Общий чек-ап затрат
Сегодня — лучшее время, чтобы наладить управленческий учет и посмотреть на свой бизнес с «высоты птичьего полета». С ним все затраты станут «как на ладони» и можно будет спланировать обдуманное сокращение расходов.
Составьте перечень фиксированных расходов и подумайте, какие перевести в переменные с привязкой к фактическим результатам. Часто зарплаты менеджеров привязывают к объему продаж, столяров — к объему изготовленных изделий и т. д. Даже аренда в торговых центрах частично привязана к объему продаж, обсудите ситуацию с арендодателем, чтобы уменьшить фиксированную часть и увеличить процент по переменной части.
Например, вы обнаружите, что платите 20 000 рублей в месяц за софт, который рассчитан на штат из 120 человек. Зачем такая подписка, если в компании работает 30 сотрудников? Лучше выбрать тариф на 50 пользователей за 7 тысяч — и вуаля, ежемесячно в копилку падает по 13 000 рублей.
Без управленческого учета в оптимизации затрат никуда. Кажется, что малому бизнесу хватит простых табличек в Excel и Google Таблицах. Но с ними составление отчетов отнимает много времени, так как нужно знать формулы, разбираться в финансовых отчетах и вручную вносить данные. Поэтому лучше сразу автоматизировать управленческий учет с сервисом КУБ24 ФинДиректор. Программа сама собирает данные, разносит оплаты по статьям расходов и подсвечивает неэффективные. Это упрощает принятие решение по сокращению затрат.
Оптимизация штата
В кризис многие компании в первую очередь сокращают штат и зарплаты. В b2b- и b2c-услугах фонд оплаты труда часто превышает 70% от выручки, поэтому решение кажется очевидным. Однако, все зависит от особенностей бизнеса и результатов предварительного анализа.
Мы подготовили отдельную статью, в которой рассказываем, что делать в кризис: сокращать или увеличивать расходы на сотрудников. Обязательно почитайте, чтобы не допустить ошибок.
Формирование запасов
Сосредоточьте усилия на популярных и рентабельных товарах:
- Определите скорость реализации продукции за последний год по данным из внутренней системы учета.
- Откажитесь от товаров, которые продаются в 2-3 раза медленнее среднего показателя.
- Избавьтесь от остатков неходового товара. Можете устроить акцию или распродажу, чтобы быстрее «разморозить» деньги.
- На полученные средства закупите ликвидные позиции, чтобы не остаться без запасов в ситуации, когда логистика сильно изменилась, особенно если у вас импортный товар.
Кроме наличия запаса ходовых товаров, у этого решения есть еще одно преимущество. В сложный период вы обойдете конкурентов, которые не задумались об этом заранее. Ваши позиции улучшатся, выручка увеличится и появится возможность рассмотреть другие варианты масштабирования.
Не забывайте, что некоторые мало маржинальные позиции формируют спрос на высокорентабельные товары. Например, магазины газонокосилок допродают к основным товарам насадки и прочие расходники с наценкой 200-300%. Убрав первое звено, предприниматель лишится сверхприбыли от второго.
У КУБ24 есть блок по анализу вашей товарной номенклатуры КУБ24 ФинДиректор Товары. Достаточно загрузить данные о продажах за 3-6 месяцев и вы получите рекомендации, что делать с каждой товарной позицией или категории товаров.
Управление дебиторкой
В кризис важен каждый рубль. Нужно иметь запас для форс-мажорных ситуаций или срочного ремонта оборудования. Поэтому особенно важным становится вопрос задолженностей контрагентов, которые «съедают» оборотный капитал и лишают предпринимателей резервов.
К тому же, нет гарантий, что кризис не приведет к банкротству контрагентов. Долги таких партнеров становятся безнадежными — по сути, вы теряете собственные деньги. Полноценное управление «дебиторкой» предусматривает регулярный анализ платежеспособности контрагентов. Своевременно обнаружив проблемы, вы перестанете отгружать товары в рассрочку и избежите непредвиденных убытков.
Систематизируйте управление «дебиторкой» и создайте четкий регламент для менеджеров и других сотрудников. За выполнение или нарушение правил разработайте систему поощрений и штрафов, чтобы повысить возврат долгов.
Об эффективном управлении дебиторской задолженностью мы рассказали в отдельной статье. Следование перечисленным советам полезно даже в стабильное время, что уж говорить о кризисном. Автоматизировать работу с должниками помогут отчеты в КУБ24, которые упростят вам сбор долгов.
Отказ от невыгодных направлений
Определение рентабельности отдельной продукции, направлений и проектов вскроет много интересного. Например, вы можете обнаружить товары, которые продаете в убыток. Или найдете клиента с рентабельностью всего 2-3% при среднем показателе в 10-15%.
