Самозанятые: плюсы и минусы сотрудничества
Решая вопрос о сотрудничестве с самозанятым, заказчик должен учесть все плюсы и минусы таких взаимоотношений.
К плюсам можно отнести:
Отсутствие налоговой нагрузки. За самозанятых не нужно платить НДФЛ и страховые взносы, а также оплачивать им больничные, отпускные и прочие выплаты, которые предусмотрены ТК.
Отсутствие отчетности. За самозанятых не нужно сдавать отчетность в СФР и ИФНС.
Отсутствие кадрового учета. Для сотрудничества с такими исполнителями не нужно разрабатывать локальные нормативные акты, вести трудовые книжки, личные карточки и прочие кадровые документы.
Нет необходимости организовывать рабочее место. Самозанятый может работать там, где ему удобно, не ставя об этом в известность своего заказчика.
Основной минус — риск переквалификации отношений из гражданско-правовых в трудовые. Чтобы этого не произошло, нужно учесть следующие важные моменты.
Что нужно учесть при сотрудничестве с исполнителями по договору ГПХ
Чтобы сотрудничество с самозанятым было безболезненным и взаимовыгодным, нужно:
Узнать об основных запретах, которые связаны с самозанятыми.
Проверить статус исполнителя перед заключением договора и перед каждой выплатой вознаграждения.
Составить договор, который не содержит положений, свойственных трудовым отношениям.
Согласовать и подписать акт выполненных работ и услуг.
Получить и проверить чек от самозанятого.
Запреты для самозанятых, о которых заказчик должен знать
Запрет на сотрудничество с бывшими работниками.
Закон № 422-ФЗ запрещает компаниям сотрудничать с исполнителями на НПД, если с момента их увольнения прошло менее двух лет. Точнее, не прямо запрещает, а указывает, что доходы от такого сотрудничества не подпадают под НПД, а значит, заказчику с них нужно перечислить НДФЛ и страховые взносы.
Запрет на представление чужих интересов.
Самозанятые не могут представлять чужие интересы по агентским договорам, а также договорам комиссии и поручения. Если налоговая инспекция узнает об этом, она снимет самозанятого с учета, а с выплаченного ему дохода потребует уплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы, а также сдать отчетность.
Запрет на работу в качестве курьера.
Самозанятый не может доставлять товар и принимать за него оплату от своего имени. Исключение сделано только для случаев, когда самозанятый принимает оплату и выдает чек с кассы, которая зарегистрирована на продавца.
Запрет на продажу определенных товаров.
Самозанятые не могут перепродавать готовые товары, подакцизные товары, а также товары, которые подлежат обязательной маркировке.
Советы по минимизации рисков при сотрудничестве с самозанятыми
Описали, что проверить до начала сотрудничества и после оплаты. Рекомендации основаны на действующем законодательстве и нашем опыте
Проверка статуса самозанятого
Проверять статус своего исполнителя заказчик не обязан. Но сделать это нужно, чтобы обезопасить себя от риска перечисления средств физлицу, который утратил статус самозанятого. Ведь в этом случае заказчик должен будет перечислить в бюджет НДФЛ и страховые взносы с таких выплат.
Проверить статус можно несколькими способами:
запросить у самозанятого справку о постановке на учет в налоговом органе.
С помощью платформы Консоль.Про можно забыть о ручной проверке статуса исполнителя на НПД. Платформа автоматически проверяет исполнителей по базе ФНС до подписания договора и перед каждой оплатой. Это исключает риск перечисления средств исполнителю без статуса самозанятого.
Составление договора ГПХ
Договор ГПХ, который заключается с самозанятым, не должен содержать положений, свойственных трудовым отношениям. Например, в нем не должно быть упоминания о графике работы и должностных обязанностях. Предметом договора должен быть результат работы, а не трудовая функция.
В договоре не нужно употреблять фразы и слова «выплата зарплаты», «оклад перечисляется», «график работы», «работник и работодатель» и т. д. Желательно в договоре прописать, что исполнитель применяет режим НПД, и указать ответственность за несообщение заказчику об утрате статуса самозанятого.
О том, как правильно заключить договор с самозанятым, читайте здесь.
Составление и согласование акта выполненных работ
Этот необязательный документ, но он может обезопасить обе стороны, подтвердив факт сдачи и приемки выполненных работ (оказанных услуг), их сроки и произведенную оплату. Также акт послужит дополнительным документом, который подтверждает правомерность включения выплаты самозанятому в состав расходов.
Акт составляется по факту выполнения работ (оказания услуг) и подписывается обеими сторонами. После подписания акта производится расчет с исполнителем.
Получение чека от самозанятого
Чек — главный документ, который подтверждает расходы заказчика на выплату вознаграждения исполнителю и тот факт, что самозанятый внес указанный доход в приложение «Мой налог». Без чека заказчик не сможет учесть эти затраты в составе расходов.
Кроме этого, с дохода, который самозанятый не внес в приложение «Мой налог», налоговая может обязать заказчика перечислить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.
Как поступить в ситуации, когда исполнитель не выдал чек, читайте здесь.
Сотрудничайте с исполнителями на платформе Консоль.Про: автоматизированные выплаты самозанятым, формирование закрывающих документов и выдача чеков. Доверьте это профессионалам!
Как минимизировать риски сотрудничества с самозанятыми
Собрали советы, которые помогут правильно оформлять правоотношения с самозанятыми, чтобы не попасть под штрафы от ФНС.
Реклама: ООО «КОНСОЛЬ.ПРО», ИНН: 7707418148, erid: LjN8KWvnX
Начать дискуссию