Ведение бизнеса

Как выбрать финансиста, который не разорит ваш бизнес

Финансист, или финансовый директор в компании очень нужен. Особенно если решили внедрить управленческий учет, а самим в этом разбираться некогда, да и не хватает специальных знаний. Однако, как правильно выбрать финансиста? По каким критериям его оценивать?
Как выбрать финансиста, который не разорит ваш бизнес

Финансист, или финансовый директор в компании очень нужен. Особенно если решили внедрить управленческий учет, а самим в этом разбираться некогда, да и не хватает специальных знаний. Однако, как правильно выбрать финансиста? По каким критериям его оценивать?

Сооснователь «Нескучных финансов» Александр Афанасьев предлагает пять несложных шагов, с помощью которых можно выбрать грамотного финансиста.

1. Умеет ли кандидат считать?

Как бы это ни звучало, но грамотный финансист, в первую очередь, обязан уметь считать. Деньги ведь счет любят, верно?

Проверяется не сложно — кандидату дается простая задача на несколько хозяйственных операций и предлагается рассчитать остаток денег и прибыль.

Научим общаться на языке финансистов!

Как самостоятельно анализировать финансовую документацию?

Компания за месяц деятельности совершила следующие операции:

  • получила предоплату от заказчика — 600 тыс. руб.;
  • выдала сотрудникам зарплату за прошлый месяц — 400 тыс. руб.;
  • оплатила и получила товар — 300 тыс. руб.;
  • отгрузила товар клиенту — 1 млн руб.;
  • списала себестоимость отгруженного товара — 300 тыс. руб.;
  • получила от клиента долг за заказ с прошлого месяца — 500 тыс. руб.;
  • начислила зарплату за текущий месяц — 400 тыс. руб.;
  • начислила и оплатила аренду склада — 175 тыс. руб.;
  • начислила коммунальные услуги за этот месяц — 30 тыс. руб.;
  • начислила амортизацию за оборудование — 45 тыс. руб.;
  • начислила и оплатила кредит за грузовой автомобиль, проценты по кредиту — 30 тыс. руб., тело кредита — 50 тыс. руб.

Операция

Сумма операции

Деньги: пришло, ушло

Прибыль: выручка, расходы

получила предоплату от заказчика

600 000

600 000

0

выдала сотрудникам зарплату за прошлый месяц

400 000

— 400 000

0

оплатила и получила товар

300 000

— 300 000

0

отгрузила товар клиенту

1 000 000

0

1 000 000

списала себестоимость отгруженного товара

300 000

0

— 300 000

получила от клиента долг за заказ с прошлого месяца

500 000

500 000

0

начислила зарплату за текущий месяц

400 000

0

— 400 000

начислила и оплатила аренду склада

175 000

— 175 000

— 175 000

начислила коммунальные услуги за этот месяц

30 000

0

— 30 000

начислила амортизацию за оборудование

45 000

начислила и оплатила кредит за грузовой автомобиль

проценты по кредиту 

30 000

— 30 000

— 30 000

тело кредита

50 000

— 50 000

0

напишите сумму операции с плюсом или минусом в крайние правые ячейки

145 000

65 000

В итоге, получаются следующие цифры: остаток денег 145 тыс., прибыль — 65 тыс. руб. 

Если же кандидат, даже показавший красный диплом и кучу грамот, задачу решить не смог — брать его точно не стоит, он не умеет считать прибыль.

На такой задаче отсеивают до половины кандидатов. А чтобы кандидата хотя бы начать рассматривать, стоит поставить планку в виде профильного высшего образования и опыта работы в финансах хотя бы от одного года.

Хотите лучше разбираться в финансах? Пройдите курс «Управление финансами». Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.

Онлайн курс "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ"

Ведущий курса - Антон Шулык Финансовый директор, ex-GM Uber Eats

2. Попросите опытного финансиста провести интервью

Оценить профессионализм кандидата может только другой профессионал. Самый лучший вариант — если он сам проведет собеседование, задаст кандидату узкопрофильные вопросы, и сможет понять, действительно ли тот разбирается в предмете.

3. Кто кандидат, процессник или результатник?

Люди в работе делятся на два типа — на тех кто сосредоточен на результате, и тех, кому приносит удовольствие сам процесс решения той или иной задачи.

Само собой, финансы компании лучше доверить тому, кто работает на результат. Чтобы определить, к какому типу относится кандидат, стоит задать ему простой вопрос. А именно: «что является продуктом труда финансиста?»

Если в ответ будут рассказывать про составление бюджета, собирание отчетов, или что-то в этом духе — скорее всего, перед вами процессник. От него внятного результата можно и не дождаться.

Если же ответ звучит примерно так: «моя задача — обеспечивать вас, как владельца бизнеса, оперативной управленческой информацией. Делать так, чтобы 5 числа каждого месяца у вас на столе лежали три основных отчета — о движении денежных средств, о прибылях и убытках и управленческий баланс. Они должны быть правдивыми, читаемыми и предоставлять информацию, на основе которой вы будете принимать управленческие решения», то этот человек явно нацелен на результат.

Не разбираетесь в финансовой отчетности? Вам поможет курс «Финансовый директор». На курсе вы научитесь правильно «читать» и анализировать отчетность и принимать стратегические решения на основе цифр.

 4. Тестовое задание на коммуникацию

Если вы в результате предыдущих шагов пришли к выводу, что кандидат вас полностью устраивает — можно дать ему оплачиваемое тестовое задание.

