В 2024 году был принят в работу новый ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», таким образом, бухгалтер должен учитывать уже не пять, а шесть ФСБУ или даже семь, если организация решила заранее начать применять ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».
Сегодня обязательными являются стандарты:
С апреля 2025 года в силу вступит ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация». При отправке финансовой отчетности за 2025 год нужно будет применять новый ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Однако мало просто изучить положения стандарта, нужно быть готовым к тому, что на практике будет много проблем, для которых пока нет готовых решений, и их придется искать самому.
Мы выбрали несколько частых вопросов, чтобы вы могли научиться на чужих ошибках и знать, как себя вести в аналогичной проблемной ситуации.
На какой счет принимается к учету приобретенное организацией ПО
В соответствии с ФСБУ 14/2022, программное обеспечение, на которое у организации есть исключительные или лицензионные права и которое планируется использовать больше года, это нематериальный актив.
Поэтому данное ПО принимается к учету на счет 04:
Дт 08 — Кт 76;
Дт 04 — Кт 08.
Если срок полезного использования ПО не ограничен лицензией, то организация устанавливает этот срок самостоятельно, исходя из своих намерений, перспектив, ожидаемого морального старения ПО и т.д.
У организации всегда есть какой-то план (бизнес-план). Если можно предположить, что в рамках данного плана развития приобретенная программа позволит учитывать все операции, то можно поставить срок полезного использования ПО на период действия такого плана (например, на 3 года или на 5 лет).
В дальнейшем на конец каждого года организация будет проверять соответствие оставшегося срока полезного использования ПО новым или измененным планам и при необходимости продлевать или сокращать оставшийся СПИ (п. 42 ФСБУ 14/2020).
Как учесть расходы на создание и продвижение сайта компании
Организации на ОСНО, которые вправе вести бухучет упрощенными способами (например, микропредприятие), могут закрепить в учетной политике, что не капитализируют расходы на создание, приобретение, улучшение НМА в бухучете. Тогда затраты на приобретение, создание, улучшение объектов, которые по общему правилу учитывают в бухучете в качестве НМА, сразу и полностью надо будет признавать в текущем периоде как расходы по обычным видам деятельности — п. 4 ФСБУ 26/2020.
В налоговом учете сайт признают амортизируемым имуществом и учитывают в составе НМА, если выполняются условия:
имеются исключительные права на сайт и они подтверждены документально;
сайт используется в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации;
способен приносить экономические выгоды;
первоначальная стоимость сайта более 100 000 руб.;
срок полезного использования сайта более 12 месяцев.
Таким образом, в бухгалтерском учете можно затраты на создание сайта списать сразу, а в налоговом — только через амортизацию.
В каком случае используемый товарный знак является НМА
С 2024 года созданные самостоятельно товарные знаки, логотипы и другие средства индивидуализации, а также затраты на их создание не признаются нематериальными активами, поэтому их нужно списывать в расходы.
Затраты организации, связанные с созданием объектов, указанных в подпункте «е» пункта 8 ФСБУ 14/2022, признаются расходами периода, в котором они понесены.
А вот приобретенные товарные знаки нужно учитывать как НМА. Сразу списать их в расходы можно, если их стоимость будет меньше лимита для НМА. Лимит в учетке компания устанавливает самостоятельно (п. 7 ФСБУ 14/2022). После этого товарные знаки просто учитываете за балансом. И созданные собственными силами учитываете там же.
Изучите особенности применения всех семи ФСБУ, чтобы легко справляться с любыми проблемами, на курсе повышения квалификации «ФСБУ-2024, что бухгалтеру перестроить в работе: Аренда, НМА, ОС, Капвложения, Документооборот, Запасы, Инвентаризация».
Мы поможем вам по полочкам разложить правила и порядок работы с каждым ФСБУ. Вам не придется погружаться в сложные тексты стандартов, вчитываться в более чем 200 страниц, написанных канцелярским языком.
В программу входит 70 видеоуроков, тесты для самопроверки, конспекты со скринами, шпаргалки и шаблоны документов, а также много заданий на отработку практических навыков.
Как проходит обучение
Прохождение курса можно условно разбить на несколько этапов:
1. Знакомство с материалом и практика
Вы смотрите уроки, изучаете тему, разбираетесь в примерах и тренируете полученные знания на практических заданиях. По ходу обучения вы сможете задавать любые вопросы персональному куратору в закрытом чате.
2. Онлайн-консультации с преподавателем
В таком формате вы сможете разобрать сложные темы напрямую с экспертом-практиком. Получите обратную связь от преподавателя и рекомендации.
3. Изучение дополнительного материала
Вы скачиваете полезную раздатку, тренируетесь заполнять документы и необходимые отчеты, чтобы на практике справляться с этими задачами легко.
4. Тестирование
Вы проверяете полученные знания после каждого урока с помощью теста, проходить его можно неограниченное количество раз.
5. Получение удостоверения
Программа курса соответствует профстандарту «Бухгалтер». После обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 144 ак. часа. Ваш работодатель увидит его в государственном реестре ФИС ФРДО Рособрнадзора.
Сейчас вы можете купить курс со скидкой 70% всего за 6 300 рублей вместо 20 900 рублей!
Воспользуйтесь акцией — начните учиться прямо сейчас! Больше курсов повышения квалификации со скидкой в каталоге.
Начать дискуссию