Маркетплейсы

Как вести бухгалтерский учет на Wildberries: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на одном из самых популярных маркетплейсов России.
Как вести бухгалтерский учет на Wildberries: памятка для бухгалтера
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Wildberries уже много лет занимает лидирующие позиции по количеству посетителей и объему продаж среди других российских интернет-площадок. В начале мая маркетплейс занял 9 место в международном рейтинге с показателем 343 млн заходов новых посетителей в месяц. 

Маркетплейс продолжает активно расти, по словам руководства компании, их оборот в 2023 году превысил 2,5 трлн рублей, к концу 2024 году планируется рост примерно на 60%. 

Работа с селлерами, которые реализуют свои товары на Wildberries — перспективное направление для бухгалтера. Площадка развивается, ее структура становится более сложной, поэтому продавцам без специальных знаний трудно самостоятельно вести дела на маркетплейсе и они все чаще обращаются к бухгалтерам. 

Для того, чтобы вы могли увеличить свой доход, сотрудничая с поставщиками на Wildberries, мы составили шпаргалку для бухгалтера с учетом всех особенностей площадки. 

Старт работы

Первый шаг, который должен сделать каждый партнер Wildberries, — это принятие условий оферты, которая на деле является агентским договором. 

После регистрации и проверки данных Wildberries предоставляет продавцу реквизиты для уплаты гарантийного взноса, что является предложением маркетплейса о заключении договора на условиях оферты.

Особенности бухгалтерского учета на WB

В случае применения агентской схемы себестоимость переданного товара посреднику до момента его продажи фиксируется на специальном счете 45 «Товары отгруженные».

Помимо этого, можно добавить к счету 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» субсчета для расчета с площадкой по выручке за проданные товары и по комиссии маркетплейса.

Обозначьте их так, как вам будет удобно, например, 76.11 и 76.12 или 76.ОТ и 76.РК, по желанию применяйте те варианты, которые уже есть в программе 76.09 и др.

Проводки для учета на маркетплейсе

Дебет 45 Кредит 41 — отправили партию товаров на склад WB;

Дебет 76.Т Кредит 90.1 — отразили выручку от продажи после получения отчета о продажах;

Дебет 90.2 Кредит 45 — списали себестоимость реализованных товаров;

Дебет 44 Кредит 76.К — указали в качестве коммерческих расходов комиссию агента по данным отчета;

Дебет 76.К Кредит 76.Т — удержали комиссию из выручки за реализованный товар;

Дебет 51 Кредит 76.Т — получили выручку от WB после вычета комиссии и иных расходов. 

Представители компаний на ОСНО имеют отдельные проводки по НДС. 

Дополнительно маркетплейс может предоставлять другие услуги, например, осуществлять доставку товара. Тогда продавец получает отдельно акт на услуги, по которому затраты нужно отразить на том же счете, где указана агентская комиссия.

Налоговый учет на WB

Компании, применяющие УСН, учитывают доходы и расходы кассовым методом — по факту начисления или списания средств со счета. Датой прихода в данном случае считается дата зачисления на счет продавца денег от WB. Операция должна быть подтверждена выпиской из обслуживающего банка.  

Не забывайте, что селлер обязан указывать в налоговой базе полную сумму, переданную покупателем с учетом агентского сбора маркетплейса.

Если ИП или организация работает по схеме «доходы минус расходы», то для расчета налоговой базы из суммы заработанных средств отнимают расходы, которые ушли в том числе на закупку или производство, логистику и комиссионное вознаграждение.

Для поставщиков, работающих на общей системе налогообложения, действует правило: они обязаны уплатить налог на прибыль и НДС со всех операций на маркетплейсе.

Начисленное вознаграждение площадке поставщик отражает в коммерческих расходах, которые учитываются при расчете налога на прибыль.

В части выручки от продажи товара датой признания доходов у продавца считается дата фактической передачи заказа покупателю.