К примеру, составить финансовую модель вашего бизнеса. Или оптимизировать расходы. 

На этом этапе проверяются коммуникативные навыки претендента. А они для финансиста очень важны — с ним нужно будет общаться вам, вашим продажникам, бухгалтерии. Со всех он должен будет собрать необходимую для него информацию, и при этом, не в ущерб их рабочему времени.

Заодно можно понять:

  • как он ставит техзадание;
  • как формулирует вопросы, когда собирает необходимые данные;
  • как реагирует на ваши неудобные вопросы;
  • как презентует результаты;
  • насколько вам понятно все, что он рассказывает.

Самый важный момент — чтобы человек мог обучить владельца бизнеса какие-то непонятные таблицы, сыпет неясными заумными терминами, а в итоге понимания от его работы никакого нет — это просто управленческий учет ради работы, «чтобы было». Вы просто будете платить ему не понятно за что.

Сделать рывок в карьере

Чтобы успешно строить карьеру в финансах, важно вовремя определить, каких знаний не хватает

5. Оцениваем мотивацию

Здесь все как с любым другим сотрудником. Выделяются три уровня мотивации:

  • Низший — деньги. Сотрудник обменивает свое рабочее время на деньги.
  • Средний — сотрудник занимается тем, что ему нравится.
  • Высший — сотрудник работает ради некой высшей цели. Например, ему интересно поднять компанию, или вывести ее в некие рейтинги.

Совершенно не обязательно отказывать кандидату, если он пришел работать только ради денег, если во всем остальном он вам подходит. Но постепенно в процессе работы его стоит вывести на средний, или даже на высший уровень мотивации. И тут уже все зависит от вас, насколько вы можете мотивировать и увлечь сотрудника, чтобы он реализовался на уровне целей компании.

Вместе с Инной Макотерской и Юлией Захарченко

Вы разберетесь: какие процессы превратились в бюрократию и как оптимизировать работу всей компании!

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:

Комментарии

24
  • ybocharova

    Я только не поняла, почему амортизация не пошла в уменьшение прибыли?

    • Елена Балаклицкая

      возможно потому что тут считается прибыль не бухгалтерская и не налоговая, а скорее управленческая

      • sabre

        Что за прибыль такая - "управленческая"?

        • имеется в виду, когда считают реальное движение денег или активов. Для собственника амортизация это что-то эфемерное. Он когда-то тогда потратил столько-то денег на покупку основного средства и потом еще потратит на покупку другого, когда это вйдет из строя. А вот амортизация, которая влияет на БУ и НУ, для него ничего не значит - что ему с той амортизации?

          • Старый ворчун
            когда считают реальное движение денег или активов. 

            в т.ч. реально считают НДС, а не делают вид, что не существует 20% оборота.

          • sabre

            Зачем тогда тогда начислять амортизацию в БУ? Напишите в УП, что затраты на приобретение ОС списываются в момент ввода ОС в эксплуатацию и все.

            • ndrovalyova

              наверное потому, что БУ регулируется регламентами. И не нужен никому в бухгалтерской отчетности такой убыток единовременно.

              • sabre

                БУ регулируется исключительно учетной политикой, федеральными стандартами и законом о бухучете.

                Если собственнику не нужен такой убыток в бухгалтерской (а правильно она называется все же финансовой) отчетности, то зачем он нужен ему в управленческой отчетности?

                • ndrovalyova

                  Потому что бухгалтерская отчетность для внешних пользователей, а управленческая - для себя

                  • sabre

                    Для каких, например, внешних пользователей?

                • ndrovalyova
                  БУ регулируется исключительно учетной политикой, федеральными стандартами и законом о бухучете

                  думаю, что в другом порядке - законом и федеральными стандартами, а потом уже внутренними регламентами. И не припомню, чтоб так где-то было про единовременное списание долгосрочного имущества

              • sabre

                Можно. См. п. 5 ФСБУ 6/2020.

          • Сергей Верещагин

            Не сказал бы так. Купил дорогое устройство, которое будет использоваться 5, или 10, или там 15 лет. Вот за этот срок его стоимость и будет переносится на затраты.

            • Arhimed0

              финансисты про это и не знают.

              Они на "кассе" живут. То есть все доходы-расходы меряют кассовым методом.

              • sabre

                Глупости 

              • Старый ворчун
                все доходы-расходы меряют кассовым методом.

                не совсем так.

  • Михаил

    смеялся. денег осталось 146))) а сколько их было в начале??? эх финансисты-журналисты. международной! бизнес-школы))) - антирекламу выдали

    • Елена Балаклицкая

      во-первых 145 000, а во-вторых, может и не было вообще денег в начале или вы как-то на уровне телепатии уловили остаток на счете и в кассе?)

  • Вита Петрова

    Посчитай, Иванушка, остаток денег на конец месяца при неизвестном остатке на начало? Что за Лаба Яга составляла вопросник?

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 
Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Семь ошибок в общении с покупателями на маркетплейсе и как их избежать

Общение важно в любых отношениях: дружеских, семейных, профессиональных. В бизнесе с помощью правильно выстроенного контакта с клиентами можно отстраиваться от конкурентов и увеличивать продажи. Рассказываем, как правильно наладить общение с клиентам на Ozon и какие ошибки часто допускают продавцы.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Экономика России

Набиуллина: ЦБ не исключает дополнительного повышения ключевой ставки

Годовой прогноз по инфляции повысили до 6,5-7%. Центробанк решил отказаться от базового сценария развития экономики.