Управление финансами

Чем занимается финансовый директор

Роль финансового директора все еще окутана тайнами, стереотипами и заблуждениями. Вплоть до того, что его функции перекладывают на главного бухгалтера. Давайте разберемся, кто это такой и чем занимается.
Чем занимается финансовый директор
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Финансовый директор (финдир, CFO) — это один из руководителей, который отвечает за финансовые потоки, стратегию и достижение целей по прибыли.

Некоторые считают таких специалистов правой рукой генерального директора, потому что управленческие решения принимают с учетом рекомендаций финдира. Главная задача CFO — помогать бизнесу расти и увеличивать прибыль. Для этого выполняется ряд задач, о которых поговорим далее.

1. Диагностика бизнес-процессов

Работа начинается с диагностики бизнес-процессов. Финдир забирается в потаенные уголки бизнеса и собирает показатели, о которых собственник раньше даже не задумывался.

Появляется набор ключевых метрик, которые ложатся в основу отчетов. Без учета этих метрик, отчеты могут быть бесполезны, т.к. не покажут в чем проблема. С ними дальше работают, чтобы держать руку на пульсе, вовремя реагировать на проблемы и находить точки роста.

Дело не ограничивается подсчетом выручки, расходов и прибыли. CFO работает с:

  • направлениями;

  • рентабельностью;

  • коэффициентами финансового анализа;

  • каналами продаж;

  • запасами;

  • проектами;

  • дебиторской и кредиторской задолженностями;

  • и с другими показателями.

Если у фирмы несколько торговых точек или производств, то показатели также считают отдельно по подразделениям.

У Дениса три точки на строительных рынках. Ежемесячная чистая прибыль — 200 000 руб. Финдир оцифровывает бизнес в целом и по каждой точке.

Выясняется, что две точки приносят прибыль по 200 000 руб., а третья работает в убыток на 200 000 руб. Уже на этом этапе появляется возможность увеличить прибыль в 2 раза, закрыв убыточную точку.

То есть на начальном этапе финдир закладывает основу учета и будущих управленческих отчетов. Без этого в будущем придется все переделывать, вносить корректировки и терять возможности из-за сбора некачественной информации.

2. Оцифровка бизнеса и автоматизация учет

Чтобы иметь доступ к показателям в режиме реального времени, финдир создает систему управленческого учета (УУ). В отличие от бухгалтерского и налогового учета, УУ не ограничен правилами и стандартами, создается под потребности организации.

Какие задачи решает финдир:

  • создает формы отчетов для каждого отдела;

  • налаживает постоянный сбор и систематизацию данных;

  • выбирает инструменты для построения отчетов — электронные таблицы или специальные сервисы;

  • внедряет необходимые контуры учета и планирования;

  • создает форму единой отчетности, по которой можно делать выводы о состоянии бизнеса и принимать решения.

Типовой набор отчетов:

  • Отчет о движении денежных средств (ОДДС).

  • Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ).

  • Управленческий баланс.

  • Отчет о дебиторской и кредиторской задолженностях.

Финдир автоматизирует управленческий учет, чтобы быстрее и качественнее собирать данные, больше времени уделять анализу и снизить нагрузку на сотрудников. Для этого применяются специальные сервисы.

Например, компании работают с сервисом КУБ24 ФинДиректор — комплексным инструментом управленческого учета. Он автоматизирует сбор данных и построение отчетов, анализирует информацию и указывает на проблемные места. В одном окне можно ознакомиться с ключевыми бизнес-метриками и сделать выводы о результативности.

3. Анализирует данные

Финансовый директор регулярно изучает отчеты, проводит вертикальный, горизонтальный и факторный анализ, чтобы выявить неприятные зарождающиеся тенденции и узкие горлышки, о которых писали в статье «Как найти узкое место в бизнесе».

Так обнаруживаются неэффективные расходы, направления, проекты, сотрудники и т.п. Это позволяет исправлять проблемы и расширять бутылочные горлышки, что приводит к росту прибыли.