В силу того, что WB — плательщик НДС, то на сумму собственного вознаграждения площадка выставляет продавцу счет-фактуру или УПД с НДС. Со своей стороны поставщик на ОСНО может предъявить НДС к вычету.

Продавец обязан начислить НДС на одну из этих дат:

  • дата отгрузки товаров (считается дата первого по времени документа, оформленного на покупателя или перевозчика);

  • дата получения аванса за товар, вне зависимости от периода получения отчета от WB.

В последнем случае поставщик должен начислить НДС с полученной части оплаты. Причем авансовую счет-фактуру выставляет маркетплейс. Она не подлежит регистрации у агента в книге продаж, продавец получает копию переданной покупателю счета-фактуры. На ее основании поставщик составляет и направляет агенту счет-фактуру, где отражены показатели счета-фактуры агента. Продавец фиксирует авансовую счет-фактуру в книге продаж.

Отчеты, которые предоставляет маркетплейс

WB предоставляет разные виды отчетов: 

  • ежедневные и еженедельные (за текущий период с детализацией);

  • архивные (отчеты за прошлые периоды);

  • итоговые (формируются при завершении сотрудничества с площадкой — пока формат находится в доработке).

Что еще нужно учитывать бухгалтеру, ведущему учет на WB

  • Выгрузить через API-ключ отчеты, которые получены более чем 3 месяца назад, нельзя. Поэтому при необходимости вам придется загружать их вручную.

  • Маркетплейс известен своими отрицательными суммами в отчете и расхождениями по товарным остаткам. 

  • WB предоставляет скидку постоянным покупателям. Она не нормирована и меняется в связи с разными показателями (процент выкупа и возврата, частота покупок и пр.).

Размер скидки может быть выше, чем сама комиссия площадки (например, скидка покупателя 30%, а комиссия маркетплейса составляет 17%). Разницу интернет-площадка возмещает через отрицательное вознаграждение, которое не отражается в общей сумме продаж по отчету о реализации. Но это не отменяет того факта, что продавец должен уплатить с него налог.

Больше практических советов о том, как работать на Wildberries и других маркетплейсах, вы получите на онлайн-курсе «Бухгалтерия маркетплейса-2024: учет, налоги, 1С».

Вы научитесь вести учет в 1С, составлять отчеты по правилам 2024 года, а также узнаете, как обойти типичные ошибки. Сможете открыть ПВЗ или торговать на маркетплейсе самостоятельно.

Для бухгалтеров это возможность освоить новые инструменты и оказывать услуги селлерам на аутсорсе, получая дополнительный доход.

О чем курс

Курс мы составили совместно с опытными преподавателями «Клерка», кандидатами экономических наук, экспертами по бухгалтерскому учету, налоговому законодательству, специалистами по работе в 1С.

В программе курса 41 видеоурок, текстовые материалы и конспекты лекций со скринами и подробными инструкциями, которые пригодятся вам в работе.

Курс ориентирован на практику, поэтому вас ждет 19 занятий по ведению учета операций в 1С, а также подготовка реальных отчетов для маркетплейсов. 

Как проходит обучение

Прохождение курса можно условно разбить на несколько этапов:

1. Знакомство с материалом

Вы смотрите уроки, изучаете тему, разбираетесь в примерах и тренируете полученные знания на практических заданиях.

2. Самостоятельная работа с дополнительным материалом

Вы скачиваете полезную раздатку, чтобы сразу использовать техники в работе.

3. Тестирование

Вы проверяете полученные знания после каждого урока с помощью теста, проходить его можно неограниченное количество раз.

4. Получение сертификата

Вы получите официальный сертификат от Центра обучения «Клерка», который подтвердит ваши знания перед работодателем.

Сейчас вы можете купить онлайн-курс по выгодной цене за 4 290 рублей вместо 16 350 рублей.

Купить курс

Воспользуйтесь акцией — начните учиться прямо сейчас!

Начать дискуссию