Финансист, или финансовый директор в компании очень нужен. Особенно если решили внедрить управленческий учет, а самим в этом разбираться некогда, да и не хватает специальных знаний. Однако, как правильно выбрать финансиста? По каким критериям его оценивать?
Сооснователь «Нескучных финансов» Александр Афанасьев предлагает пять несложных шагов, с помощью которых можно выбрать грамотного финансиста.
1. Умеет ли кандидат считать?
Как бы это ни звучало, но грамотный финансист, в первую очередь, обязан уметь считать. Деньги ведь счет любят, верно?
Проверяется не сложно — кандидату дается простая задача на несколько хозяйственных операций и предлагается рассчитать остаток денег и прибыль.
Научим общаться на языке финансистов!
Как самостоятельно анализировать финансовую документацию?
Компания за месяц деятельности совершила следующие операции:
- получила предоплату от заказчика — 600 тыс. руб.;
- выдала сотрудникам зарплату за прошлый месяц — 400 тыс. руб.;
- оплатила и получила товар — 300 тыс. руб.;
- отгрузила товар клиенту — 1 млн руб.;
- списала себестоимость отгруженного товара — 300 тыс. руб.;
- получила от клиента долг за заказ с прошлого месяца — 500 тыс. руб.;
- начислила зарплату за текущий месяц — 400 тыс. руб.;
- начислила и оплатила аренду склада — 175 тыс. руб.;
- начислила коммунальные услуги за этот месяц — 30 тыс. руб.;
- начислила амортизацию за оборудование — 45 тыс. руб.;
- начислила и оплатила кредит за грузовой автомобиль, проценты по кредиту — 30 тыс. руб., тело кредита — 50 тыс. руб.
В итоге, получаются следующие цифры: остаток денег 145 тыс., прибыль — 65 тыс. руб.
Если же кандидат, даже показавший красный диплом и кучу грамот, задачу решить не смог — брать его точно не стоит, он не умеет считать прибыль.
На такой задаче отсеивают до половины кандидатов. А чтобы кандидата хотя бы начать рассматривать, стоит поставить планку в виде профильного высшего образования и опыта работы в финансах хотя бы от одного года.
Хотите лучше разбираться в финансах? Пройдите курс «Управление финансами». Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.
Онлайн курс "УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ"
Ведущий курса - Антон Шулык Финансовый директор, ex-GM Uber Eats
2. Попросите опытного финансиста провести интервью
Оценить профессионализм кандидата может только другой профессионал. Самый лучший вариант — если он сам проведет собеседование, задаст кандидату узкопрофильные вопросы, и сможет понять, действительно ли тот разбирается в предмете.
3. Кто кандидат, процессник или результатник?
Люди в работе делятся на два типа — на тех кто сосредоточен на результате, и тех, кому приносит удовольствие сам процесс решения той или иной задачи.
Само собой, финансы компании лучше доверить тому, кто работает на результат. Чтобы определить, к какому типу относится кандидат, стоит задать ему простой вопрос. А именно: «что является продуктом труда финансиста?»
Если в ответ будут рассказывать про составление бюджета, собирание отчетов, или что-то в этом духе — скорее всего, перед вами процессник. От него внятного результата можно и не дождаться.
Если же ответ звучит примерно так: «моя задача — обеспечивать вас, как владельца бизнеса, оперативной управленческой информацией. Делать так, чтобы 5 числа каждого месяца у вас на столе лежали три основных отчета — о движении денежных средств, о прибылях и убытках и управленческий баланс. Они должны быть правдивыми, читаемыми и предоставлять информацию, на основе которой вы будете принимать управленческие решения», то этот человек явно нацелен на результат.
Не разбираетесь в финансовой отчетности? Вам поможет курс «Финансовый директор». На курсе вы научитесь правильно «читать» и анализировать отчетность и принимать стратегические решения на основе цифр.
4. Тестовое задание на коммуникацию
Если вы в результате предыдущих шагов пришли к выводу, что кандидат вас полностью устраивает — можно дать ему оплачиваемое тестовое задание.
К примеру, составить финансовую модель вашего бизнеса. Или оптимизировать расходы.
