Особенности сотрудничества с самозанятыми специалистами
В сфере строительства чаще всего привлекают самозанятых для возведения жилых и нежилых строений, ремонта и отделки квартир, офисов, складских помещений. Работы, которые они выполняют в рамках договора подряда, как правило, производится в несколько этапов. Заказчик должен понимать, как и в каких документах отразить этапы работ.
Также важно знать про риски привлечения технических исполнителей, чтобы в дальнейшем избежать переквалификации. Здесь нужно различать понятия «работа» и «работы». Работа — это трудовая функция, которую штатный сотрудник делает в рамках трудового договора. А работы — это задачи, которые исполнитель выполняет по договору подряда гражданско-правового характера.
Привлекайте исполнителей на конкретные задачи.
Сотрудничество с самозанятыми должно иметь сдельный характер. Это значит, что исполнитель привлекается для выполнения конкретной задачи, и выполненные работы должны иметь измеримый результат. Например, стены в офисе покрашены, система вентиляции на складе магазина вмонтирована.
Если сотрудничество предполагает постоянное вовлечение исполнителя в производственную деятельность компании, с ним лучше заключить трудовой договор.
Если технические специалисты сотрудничают с компанией на регулярной основе, это может привести к проверке от ФНС, суду и переквалификации отношений в трудовые. Например, слесарь или автомеханик регулярно выполняют заказы в автомастерской заказчика. Но только один критерий к переквалификации не приведет, налоговая оценивает отношения в совокупности.
Заключайте договор гражданско-правового характера.
Чаще всего с техническими специалистами — строителями, отделочниками, проектировщиками, — заключают договор подряда: бытового или строительного.
Реже заключается договор оказания услуг. Он подойдет для оформления сотрудничества, например, с инженерами для оказания услуг по охране труда.
Не выдавайте исполнителям инструмент.
Технические специалисты должны выполнять работы своими силами и с использованием собственного инструмента и оборудования. Им можно предоставить некоторый материал, но не рабочие инструменты. Пренебрежение этим условием может повлечь негативные последствия — споры с налоговиками по факту подмены трудовых отношений.
Документооборот с самозанятым специалистом
Документооборот с техническим специалистом включает в себя следующие документы.
Договор.
Сотрудничество с техническим исполнителем заказчик оформляет договором ГПХ. В договоре отражают все нюансы сотрудничества, порядок сдачи-приемки работ, особенности разрешения споров, права и обязанности сторон.
Вести документооборот с самозанятыми проще всего через платформу Консоль.Про. Все документы подписываются в режиме онлайн, а чеки формируются автоматически при каждой выплате.
Техническое задание.
Этот документ заказчик составляет в случае выполнения сложных работ или рамочного договора. В нем подробно описываются характеристики работ, которые должен выполнить подрядчик.
Если договор заключается на конкретные работы, например, нужно установить кондиционер, то составлять техзадание не нужно. В этом случае подробные сведения пропишите в договоре.
При возникновении споров техническое задание поможет подтвердить, что заказчик донес до подрядчика свои требования, а исполнитель с ними согласился. Кроме того задание подтверждает сдельность отношений в случае рамочного договора.
Смета / коммерческое предложение.
Составляет подрядчик на основании техзадания. Этот документ важен больше для исполнителя, чем для заказчика. Исполнитель может составить документ до заключения договора, тогда это коммерческое предложение. Если после — смета.
Акт выполненных работ.
На основании этого документа происходит сдача и приемка выполненных работ и производится оплата. Также акт помогает подтвердить сдельность отношений.
Чек.
Чек — обязательный документ, который должен формировать самозанятый на сумму, полученную от заказчика. На основании чека заказчик включает расходы на выплату самозанятому в состав затрат по налогу на прибыль и УСН, а подрядчик уплачивает НПД исходя из суммы полученного за месяц дохода.
Важно правильно заполнить все реквизиты чека. В чеке не должно быть терминологии, свойственной трудовым отношениям, например, «зарплата», «оклад», «аванс». Заменяйте слова, например, вместо «аванс» пишите «предоплата».
Бесплатный сервис Трудоголик найдет слова из трудовой терминологии, которых не должно быть в договоре с самозанятыми.
Приложения к договору.
К договору с техническим специалистом также можно составить другие приложения: календарный план работ, перечень технической документации. Но на практике эти документы готовят редко.
