Маркетплейсы

Как вести бухгалтерский учет на Ozon: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на одном из самых популярных маркетплейсов России.
Как вести бухгалтерский учет на Ozon: памятка для бухгалтера
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Ozon уже много лет входит в тройку крупнейших маркетплейсов страны. В начале мая маркетплейс занял 10 место в международном рейтинге с показателем 316 млн заходов новых посетителей в месяц. 

Работа с селлерами, которые реализуют свои товары на Ozon — перспективное направление для бухгалтера. Площадка развивается, ее структура становится более сложной, поэтому продавцам без специальных знаний трудно самостоятельно вести дела на маркетплейсе и они все чаще обращаются к бухгалтерам. 

Для того, чтобы вы могли увеличить свой доход, сотрудничая с поставщиками на Ozon, мы составили шпаргалку для бухгалтера с учетом всех особенностей площадки.

Если к вам пришел клиент, который планирует продавать свои товары на маркетплейсе, то в первую очередь вам нужно помочь ему выбрать форму регистрации и систему налогообложения.

Что выбрать ИП, юрлицо или самозанятость

Посоветуйте селлеру зарегистрироваться, как юрлицо или ИП, если он планирует перепродавать товары. Если же он изготовляет товары своими руками, то можно вести бизнес как самозанятый, но с некоторыми ограничениями.

Если доход самозанятого будет превышать 2,4 млн рублей в год, то налог на профессиональный доход перестает действовать. Тогда, чтобы не платить 13% от дохода как физлицо, имеет смысл стать ИП и применять упрощенную систему налогообложения. Не забудьте, что при переходе на другую систему личный кабинет на маркетплейсе нужно будет зарегистрировать заново. Хорошая новость в том, что в новый магазин можно будет за небольшую плату перенести карточки товаров, сохранив их рейтинг и отзывы.

Какие налоги должны платить продавцы

Поставщики на маркетплейсах могут работать на общей системе налогообложения (ОСНО), упрощенной системе (УСН) или уплачивать налог на профессиональный доход (НДП). От этого зависит размер налогов.

ИП и организации на ОСНО платят 20% от прибыли, 10−20% НДС в зависимости от категории товара.

ИП и организации на УСН платят 6 или 8% на базе «доходы», 15 или 20% на базе «доходы минус расходы».

Самозанятые и ИП на НДП платят 4% при продаже физлицам, 6% при продаже юрлицам.

Какие документы нужны для торговли на маркетплейсе

1. Документы для регистрации

Для регистрации самозанятым достаточно паспорта и ИНН. Предпринимателям еще нужно будет предъявить свидетельство ОГРНИП — личный номер, который выдала налоговая. Юрлицам надо предоставить еще ОГРН или ЕГРЮЛ, ИНН и КПП компании.

2. Документы на товар

Чтобы начать продавать свои товары селлер обязан предъявить документы, подтверждающие качества реализуемой продукции. К ним относятся сертификат или декларация соответствия, а также отказное письмо. Они дают гарантию, что продукция безопасна и ей можно пользоваться.

Отказное письмо производитель может запросить, если товары не входят в перечень подлежащих обязательной сертификации или декларированию.

3. Документы на бренд

Торговая марка (ТМ) и товарный знак (ТЗ), которые зарегистрированы в любой из систем интеллектуальной собственности, например в «Роспатенте», являются брендированным товаром. Поэтому продавец должен заранее предъявить документы на бренд, чтобы начать торговать.

4. Маркировка товара

Существует ряд товаров, у которых должна быть маркировка. Она выглядит как дополнительный квадратный штрихкод и позволяет отследить перемещение товара от производителя до получателя.

Важно! Самозанятые не могут изготавливать товары, подлежащие обязательной маркировке.

Маркировку ставит производитель, затем ее сканирует каждый участник логистики от производителя к покупателю. Делается это через систему «Честный знак».

Какие проводки пригодятся для учета на маркетплейсе

Дебет 45 Кредит 41 — передача товара маркетплейсу.

Дебет 62 Кредит 90.1 — реализация покупателю (маркетплейс передал товар и получил плату от покупателя).

Дебет 90.3 Кредит 68 — отражен НДС по проданному товару к уплате.

Дебет 90.2 Кредит 45 — списана себестоимость отгруженного товара.

Дебет 76-т Кредит 62 — отражена задолженность агента за реализованные товары.

Дебет 44 Кредит 76-‍в — отражено вознаграждение Ozon.

Дебет 76‌-‌в Кредит 76-‍т — взаимозачет между задолженностью Ozon за товары и задолженностью компании по уплате вознаграждения.

Дебет 19 Кредит 76‍-‍в — отражен входящий НДС.

Дебет 68.02 Кредит 19 — НДС принят к вычету.

Дебет 51 Кредит 76‍-‍т — получение денег от маркетплейса на счёт продавца.

Больше практических советов о том, как работать на Ozon и других маркетплейсах, вы получите на онлайн-курсе «Бухгалтер маркетплейса».

Вы научитесь вести учет в 1С, составлять отчеты по правилам 2024 года, а также узнаете, как обойти типичные ошибки. Сможете открыть ПВЗ или торговать на маркетплейсе самостоятельно.

Для бухгалтеров это возможность освоить новые инструменты и оказывать услуги селлерам на аутсорсе, получая дополнительный доход.

В программу входят 45 видеоуроков, 4 теста для проверки знаний, практическая письменная работа, а также полезные материалы для скачивания — конспекты, шаблоны отчетов и т. д. Вы научитесь вести учет в 1С, составлять отчеты по правилам 2024 года, а также узнаете, как обойти типичные ошибки. 

Выучиться бухучету на маркетплейсах сейчас можно от 3 690 рублей!

Купить курс

После обучения вы получите сертификат от Центра обучемания «Клерка», который вы сможете показать работодателю и клиенту в качестве подтверждения вашей квалификации.

Начать дискуссию