Для этого считают рентабельность продаж по чистой или операционной прибыли. Сначала находят среднее значение для всего бизнеса, а затем спускаются к конкретным направлениям, проектам, клиентам и товарам. Чтобы сократить расходы и повысить эффективность бизнеса, отказываются от нерентабельных позиций.
Когда у компании десятки проектов и сотни клиентов, расчет рентабельности вручную занимает массу времени и при небольшой ошибке не дает реальной картины. КУБ24 считает все сам — рентабельность по всем направлениям, клиентам и товарам. Для этого достаточно загрузить информацию по платежам из банка и/или данные из 1С. Можно посмотреть рентабельность за интересующий период, сравнить между собой разные проекты, направления и клиентов. Доступные инструменты повышают вашу личную управленческую эффективность и упрощают планирование будущих периодов.
Изменение маркетинговой стратегии
Не все рекламные каналы одинаково эффективны. Окупаемость одного может быть 200%, а второго — 50%. В среднем предприниматель видит положительный результат, но лишает себя возможности расти. И снова на сцену выходит управленческий учет: расчет ROMI по каждому каналу привлечения клиентов позволяет исключать из маркетинговой стратегии невыгодные инструменты.
В кризис минимизируют вложения в каналы, направленные на «холодную» аудиторию — баннеры на отраслевых сайтах, выставки и прочее. Основные усилия бросают на «горячих» клиентов, которые приходят, например, через контекстную рекламу.
И нельзя забывать про тех, кто уже работал с вами. По данным Semrush, вероятность повторной продажи — 60-70%, в то время как первой — 5-20%. Причем в первом случае средний чек зачастую выше на 31%.
Пошаговый алгоритм:
- Загрузите данные по рекламным каналам в КУБ24.
- Рассчитайте ROMI по каждому каналу привлечения клиентов.
- Откажитесь от каналов, которые не окупаются.
- Перераспределите бюджет: выделите больше средств для рентабельных каналов.
- Продолжайте отслеживать показатели с помощью удобных графиков, чтобы своевременно корректировать стратегию.
Кстати, многие в кризис отказываются от поискового продвижения. Да, этот инструмент не дает быстрых результатов. Но он становится основой интернет-продвижения. SEO приносит результаты даже спустя несколько лет после окончания работ. Для минимизации расходов можно переключиться с дорогих высококонкурентных запросов на низкочастотные. Продвижение по ним требует минимум усилий и инвестиций.
Минимизация общехозяйственных расходов
На общехозяйственные расходы внимание обращают в последнюю очередь, потому что в месячном разрезе они минимальны:
- бумага — 3 000 рублей;
- кофе — 2 000 рублей;
- печенье — 4 000 рублей;
- фрукты — 5 000 рублей;
- и другие.
В совокупности они могут достигать 150-200 тысяч рублей в месяц! И это отличный источник экономии средств и выделения бюджетов на более важные процессы.
Общехозяйственные расходы реально сократить на 40-50%:
- Составьте список общехозяйственных расходов.
- Выберите, какие статьи исключить полностью, а какие оставить без изменений.
- Продумайте варианты сокращения оставшихся расходов. Например, договоритесь с поставщиком воды для кулеров о скидке.
В КУБ24 расходы можно делить на категории. Предприниматели в режиме реального времени видят, сколько денег потрачено на общехозяйственные нужды. Поэтому не теряются даже маленькие суммы на бумагу, кофе и т. д.
Решения по наитию в кризис — проигрышный вариант. Любое сокращение затрат нужно начинать с их анализа. Начните принимать решения и планировать деятельность на основе данных — без эмоций и безосновательных предположений. Сделайте первый шаг — загрузите данные по бизнесу в КУБ24 и вы поймете, на чем можно «сэкономить миллион».
КУБ24 ФинДиректор
Сервис по контролю и планированию денег бизнеса
Как автоматизировать управленческий учет без крупных затрат?
Комментарии
8Ясно-понятно. Режем ассортимент до усредненного на рынке и экономим туалетную бумагу.
Если экономить на продуктах, будет экономия и туалетной бумаги
Не столь очевидно. Говорят, от дешевых продуктов бывает обратный эффект.
Дело не в качестве, а в количестве
А если в эти продукты добавлять больше пальмового масла, то в дальнейшем можно сэкономить и на пенсиях за счет не доживающих до пенсии.
всегда считала "странным" совет экономить на ЗП сотрудников, да и все рекомендации даны для торговли, а где для производства?Думали, считали (вертели - крутили), ну ни как не сократить расходы!! и так все по минимуму
Реклама КУБа