Договор с техническим специалистом — разделы и примеры заполнения
С самозанятым-техническим специалистом составляется договор подряда или договор оказания услуг.
Закон не обязывает самозанятых сотрудничать по договору, но на практике без него никто не приступает к задачам. Правильно составленный договор защищает заказчика от риска переквалификации отношений в трудовые и от обязанности перечисления налогов и взносов за самозанятого-подрядчика.
В договор подряда с техническим специалистом, например, на отделку офиса, необходимо включить такие разделы:
Предмет договора.
Это существенное условие, и без него договор будет считаться незаключенным.
В договоре укажите адрес стройплощадки, тип строения, например, бизнес центр, а также его основные характеристики и параметры — этажность, площадь, какие-то конструктивные особенности. Можно также указать требования к материалам, из которых будет сооружено строение.
Например, «Исполнитель обязуется выполнить работы по отделке офиса Заказчика, расположенного по адресу …»:
Если работы, к которым привлекается самозанятый, сложные или договор рамочный, подробно расписывать их в договоре необязательно, тогда нужно составить техзадание и подробно описать все в нем.
На платформе Консоль.Про вы можете воспользоваться шаблонами готовых договоров, загрузить свой собственный договор или настроить шаблон под себя.
Сроки выполнения работ.
В это разделе пропишите общие сроки выполнения работ и отдельных его этапов: начальный и конечный.
Стоимость работ.
Укажите полную стоимость работ и при необходимости учтите дополнительные расходы, например, на составление дизайн-проекта дома, оплату и доставку строительных материалов.
Оплата, как правило, производится по факту выполнения каждого этапа работ. В договоре можно предусмотреть предоплату.
Отдельно сроки и стоимость работ можно не прописывать и сделать отсылку на то, что они будут отражены в задании, составленном к договору.
Например, «Стоимость и сроки выполнения работ определены в Приложении № 1 к настоящему Договору».
Гарантии.
В договоре рекомендуется указать гарантийные сроки на выполненные работы.
Пример:
14.1. Гарантийный срок на работы, выполненные Подрядчиком, устанавливается в 24 (Двадцать четыре) месяца с даты подписания Сторонами Акта закрытия объекта.
14.2. Подрядчик в течение периода гарантийного срока обязан устранить все дефекты, возникшие в результате некачественного выполнения работ и выявленные в ходе эксплуатации Объекта за свой счет. Если Подрядчик не устранит некачественное выполненные по его вине работы в течение указанного в Договоре срока, то Заказчик имеет право привлечь других исполнителей, которые за соответствующую плату переделают некачественно выполненные Подрядчиком работы. Все расходы в этом случае возмещаются Подрядчиком.
14.3. Гарантийный срок на материалы, используемые при выполнении работ, должен быть не менее срока гарантии на выполненные работы.
Порядок сдачи и приемки работ.
Принимать работы можно как по завершению каждого конкретного этапа, так и после окончательного завершения строительства.
Пример:
Подрядчик письменно извещает Заказчика о готовности к приемке Работ - за 5 (пять) рабочих дня до завершения Работ.
Приемка работ осуществляется Заказчиком в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения уведомления Подрядчика.
Заказчик обязан подписывать Акты о приемке выполненных работ или направлять Подрядчику в течение 7 (семи) календарных дней с момента получения Актов мотивированный отказ от приемки работ в соответствии с условиями настоящего Договора.
Приемка работ по Договору осуществляется путем подписания Заказчиком актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат, передачи Заказчику всей необходимой исполнительной и технической документации в 4-х экземплярах на бумажном носителе и 1-м экземпляре в электронном виде, включая документы, подтверждающие перевозку и утилизацию строительного мусора.
Основаниями для отказа в приемке Работ являются несоответствие качества и объемов работ СНиП, требованиям действующего Законодательства и нормативных документов Российской Федерации.
Приложения к договору с техническим специалистом
К договору с техническим специалистом можно составить различные приложения.
Техническое задание
В нем укажите характеристики объекта, требования к качеству выполнения работ и используемым материалам, пожелания по срокам выполнения работ.
Пример:
«Работы по отделке офиса производятся в бизнес центре «Лидер», расположенному по адресу…, на 16 этаже здания, в офисном помещении площадью 150 кв.м».
