ВЭД

Шпаргалка для бухгалтера: как проводить операции по импорту

Какие оформлять документы, в каком порядке уплачивать НДС, как рассчитать налоговую базу и отчитаться перед ФНС.
Шпаргалка для бухгалтера: как проводить операции по импорту
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Мы сделали памятку для бухгалтера ВЭД. Все, что нужно, чтобы вести грамотный учет для компании, которая занимается импортом. 

Как платить НДС при импорте

При ввозе товаров из стран ЕАЭС в Россию организации и ИП обязаны уплачивать «таможенный» НДС. Делается это не так, как при ввозе из дальнего зарубежья, когда налог уплачивается на таможне и без него товар просто не впустят в страну.

Обязанность уплачивать этот НДС есть и у тех, кто на УСН (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

Чтобы рассчитать НДС, умножьте налоговую базу (стоимость товаров) на ставку налога (п. п. 14, 17 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

Налоговую базу нужно определять на дату, когда приобретенные товары принимаются на учет (п. 14 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС). У ИП на УСН «доходы» по сути учета товаров может не быть, поскольку бухучет он вести не обязан, поэтому можно ориентироваться на дату ввоза товара в страну.

Если стоимость товаров указана в документах в иностранной валюте его нужно перевести в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету.

«Ввозной» НДС при импорте из ЕАЭС входит в совокупную обязанность налогоплательщика, налог нужно платить в составе ЕНП. Для оплаты НДС в бюджет используйте КБК для ЕНП — 182 01 06 12 01 01 0000 510.

Срок уплаты «ввозного» НДС — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары вы приняли к учету (п. 19 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС). То есть если поставки будут регулярными, платить надо будет каждый месяц.

В 2024 году в НК РФ внесена поправка Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ в целях борьбы со схемой по уклонению от уплаты НДС. Теперь при ввозе товаров в РФ из стран ЕАЭС по договорам поручения, комиссии, агентским или иным аналогичным договорам НДС будет платить агент, поверенный, комиссионер (то есть – посредник).

Уплаченный «ввозной» НДС организации и ИП на ОСНО могут брать к вычету. Но при УСН нет вычетов по НДС, поэтому ничего к вычету взять нельзя и, тем более нельзя возместить из бюджета. Это просто расход, как и любой другой НДС, который ИП платит поставщику в составе цены товара.

Какие документы нужно предоставить налоговой

У организаций и ИП должны быть договоры на поставку и товарно-транспортные документы о перевозке, например, CMR (международная перевозочная накладная).

В налоговую инспекцию сдается декларация по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС (КНД 1151088), утв. Приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.

Декларацию можно подать на бумаге или в электронном виде по ТКС (п. 3 ст. 80 НК РФ, Приложение № 4 к Порядку заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из ЕАЭС).

Вместе с декларацией вы должны представить (п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС):

1.  Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Отдельное заявление нужно оформить по каждому договору, по которому вы ввозили товары, принятые на учет в течение месяца. В одно заявление вы можете включить сведения о нескольких партиях товара, ввезенных по одному договору, но по разным спецификациям (транспортным, товаросопроводительным документам).

Заявление можно направить одним из двух способов: на бумажном носителе в четырех экземплярах или в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

2.  Транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров из страны ЕАЭС на территорию РФ. Это могут быть, например, CMR-накладные, железнодорожные накладные.

3.  Счета-фактуры, выписанные продавцом и контракт на поставку товаров.

4.  Раньше подавали выписки банка и платежки, подтверждающие уплату НДС. Но сейчас это сделать невозможно. Надо просто чтобы было положительное сальдо на ЕНС на сумму уплаченного НДС.

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе, можно подать в виде копий. Копии ИП должен заверить подписью.

Заявление о ввозе и другие представленные вами документы инспекция проверит в течение 10 рабочих дней (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе). Если ошибок нет и все документы в порядке, инспекция подтвердит уплату налога.

Если заявление о ввозе вы подавали на бумаге, инспекция в разделе 2 заявления поставит отметку об уплате налога. Три экземпляра заявлений с отметками инспекция вернет вам. Два из них вы передадите своему поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе, пп. 3 п. 4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

Если заявление вы подавали в электронной форме, инспекция также в электронной форме направит вам отдельный документ с подтверждением уплаты налогов (освобождения от уплаты). Поставщику вы направите в электронном или бумажном виде копии своего заявления и подтверждающего документа, полученного от инспекции (п. 6 Правил заполнения заявления о ввозе).

Кроме отчета в налоговую есть еще отчет в ФТС — статистическая форма учета перемещения товаров (ч. 2 ст. 278 Закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ). Форма сдается только в электронном виде через личный кабинет на сайте ФТС. Представить ее нужно не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем получения товаров.

Что еще нужно знать бухгалтеру, который работает с ВЭД

На курсе повышения квалификации «Бухгалтер ВЭД: учет, налогообложение, валютный контроль в 2024 году» мы поможем вам разобраться во всех нюансах работы проведения экспортных и импортных операций без таможенных штрафов и валютных рисков. После прохождения курса вы получите официальное удостоверение, который занесем в ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Вы получите необходимые знания в сфере таможенного и валютного законодательства, расчета НДС и таможенных платежей в ФТС, чтобы занять должность бухгалтера ВЭД и выйти на новый уровень дохода.

Новый поток стартует 1 июня — записывайтесь!

В программе курса вас ждут записи лекций, а также онлайн-встречи, на которых вы вместе с преподавателем будете работать над итоговым проектом.

Как проходит обучение

Прохождение курса можно условно разбить на несколько этапов:

1. Знакомство с материалом

Вы смотрите уроки, изучаете тему, разбираетесь в примерах и тренируете полученные знания на практических заданиях. По ходу обучения вы сможете задавать любые вопросы персональному куратору в закрытом чате.

2. Онлайн-встречи с преподавателями

В таком формате вы сможете разобрать сложные темы напрямую с экспертом-практиком. Отточите практические навыки на реальных рабочих задачах бухгалтера ВЭД. Получите обратную связь от преподавателя и рекомендации.

3. Работа с дополнительным материалом

Вы скачиваете полезную раздатку, тренируетесь заполнять документы и необходимые отчеты, чтобы на практике справляться с этими задачами легко.

4. Тестирование

Вы проверяете полученные знания после каждого урока с помощью теста, проходить его можно неограниченное количество раз. Если какие-то задания вам даются сложно, то наш куратор всегда поможет вам разобраться в теме, чтобы вы не задерживались на одном тесте надолго.

5. Получение удостоверения

После обучения вы получите официальное удостоверение о повышении квалификации на 72 ак. часа.  Ваш работодатель увидит его в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора.

Сейчас вы можете купить курс по выгодной цене за 15 900 рублей вместо 35 200 рублей!

Новый поток обучения стартует уже 1 июня. Успейте записаться!

Купить курс

Воспользуйтесь акцией — начните учиться прямо сейчас!

Начать дискуссию