами экономических наук, экспертами в сфере налогообложения, бухгалтерскому учету и трудовым отношениям, которые выбирали темы и задания, опираясь на реальные задачи бухгалтера на разных участках работы.
В курсе 250 уроков, на которых мы научим вас вести бухгалтерский и налоговый учет, применять все семь ФСБУ, оформлять отпускные, больничные, командировочные и другие пособия, делать расчет НДС, НДФЛ, налога на прибыль, составлять отчеты и проводить все это в 1С.
Курс ориентирован на практику, поэтому вас ждет 14 занятий на отработку настройки и ведения учета в 1С:Бухгалтерия, много задач по заполнению различных форм отчетности и приказов.
Как проходит обучение
Вы научитесь
Понимать бухгалтерские термины, ориентироваться в налоговом законодательстве
Вести бухгалтерский, налоговый и кадровый учет
Разбираться в действующих системах налогообложения
Работать с первичной документацией
Работать по новым федеральным стандартам (ФСБУ)
Работать в программе 1С: Бухгалтерия и 1С: Зарплата и управление персоналом
После обучения вы получите
Сейчас вы можете купить курс в рассрочку по специальной цене за 555 руб./мес.
Воспользуйтесь выгодным предложением — начните учиться прямо сейчас!
Начать дискуссию