4. Делает выводы по результатам анализа

По результатам анализа финдир делает выводы:

  • что изменить, чтобы увеличить прибыль. Например, сократить неэффективные расходы и заменить сотрудников, чья статистика хуже, чем у коллег;

  • почему снизилась выручка или выросли расходы;

  • почему выросло количество просрочек по отгрузкам;

  • что оптимизировать, чтобы повысить эффективность;

  • и другие. 

Выводы выносятся на обсуждение руководителю, после которых принимаются управленческие решения и составляются планы на будущие периоды.

Управленческий учет для роста прибыли и экономии времени на каждом этапе развития бизнеса

Онлайн-сервис для принятия решений на основе цифр

5. Планирует деятельность

Основываясь на выводах анализа и данных прошлых периодов CFO планирует деятельность будущих периодов, ставит реалистичные, но при этом амбициозные цели.

Планы бывают оперативные и долгосрочные (стратегии).

Первые рассчитаны на неделю, месяц или квартал, чтобы можно было ориентироваться «здесь и сейчас». Вторые охватывают год и более длительные периоды. Они ориентированы на реализацию проектов и оценку эффективности инвестиций.

Какие документы составляет финансовый директор для планирования:

  • Платежный календарь.

  • Бюджет движения денег.

  • Бюджет доходов и расходов.

  • Прогнозный баланс.

Еще разрабатывается финансовая модель — это комплексный отчет, который представляет собой план по организации в целом. Цель всех документов — определить, к каким показателям стремится компания и сколько ресурсов понадобится для достижения целей.

По составленным планам CFO определяет и расставляет по вероятности наступления потенциальные риски. Для каждого разрабатывается порядок действий, чтобы минимизировать негативные последствия.

6. Контролирует достижение целей

На составлении планов работа не заканчивается. Финансовый директор контролирует ключевые показатели в динамике и отслеживает отклонения, чтобы оперативно принимать решения, если что-то пошло не так. Также контролирует, чтобы все действовали в рамках выделенного бюджета и не тратили лишнего.

Если видно, что статья расходов растет опережающими темпами, финдиректор анализирует процессы и ищет причины. Предупредительные действия позволяют найти и устранить сложности еще до того, как они ухудшат финансовую устойчивость.

Некоторые блоки нуждаются в постоянном контроле. Например, финдиректор всегда следит за кредиторкой и дебиторкой, чтобы определять допустимые отсрочки для клиентов. Также нужно смотреть за неснижаемым остатком запасов, чтобы не остаться без товаров и при этом не «заморозить» излишек оборотки.

Не менее важно проверять платежный календарь и достаточность денег на обязательные платежи, чтобы не попасть в кассовый разрыв. Бизнес должен его избегать, чтобы не испортить отношения с поставщиками и кредиторами.

В совокупности это обеспечивает бизнесу стабильность, развитие и финансовую устойчивость.

7. Помогает принимать управленческие решения

Финансовый директор для генерального или собственника — как навигатор, который просчитает оптимальный путь к цели и поможет избежать потери денег. У него найдутся ответы на многие вопросы:

  • как повысить маржинальность;

  • что сделать для увеличения рентабельности;

  • в какое направление стоит вкладывать деньги;

  • стоит ли сейчас расширять штат;

  • какая должна быть минимальная рентабельность по каждому проекту;

  • стоит ли сейчас закупать новое оборудование;

  • какой товар нужно вывести из ассортимента, а на какой поднять цены;

  • и другие.

Все ответы финдир подтверждает цифрами и фактами. Собственники получают управляемый бизнес, в котором уменьшается неопределенность и растет процент выполнения планов.

На один вопрос финдир может предложить 2–3 решения с планами действий и последствиями. Каждое оценивается с позиции рисков и потенциальных выгод.