На этом этапе проверяются коммуникативные навыки претендента. А они для финансиста очень важны — с ним нужно будет общаться вам, вашим продажникам, бухгалтерии. Со всех он должен будет собрать необходимую для него информацию, и при этом, не в ущерб их рабочему времени.
Заодно можно понять:
- как он ставит техзадание;
- как формулирует вопросы, когда собирает необходимые данные;
- как реагирует на ваши неудобные вопросы;
- как презентует результаты;
- насколько вам понятно все, что он рассказывает.
Самый важный момент — чтобы человек мог обучить владельца бизнеса какие-то непонятные таблицы, сыпет неясными заумными терминами, а в итоге понимания от его работы никакого нет — это просто управленческий учет ради работы, «чтобы было». Вы просто будете платить ему не понятно за что.
Сделать рывок в карьере
Чтобы успешно строить карьеру в финансах, важно вовремя определить, каких знаний не хватает
5. Оцениваем мотивацию
Здесь все как с любым другим сотрудником. Выделяются три уровня мотивации:
- Низший — деньги. Сотрудник обменивает свое рабочее время на деньги.
- Средний — сотрудник занимается тем, что ему нравится.
- Высший — сотрудник работает ради некой высшей цели. Например, ему интересно поднять компанию, или вывести ее в некие рейтинги.
Совершенно не обязательно отказывать кандидату, если он пришел работать только ради денег, если во всем остальном он вам подходит. Но постепенно в процессе работы его стоит вывести на средний, или даже на высший уровень мотивации. И тут уже все зависит от вас, насколько вы можете мотивировать и увлечь сотрудника, чтобы он реализовался на уровне целей компании.
Вместе с Инной Макотерской и Юлией Захарченко
Хотите узнать больше? Подписывайтесь на наши каналы и соцсети:
Комментарии
24Я только не поняла, почему амортизация не пошла в уменьшение прибыли?
возможно потому что тут считается прибыль не бухгалтерская и не налоговая, а скорее управленческая
Что за прибыль такая - "управленческая"?
имеется в виду, когда считают реальное движение денег или активов. Для собственника амортизация это что-то эфемерное. Он когда-то тогда потратил столько-то денег на покупку основного средства и потом еще потратит на покупку другого, когда это вйдет из строя. А вот амортизация, которая влияет на БУ и НУ, для него ничего не значит - что ему с той амортизации?
в т.ч. реально считают НДС, а не делают вид, что не существует 20% оборота.
Зачем тогда тогда начислять амортизацию в БУ? Напишите в УП, что затраты на приобретение ОС списываются в момент ввода ОС в эксплуатацию и все.
наверное потому, что БУ регулируется регламентами. И не нужен никому в бухгалтерской отчетности такой убыток единовременно.
БУ регулируется исключительно учетной политикой, федеральными стандартами и законом о бухучете.
Если собственнику не нужен такой убыток в бухгалтерской (а правильно она называется все же финансовой) отчетности, то зачем он нужен ему в управленческой отчетности?
Потому что бухгалтерская отчетность для внешних пользователей, а управленческая - для себя
Для каких, например, внешних пользователей?
думаю, что в другом порядке - законом и федеральными стандартами, а потом уже внутренними регламентами. И не припомню, чтоб так где-то было про единовременное списание долгосрочного имущества
нельзя.
финансистам - можно.
Можно. См. п. 5 ФСБУ 6/2020.
Не сказал бы так. Купил дорогое устройство, которое будет использоваться 5, или 10, или там 15 лет. Вот за этот срок его стоимость и будет переносится на затраты.
финансисты про это и не знают.
Они на "кассе" живут. То есть все доходы-расходы меряют кассовым методом.
Глупости ☝
не совсем так.
смеялся. денег осталось 146))) а сколько их было в начале??? эх финансисты-журналисты. международной! бизнес-школы))) - антирекламу выдали
во-первых 145 000, а во-вторых, может и не было вообще денег в начале или вы как-то на уровне телепатии уловили остаток на счете и в кассе?)
Посчитай, Иванушка, остаток денег на конец месяца при неизвестном остатке на начало? Что за Лаба Яга составляла вопросник?