1. Наименование работ:
демонтажные работы в офисном помещении — перегородки, пол, потолки;
строительные работы — установка перегородок, укладка пола, установка подвесного потолка.
2. Объем работ: перечисленные работы в офисном помещении площадью 150 кв.м:
демонтаж перегородок — … шт.;
демонтаж пола — … кв.м;
демонтаж потолка — … кв.м;
установка перегородок — … шт.;
укладка пола — … кв.м;
монтаж подвесного потолка из гипсокартона — … кв.м.
3. Стоимость работ: 700 тыс. рублей.
4. Срок выполнения работ: с 28.08.2023 по 07.09.2023.
Техническое задание можно направить исполнителю через мессенджер или через внутреннее приложение, если оно есть. Самый удобный способ формировать задания — через платформу для сотрудничества с внештатными исполнителями Консоль.Про. Так все документы по исполнителям будут составлены правильно и храниться в одном месте.
Смета
Этот документ составляется на основании технического задания. В нем подрядчик подробно расписывает наименование работ в единицах измерения, их цену и объем, стоимость материалов и других расходов подрядчика. Смета используется для расчета бюджета проекта, планирования затрат и принятия решения о его выполнении.
Пример:
1. Демонтажные работы:
Демонтаж перегородок — (стоимость).
Демонтаж пола — (стоимость).
Демонтаж потолка — (стоимость).
2. Строительные работы:
Устройство новых перегородок — (стоимость).
Укладка нового пола — (стоимость).
Установка подвесного потолка — (стоимость).
Календарный план работ
Составляется на основании сметы, если необходимо детализировать каждый этап работ, сроки выполнения и стоимость.
Пример:
Перечень работ, которые должны быть выполнены:
Укладка напольного покрытия.
Оклейка стен обоями.
Покраска потолка.
Монтаж электропроводки и светильников.
Установка сантехнического оборудования.
Установка разделительных стен и дверей.
Установка оконных и дверных блоков.
Установка вентиляционной системы.
Разметка и обустройство рабочих мест.
Акт выполненных работ к договору с техническим исполнителем
В акте выполненных работ к договору подряда подробно пропишите:
Характеристику выполненных работ, их виды, единицы измерения и стоимостные показатели.
Адрес, по которому были выполнены работы.
Подробное описание выполненных работ.
Пример:
Состав работ:
Демонтажные работы:
удаление старой отделки стен, пола и потолка;
снос перегородок, при необходимости;
демонтаж инженерных коммуникаций, при необходимости.
Строительно-монтажные работы:
монтаж гипсокартонных перегородок с учетом проектных планов;
монтаж подвесных потолков из гипсокартона;
устройство стяжек на полу;
монтаж оконных конструкций и дверей;
установка электропроводки и освещения;
установка вентиляционной системы.
Объем работ:
Всего выполнено работ на сумму 280 000 (двести восемьдесят тысяч) руб.
Качество выполненных работ:
Работы выполнены в соответствии с действующими нормативами и требованиями.
Сроки выполнения работ:
Работы были выполнены в срок с 09.08.2023 г. по 10.12.2023 г.
Чек от технического специалиста — что указать
В поле «Наименование товара/услуги» необходимо указать конкретный результат работ:
Например,
Производство отделочных работ в офисе заказчика — 300 000 руб.
Замена электропроводки в офисе — 200 000 руб.
Установка новых светильников в количестве 10 шт. — 40 000 руб.
Покраска стен и потолка — 60 000 руб.
Подробнее о том, как правильно формировать чеки, чтобы не получить штраф от налоговой, читайте здесь.
Риски сотрудничества с техническими специалистами
Риски сотрудничества с техническими специалистами можно разделить на две группы: общие и специальные.
Общие риски
К ним относится риск переквалификации отношений в трудовые, а также признание заказчика налоговым агентом по отношению к самозанятому.
Для минимизации этих рисков:
Проверяйте самозанятого перед началом сотрудничества и перед каждой выплатой дохода.
Перед началом сотрудничества нужно проверить актуальность статуса плательщика НПД, затем уточнить факт наличия трудовых отношений с этим исполнителем в последние 2 года.
Статус самозанятого также нужно проверять перед каждой выплатой дохода — это позволит исключить риск перечисления денег исполнителю, который утратил статус плательщика НПД.