Чем не должен заниматься финдиректор

Финансовый директор — не универсальный боец, который занимается всем подряд, что хоть как-то связано с финансами. Но в некоторых компаниях так и делают: загружают специалиста всем подряд — кто-то по незнанию, другие из-за экономии. Даже главных бухгалтеров делают финдирами, хотя это совершенно разные специализации.

Чтобы не нагружать специалиста лишними задачами, которые отвлекают от основной цели, знайте, чем он не должен заниматься:

  • Бухгалтерским и налоговым учетом.

  • Выполнением планов по продажам.

  • Операционкой по сбору первички, получению кредитов в банке и т. п.

  • Юридическими вопросами.

  • Приемом и увольнением сотрудников.

Финдир не должен самостоятельно принимать управленческие решения. Он дает информацию, оцифрованную базу и ключевые выводы, которые упрощают выбор правильных вариантов. Последнее слово остается за генеральным директором или собственником предприятия.

Хороший финансовый директор — дорогое удовольствие для малого бизнеса. Поэтому предприниматели пользуются альтернативой — аутсорсингом финдиректора, который по доступной стоимости управляет финансами. 

Если вы хотите принимать решения на основе цифр и увеличить прибыль компании, то приглашаем вас на бесплатную консультацию. Мы, проект КУБ24, уже ведем управленческий учет более 100 компаниям из разных сфер бизнеса. Наши финансовые директора оцифровывают бизнес клиентов, находят узкие горлышки и точки роста прибыли. На встрече обсудим текущие задачи вашего бизнеса и какие решения мы можем вам порекомендовать.

Управленческий учет для роста прибыли и экономии времени на каждом этапе развития бизнеса

Онлайн-сервис для принятия решений на основе цифр

Реклама: ООО «КУБ», ИНН 9705052396, erid: LjN8K83vU

📚 Уникальные навыки, которых нет в интернете!

Наши курсы разработаны экспертами, практикующими бухгалтерами. Эти знания и навыки вы не найдёте в поисковиках — они основаны на реальном опыте и последних изменениях законодательства.

🔥 Главбух на УСН
Освойте УСН и минимизируйте риски. Эксклюзивная программа с учётом налоговой реформы-2025! 💰 Рассрочка: 3 725 ₽ × 4 месяца

🔥 Бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С
Для тех, кто хочет с нуля освоить профессию бухгалтера. Научитесь всему, что нужно, за 4 месяца! 💰 Рассрочка:2 725 ₽ × 4 месяца

🔥 Бухгалтер на ОСНО
Разберитесь с отчетностью на ОСНО, избегайте ошибок и штрафов. Уникальная практика от экспертов! 💰 Рассрочка: 1 725 ₽ × 4 месяца

✨ Вкладывайте в уникальные знания — это ваш профессиональный успех!

Посмотреть все курсы

Комментарии

4
  • ФД Екатерина

    Чтобы не нагружать специалиста лишними задачами, которые отвлекают от основной цели, знайте, чем он не должен заниматься:

    Бухгалтерским и налоговым учетом.

    Выполнением планов по продажам.

    Операционкой по сбору первички, получению кредитов в банке и т. п.

    Юридическими вопросами.

    Приемом и увольнением сотрудников.

    ню-ню)

  • VadimBA

    Тяну руку... А можно вопрос?

    Почему главный бухгалтер, который несет серьезную ответственность за деятельность предприятия, зачастую, должен выполнять указания финансового директора, который в явном виде не несет никакой особой ответственности за деятельность предприятия?

    • Иван Иванов

      А нет возможности информировать руководителя об указаниях финдира, противоречащих законодательству или создающих риски для организации? Вы имеете полное право на это, а в принципе обязаны докладывать о таких фактах руководителю.
      Есть ряд НПА, по которым определенные действия может совершить искл. руководитель (см. Закон 402-ФЗ, указание ЦБ РФ 3210-у, например разрешительные подписи на кассовых и иных документах и т.д.).
      На мой взгляд, у главбуха всегда есть вполне легальный инструмент - учетная политика (которую он и формирует). Сделайте как вам удобно, начиная хотя бы с права первой подписи...


