Правила приема на работу иностранных граждан различаются в зависимости от того, из какой страны приезжает в Россию будущий сотрудник. В этой статье мы раскроем все тонкости найма работников из стран СНГ.
Выходцев из стран Содружества Независимых Государств можно разделить на две группы:
- работающие по патенту, «безвизовые» — граждане Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Азербайджана, Украины (в т.ч. ДНР и ЛНР);
- работающие без патента — граждане стран ЕАЭС, то есть Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении.
Отдельным пунктом стоит выделить Туркменистан — граждане этой страны оформляются по рабочей визе. Как нанимать на работу «визовых» иностранцев мы рассказали тут.
Как трудоустроить «безвизового» иностранца по патенту
Патент — это разрешение на работу для граждан «безвизовых» стран. Выдается на срок до 1 года, после чего патент можно один раз продлить при наличии трудового договора, а затем каждый год необходимо будет оформлять новый.
Важно: место оформления патента должно совпадать с фактическим регионом работы!
Обычно оформлением патента на работу будущий сотрудник занимается самостоятельно. Задача работодателя — проверить наличие документа, его сроки и подлинность.
Алгоритм найма на работу сотрудника по патенту:
1. Проверяем у будущего работника наличие действующего патента на работу в соответствующем регионе, а также все следующие документы: наличие оригинала паспорта, миграционной карты, действующего миграционного учета, наличие ДМС и всех авансовых платежей НДФЛ по патенту (важно смотреть на сроки оплаты, оплата должна быть произведена за 1 день до даты, указанной на оборотной стороне патента, п. 4, ст. 227.1 НК РФ). Это обязательные документы, без которых нельзя принимать иностранного сотрудника на работу;
2. При возможности ставим иностранного гражданина на миграционный учет. Зарегистрировать по месту пребывания может собственник жилого помещения или организация, имеющая помещения, предназначенные для проживания (общежития, гостиницы и т.д.). Сделать это необходимо в течение 7 рабочих дней с даты въезда в РФ. Постановка на миграционный учет — не обязанность работодателя;
Для граждан Таджикистана более продолжительный срок для регистрации — в течение 15 дней с даты въезда в РФ.
3. Заключаем с иностранным гражданином трудовой договор, перед подписанием ТД не забываем ознакомить сотрудника с ЛНА (локально-нормативными актами) организации под роспись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ);
4.Уведомляем УВМ ГУ МВД России о заключении трудового договора с иностранным гражданином в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора;
5. Издаем приказ о приеме на работу, сдаем отчет СЗВ-ТД, оформляем личную карточку работника, заполняем трудовую книжку в электронном или бумажном виде, начинаем начислять заработную плату.
Список документов, необходимых иностранному гражданину для трудоустройства:
- паспорт;
- миграционная карта с целью въезда «работа»;
- регистрация в регионе, где сотрудник будет работать;
- патент на работу, оформленный в том регионе, где мигрант будет работать, платежные поручения, подтверждающие своевременную оплату НДФЛ;
- действующий полис ДМС (оформляется при подаче документов для оформления патента);
- СНИЛС (если его нет, то оформляет работодатель);
- ИНН (если есть);
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (за исключением случаев, если ТД заключается впервые).
Оформляем сотрудника из страны ЕАЭС
Граждане Беларуси, Киргизии, Казахстана и Армении могут работать на территории России практически на тех же условиях, что и россияне. Им необходима только постановка на миграционный учет, а также ДМС (ст. 327.3 ТК РФ).
Алгоритм следующий:
1. При возможности ставим иностранного гражданина на миграционный учет. Зарегистрировать по месту пребывания может собственник жилого помещения или организация, имеющая помещения, предназначенные для проживания (общежития, гостиницы и т.д.). Сделать это необходимо в течение 30 дней с даты въезда в РФ. Постановка на миграционный учет — не обязанность работодателя. В данном случае работники обычно занимаются регистрацией самостоятельно;
2. Заключаем с иностранным гражданином трудовой договор, не забываем ознакомить с ЛНА;
3.Уведомляем УВМ ГУ МВД России о заключении трудового договора с иностранным гражданином в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора;
4. Издаем приказ о приеме на работу, сдаем отчет СЗВ-ТД, оформляем личную карточку работника, заполняем трудовую книжку в электронном или бумажном виде, начинаем начислять заработную плату.
Список документов, необходимых иностранному гражданину для трудоустройства:
- паспорт;
- регистрация в регионе, где сотрудник будет работать;
- действующий полис ДМС (иностранный гражданин оформляет сам у одного из страховых брокеров);
- СНИЛС (делает работник, обращаясь в ПФР);
- ИНН (если есть);
- трудовая книжка (если есть).
Можно ли упростить процесс найма работников из СНГ
Чаще всего потребность в иностранных работниках из СНГ, особенно из Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, возникает в таких сферах как строительство, пищевая промышленность, складские комплексы, ритейл, клининг. Несмотря на распространенность найма выходцев из СНГ в нашей стране, для работодателя существуют риски от штрафов до приостановки деятельности компании в случае, если иностранные граждане оформлены неправильно.
За одного неправильно оформленного иностранного сотрудника штраф достигает 1 миллиона рублей на компанию.
Чтобы избежать рисков и трудностей, рекомендуем обратить внимание на услуги профессионалов. В отношении иностранных сотрудников существуют легальные решения, позволяющие сократить расходы и исключить штрафы: от аутстаффинга и аутсорсинга персонала до делегирования кадрового делопроизводства, а также подбора и предоставления сотрудников из-за рубежа.
Компания Lexintel более 15 лет занимается оптимизацией кадрового делопроизводства, в том числе помогая своим клиентам в подборе и трудоустройстве иностранных сотрудников. Мы специализируемся на легализации работников из-за рубежа, занимаемся оформлением документов для всех категорий иностранных сотрудников.
Современные решения для бизнеса
Специалисты Lexintel будут рады проконсультировать вас
Запись на бесплатную консультацию: +7 (495) 899-01-58
Комментарии
1верно ли я поняла что чтобы трудоустроить гр.узбекистана с патентом надо:
1) от него проверяем: наличие оригинала паспорта, миграционной карты, действующего миграционного учета, наличие ДМС и всех авансовых платежей НДФЛ по патенту (сроки оплаты).
2) ИНН, снилс, тоже он должен получить работая тут?
3) он должен сам позаботиться и встать сам на миграционный учет?
4) Заключаем с иностранным гражданином трудовой договор и делаем приказ о приеме и отчитываемся (ЕФС1 бывш.СЗВ-ТД) также как и по РФ принятым сотрудникам?
5) Уведомляем УВМ ГУ МВД России о заключении трудового договора с иностранным гражданином в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора? тут странно , мы по белорусу направили уведомление с копиями документов а нам все вернулось через полтора месяца "не получено адресатом". мы так и не поняли почему, но там Белорус... другие правила
6) ндфл 13% удерживаем, а взносы такие: ПФР 22%, ФСС 1,8%, ФСС от НС и ПЗ как у других сотрудников, ФОМС не облагается, верно я вычитала?