Составьте правильный договор.
В договоре нужно детально прописать все существенные моменты: предмет, сроки, стоимость, гарантию на оказанные работы, права и обязанности сторон, ответственность за нарушение условий договора и порядок разрешения споров. После составления договор необходимо проанализировать на отсутствие в нем терминологии и условий, характерных для трудовых отношений.
Получите закрывающие документы.
К ним относится чек и акт выполненных работ. Указанные документы не только подтвердят факт выполнения работ и их оплаты, но и послужат дополнительным доказательством того, что между сторонами сложились гражданско-правовые, а не трудовые отношения.
Специальные риски
К ним относится разглашение персональных данных заказчика, несоблюдение сроков выполнения работ, нарушение норм местного законодательства.
Минимизировать эти риски можно, подробно расписав все нюансы сотрудничества в договоре и приложениях к нему: техническом задании, смете, соглашении о неразглашении данных.
Конкретизация сроков выполнения работ, а также ответственность за их срыв, прописанная в договоре, обезопасит заказчика от их нарушения.
Информацию по срокам можно указать в договоре следующим образом:
1.1 Подрядчик обязуется выполнить работы по договору в течение 190 календарных дней с момента подписания настоящего Договора.
1.2. В случае необходимости продления срока выполнения работ по объективным причинам, Подрядчик обязан письменно уведомить об этом Заказчика не менее, чем за 90 рабочих дней до истечения срока, предусмотренного в пункте 1.1 настоящего Договора.
2. Ответственность за нарушение сроков выполнения работ по Договору:
2.1. За каждый день просрочки выполнения работ Подрядчик обязуется уплатить Заказчику неустойку в размере (указать процент) от суммы Договора за каждый день просрочки, начиная с дня, следующего за истечением срока, предусмотренного в пункте 1.1 настоящего Договора.
2.2. В случае пролонгирования сроков выполнения работ по объективным причинам, Заказчик может согласовать продление сроков выполнения работ с Подрядчиком без уплаты неустойки.
Обязанность соблюдать нормы местного законодательства можно прописать в договоре так:
1.1. Подрядчик обязуется соблюдать все действующие нормы местного законодательства, регулирующие выполнение работ по Договору.
1.2 В случае нарушения Подрядчиком указанных норм местного законодательства, он обязуется своими силами устранить все последовавшие за этим последствия, включая связанные с ними штрафы, санкции и иные обязательства.
1.3. Подрядчик несет полную ответственность перед Заказчиком за нарушение указанных норм.
Снизить риск разглашения персональных данных заказчика позволит составление NDA — соглашения о неразглашении персональных данных. Подробнее о том, как запретить самозанятому разглашать информацию о вашем сотрудничестве, мы писали в этой статье.
Что важно учесть при сотрудничестве с исполнителями-техническими специалистами:
Заключите договор подряда или оказания услуг.
Составьте техническое задание, смету и соглашение о неразглашении данных в качестве приложений к договору.
Укажите в договоре подробный перечень выполняемых исполнителем работ, их сроки и стоимость, когда сделку заключаете разово. Если заключаете рамочные договор, то включите эти подробности в техническое задание.
Требуйте от подрядчика составить смету на основе техзадания. В смете он должен зафиксировать этапы выполнения работ, их сроки и стоимость.
Зафиксируйте приемку работ и претензии к их качеству в акте выполненных работ.
Получите чек от самозанятого после оплаты выполненных работ. Проверьте в нем корректность внесенных данных о работах, их стоимости и заказчике.
Какой статус исполнителя выбрать для эффективного сотрудничества?
Поможем минимизировать риски
Узнайте, кто будет наиболее выгодным партнером для вас: самозанятый, ИП или физлицо без статуса
Реклама: ООО «КОНСОЛЬ.ПРО», ИНН: 7707418148, erid: LjN8KWqEY
Комментарии
2Строители и уж тем более инженеры – это дорогие специалисты. Многие больше 200 к в мес в совокупности по разным объектам зарабатывают, а значит, превышают лимит. Кажется, что НПД подойдет только тем, у кого небольшие рабочие обороты. Сезонные строители, подработка на строительстве небольших объектов.
Как же им не выдавать инструмент, когда у них всегда чего-то нету. Ну насмешили