Похожие материалы

Как вырасти до главбуха на УСН за четыре месяца

В 2025 году работать на УСН стало сложнее — нужно платить НДС, сдавать новую декларацию и т. д. Собственники сами не справляются с новыми задачами, поэтому спрос на компетентных бухгалтеров постоянно растет. Получите необходимые знания, чтобы расширить круг клиентов, доказать работодателю свою ценность и получить должность главбуха.

Как вырасти до главбуха на УСН за четыре месяца

Как ИП на УСН вернуть переплату по налогу на имущество

В общих случаях ИП на УСН не нужно уплачивать налог на имущество. Однако в некоторых случаях это необходимо. Рассказываем, можно ли вернуть переплату по налогу на имущество.

Как ИП на УСН вернуть переплату по налогу на имущество

Почему не все бизнес-идеи нужно воплощать? Как анализировать идею до запуска и избегать финансовых потерь

Настоящие предприниматели всегда полны головокружительными идеями. Но далеко не все из них стоит воплощать в жизнь. Иногда лучше остановиться и задуматься о том, какую реальную пользу принесет изобретение, и насколько оно экономически выгодно.

Почему не все бизнес-идеи нужно воплощать? Как анализировать идею до запуска и избегать финансовых потерь

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Налог на недвижимость организации в 2025 году: способы расчета, порядок и сроки уплаты, декларация

При расчете налога на недвижимость учитывайте несколько факторов: стоимость объекта (кадастровая или среднегодовая), размер налоговой ставки в регионе, необходимость внесения авансов по кварталам. Рассказываем, как без ошибок исчислить налог, по какой налоговой ставке и в какие сроки отчитаться.

Налог на недвижимость организации в 2025 году: способы расчета, порядок и сроки уплаты, декларация

Пошаговый порядок оформления сотрудника в отпуск по уходу за ребенком в 1С

Если сотрудник направляется в отпуск по уходу за ребенком, то работодатель должен предоставить в СФР сведения о нем. Разбираем полный порядок оформления выплаты пошагово.

Пошаговый порядок оформления сотрудника в отпуск по уходу за ребенком в 1С

Как определить справедливую стоимость предмета аренды по ФСБУ 25/2018

Если организация не имеет право на упрощенный бухгалтерский учет, и сдает в субаренду часть недвижимости, то ей стоит вести учет по правилам ФСБУ 25/2018. Рассказываем, как оценивать справедливую стоимость предмета аренды и как учитывать аренду.

Как определить справедливую стоимость предмета аренды по ФСБУ 25/2018

Заполнение декларации с льготными ставками по УСН

Добрый день! В продолжение этой темы:

https://www.klerk.ru/consultations/lgotnye-stavki-usn-v-dagestane-dla-marketplejsov-18495/

Я верно понимаю, что для Дагестана...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый вечер.

Да, код у вас 3462010/0001000101.3.

Пониженные ставки указываются в строках 120-123. В остальном декларация такая же.

Рейтинг топ-3 компаний по банкротству, которым можно доверять в 2025 году

Процедура банкротства физических лиц — это законный способ избавиться от непосильных долгов и начать жизнь с чистого листа. Однако неправильный выбор юридической компании может привести к затягиванию процесса, дополнительным финансовым расходам или даже отказу в списании задолженности.

Рейтинг топ-3 компаний по банкротству, которым можно доверять в 2025 году

Что изменилось с 1 февраля 2025 года в работе бухгалтера: обзор

В феврале 2025 года начинает действовать ряд новшеств и поправок в российском законодательстве. Многие из них напрямую затрагивают работу бухгалтера.

