Трудовые отношения

Как избежать трудовых споров при переводе сотрудников на удаленку? И помогут ли в этом поправки в ТК?

Недавняя ситуация с карантином продемонстрировала, что действующее трудовое законодательство к удаленному формату взаимодействия работодателя и работника было не готово.
Как избежать трудовых споров при переводе сотрудников на удаленку? И помогут ли в этом поправки в ТК?

Недавняя ситуация с карантином продемонстрировала, что действующее трудовое законодательство к удаленному формату взаимодействия работодателя и работника было не готово.

Как следствие, 16 июня в Госдуму был внесен законопроект № 973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы», регламентирующий удаленную работу сотрудников.

«Многие документально это не оформляют, так как нет четкого ответа о возможности сочетания дистанционной деятельности и работы в офисе», — прокомментировала ситуацию журналу «Профиль» руководитель кадровой службы КСК ГРУПП Аида Ибрагимова.

Действительно, в действующей редакции ТК, в главе 49.1 не существует понятия «удаленная работа». Есть понятия надомной и дистанционной работы. Надомники — производят продукцию, работающие дистанционно — не обязательно. В обоих случаях необходимо заключить дополнительное соглашение с сотрудником, о чем не приходилось говорить в условиях пандемии. Работодатели просто уведомляли по телефону, по электронной почте, при помощи мессенджеров, что, мягко говоря, не соответствует текущему законодательству.

Только в конце апреля этого года Минтруд выпустил письмо № 14-2/10/П-3710, где разделил виды занятости сотрудников на дистанционную, удаленную работу и работу на дому.

Поправки в Трудовой кодекс предусматривают упрощенные правила перевода сотрудников на «удаленку» в исключительных случаях: при катастрофах, авариях, пожарах, наводнениях, землетрясениях, эпидемиях и прочих форс-мажорах. Законодатели предлагают установить три вида занятости: дистанционную (удалённую), временную дистанционную (удалённую) и комбинированную (работа в офисе или на производстве в сочетании с работой из дома или другого места).

«Основной плюс такого упрощенного порядка в том, что не нужно оформлять дополнительные соглашения с каждым человеком об удаленной работе, для этого достаточно издание локального нормативного акта», — объясняет Аида Ибрагимова.

Однако к законопроекту есть и вопросы.

«Если дополнительное соглашение можно не заключать, то как доказать, что удаленная работа введена с согласия сотрудника? Достаточно ли его просто ознакомить с локальным актом, или же надо будет брать какое-то заявление и направлять уведомление о согласии? Если нужно будет оформление каких-то документов, то этот порядок нельзя назвать упрощенным», — считает эксперт.

Небольшое распространение дистанционной занятости в России до пандемии эксперты объясняют не только сложностью оформления документов, но и отсутствием контроля над сотрудниками.

«Этот режим показывает низкую производительность труда: человек считает, что имеет свободный график и может трудиться тогда, когда посчитает нужным, работодателю сложно контролировать его», — объясняет Аида Ибрагимова.

Решить это можно включение норм в трудовой договор. Чтобы избежать конфликтых ситуаций с сотрудником, в трудовом договоре или дополнительном соглашении нужно прописать режим рабочего времени в условиях удаленной работы. В противном случае, в действие вступит ст. 312.4 ТК, в которой прямо указано, что дистанционный сотрудник устанавливает режим работы и отдыха по своему усмотрению.

Также стоит закрепить способы связи с сотрудником (мессенджеры, электронная почта, СРМ), документооборот, порядок использования корпоративного оборудования (к примеру, сотруднику выдан ноутбук). Если же сотрудник использует личное оборудование, ему положена компенсация, что также необходимо прописать.

Чтобы помочь вам разобраться с кадровыми вопросами, и избежать возможных споров с работниками, специалисты КСК ГРУПП предлагают услугу кадрового аудита.

Услуга включает в себя:

  • Оценку трудовых рисков.
  • Минимизацию штрафных санкций.
  • Предупреждение трудовых споров.

Вот наиболее частые случаи, когда стоит обратиться к профессионалам в области кадрового аутсорсинга:

  • в компании сменился топ-менеджмент или ключевой специалист, отвечающий за работу с кадрами и за кадровый документооборот;
  • произошли серьезные изменения законодательной базы;
  • компании предстоят проверки трудовой инспекцией и прочими надзорными органами, имеющими отношение к ведению кадровой документации;
  • назрел серьезный трудовой спор с сотрудником или группой лиц.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

Интересные материалы

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7