Что изменилось с 1 февраля 2025 года в работе бухгалтера: обзор

Ответственность агрегатора (маркетплейса) за нарушение исключительных прав

Объем рынка электронной коммерции неизбежно растет: только в 2024 году выручка указанного сегмента составила 19,9 триллионов рублей. Маркетплейсы становятся основной платформой реализации товаров, однако с их развитием возрастает и число нарушений исключительных прав третьих лиц.

Ответственность агрегатора (маркетплейса) за нарушение исключительных прав
Страховые взносы

Как распределять взносы при совмещении УСН и патента

Упрощенка доступна компаниям и индивидуальным предпринимателям, а патентную систему могут использовать только ИП. Разбираемся, как распределяются страховые взносы между спецрежимами, если предприниматель применяет совмещение УСН и ПСН.

Как распределять взносы при совмещении УСН и патента

Рейтинг арбитражных управляющих России — топ–5 для физических лиц

Отобрали для вас 5 надежных финансовых управляющих, которым можно довериться во время банкротства.

Рейтинг арбитражных управляющих России — топ–5 для физических лиц
1

Расширение налоговых прав Правительства, отказ от налогов, НДС по семенам в обзоре

Анализ отдельных налоговых событий.

Автоматизация учета

Облачные технологии или блокчейн: могут ли новые технологии изменить подход к подписанию и хранению документов

Раньше искусственный интеллект, блокчейн и машинное обучение казались чем-то далеким и невозможным. Теперь — это реальность, которая меняет все, в том числе документооборот в крупных и небольших организациях. Электронные подписи и облачные хранилища заметно облегчают жизнь и ускоряют решение бизнес-задач.

Облачные технологии или блокчейн: могут ли новые технологии изменить подход к подписанию и хранению документов

Новая акция на обновленные онлайн-курсы «Клерка»

У нас новая акция — все обновленные онлайн-курсы со скидками до 80%. Нововведения налоговой реформы уже работают, а вы еще не научились их применять? На курсах поможем погрузиться в новые задачи бухгалтера, покажем, как заполнять актуальную отчетность и работать в 2025 году без стресса и ошибок. Поспешите — акция до 5 февраля!

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Онлайн-кассы

Торговля на рынке 2025: когда нужна касса, штрафы за неприменение ККТ 

В 2025 году изменения ждут не только рыночных продавцов, но и компании, управляющие рынками. Разберем основные нововведения, расскажем, кому и когда понадобится использовать онлайн-кассу.

Торговля на рынке 2025: когда нужна касса, штрафы за неприменение ККТ 

Банковская гарантия в бухгалтерском и налоговом учете: памятка для бухгалтера

Банковская гарантия — инструмент для обеспечения надежности и безопасности сделок. Стороны договоров, обеспеченных банковской гарантией, должны отражать ее в бухгалтерском и налоговом учете. Рассказываем, как это сделать.

Банковская гарантия в бухгалтерском и налоговом учете: памятка для бухгалтера

О признания расходов на авиабилеты, подтвержденные электронным посадочным талоном

Вправе ли организация уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на стоимость авиабилета, подтвержденного электронным посадочным талоном, на котором отсутствует штамп о досмотре?

1
Отпуска

Что нужно знать, чтобы хорошо отдохнуть в круизе

Спланировать идеальный отпуск — задача не из простых. Особенно когда хочется увидеть много нового, но нужно уложиться в разумный бюджет. Отличное решение — круиз по рекам России. Это возможность посетить несколько городов, насладиться живописными видами и получить массу впечатлений. Рассказываем, как организовать такой отдых с пользой и удовольствием.

Что нужно знать, чтобы хорошо отдохнуть в круизе
Право

Оценка целесообразности судебного спора и использования других способов взыскания долга в 2025 году

Кратко о том, как работает классическое взыскание долга через суд, через банкротство и «внебанкротным» способом и продажа долга профессиональному взыскателю.

Интересные материалы

А я завершила третий модуль курса аналитик 1С

Хочу поделиться с вами своими успехами в обучении на курсе «Аналитик 1С».

А я завершила третий модуль курса аналитик 1С