Регистрация и ликвидация бизнеса

Как зарегистрировать ООО или ИП самому, без помощи юриста

Лет десять назад, когда действовали одновременно формы для регистрации компаний и ИП, утвержденные постановлением Правительства и рекомендованные МИФНС №46 по Москве, на этот вопрос однозначно ответить вряд ли бы получилось. Однако сейчас это вполне по силам сделать самостоятельно.
Как зарегистрировать ООО или ИП самому, без помощи юриста

Лет десять назад, когда действовали одновременно формы для регистрации компаний и ИП, утвержденные постановлением Правительства и рекомендованные МИФНС № 46 по Москве, на этот вопрос однозначно ответить вряд ли бы получилось. Однако сейчас это вполне по силам сделать самостоятельно.

С тех пор уже два раза успели поменяться формы заявлений, многое упростилось, ФНС активно продвигает свои программы и онлайн-сервисы по заполнению и подаче документов. Однако есть ряд подводных камней.

ИП или ООО?

Перед тем, как что-то регистрировать, стоит ответить на вопрос — что выбрать? Постараемся вкратце дать основные отличия ИП от ООО, кроме того, что ИП — это статус гражданина, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью, а ООО — отдельная сущность, юридическое лицо.

Очень распространен довод, что «ООО лучше, так как ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом». На самом деле, у налоговиков сейчас есть законные основания привлечь директора, а иногда и учредителя к субсидиарной ответственности. То есть, тут отличие от ИП минимальное.

Зато для ИП:

  • не нужен юридический адрес;
  • не требуется полноценное ведение бухгалтерии;
  • больше вариантов по налоговым спецрежимам;
  • не нужно формировать и оплачивать уставный капитал.
  • процесс регистрации и прекращения статуса у ИП также проще. Даже если есть долги, ИП без проблем исключают из реестра, хотя задолженность потом будут требовать к уплате.

ООО же больше привлекательно для некоторых контрагентов (не доверяют они ИП), для него доступны некоторые виды деятельности, недоступные ИП (правда, они не для малого бизнеса, та же космическая деятельность или производство алкоголя). И да, для привлечения учредителя у субсидиарной ответственности, еще нужно доказать, что он виноват.

Зато, если решились зарегистрировать ООО, придется озаботиться вопросами выбора фирменного наименования (если будет в названии «Рос» и «Мос», придется отдельно оплатить получение разрешения), вопросами формирования и оплаты уставного капитала (минимум 10 тысяч, только деньгами, сверх этого можно тумбочкой), вопросом юридического адреса.

Для обеих форм ведения бизнеса нужно продумать виды деятельности. Открывается классификатор ОКВЭД 2014 (ОКВЭД 2), из него выбираются подходящие, с количеством цифр в коде от 4 до 6. Больше 10, как правило, выбирать не рекомендуется. В качестве основного указывается тот, по которому планируется основная прибыль.

В обоих случаях придется выбрать систему налогообложения. Для малого бизнеса подойдет УСН 6% в самом начале, для ИП возможно патент или даже самозанятость.

Самостоятельная регистрация ООО

Как уже было сказано, перед регистрацией ООО стоит продумать размер уставного капитала. Минимальный размер — 10 тысяч, его оплачивают деньгами. Если хотите больше — можно имуществом, теми же деньгами, неимущественными правами. Но уставные капиталы определенного размера нужны скорее в крупном бизнесе, к примеру, для алкогольной лицензии, или для банка.

Вопрос юридического адреса. Можно арендовать офис, можно зарегистрировать ООО по месту жительства директора или учредителя с долей не менее 50%. Либо понадобится согласие собственников жилья. Если адрес — нежилое помещение, нужно приложить гарантийное письмо от собственника. Даже если это один из учредителей.

С фирменным наименованием проще всего. Не должно совпадать с названиями органов государственной власти, известных крупных компаний (могут подать в суд по интеллектуальным правам), не должно содержать ненормативную лексику, названия других стран могут не пропустить. Если есть сочетания «Рос» и «Мос», по типу «Российский», «Московский» — понадобится получать отдельное разрешение за достаточно большую госпошлину.

Важный вопрос — устав. У ИП устава нет, что ему в плюс. Устав для ООО — это как Конституция для страны. И его учредителям крайне важно вычитать до буквы, чтобы понимать, как им жить. Здесь юрист все-таки может понадобиться. Хотя, есть типовые уставы у ФНС (готовые, достаточно только выбрать), свои уставы предлагают различные сервисы, да и в интернете их полно. Так что за основу есть что взять и подогнать под себя.

Заявление на регистрацию, по форме Р11001, нужно будет заполнить без ошибок, иначе — отказ в регистрации. Можно прибегнуть к сервису на сайте ФНС, можно скачать у них же программу ППДГР.

С сервисом Локо-Банка вы быстро и бесплатно сможете зарегистрировать ООО. Наши специалисты помогут вам в выборе системы налогообложения, сами подготовят необходимый комплект документов и отправят его в ФНС. Обслуживание расчетного счета в банке — 0 рублей.

Заявление по форме Р11001 можно удостоверить у нотариуса, однако если учредители сами поедут подавать документы в налоговую — это делать необязательно. Но если отправят курьера — нужно и нотариальное удостоверение подлинности подписи на Р11001 и нотариальная доверенность от каждого учредителя (можно одним документом).

Учредитель должен принять решение о создании ООО. Если их несколько, их решение оформляется в форме протокола собрания учредителей. Там указывают дату создания ООО, размер уставного капитала и доли каждого из учредителей, фирменное наименование, утверждают устав ООО, избирают на должность директора, указывают, по какому адресу будет организация находиться.

Итак, в регистрирующую налоговую подают:

  • Заявление по форме Р11001;
  • Решение/протокол о создании;
  • Устав;
  • Гарантийное письмо;
  • Квитанция об оплате госпошлины (4000 руб.);
  • Уведомление о применении УСН (если нужно), 3 экз.

Подать документы можно электронно (в том числе и через нотариуса посредством его ЭЦП), либо на бумаге — лично, курьером или почтой.

Срок регистрации 5 рабочих дней. Если сразу не получили свидетельство о регистрации, ничего страшного, можете заехать позже. А если в Р11001 указали способ получения почтой, то пришлют по почте.

Кстати говоря, сейчас важно указывать адрес электронной почты в заявлении, чтобы на него прислали уведомление о том, состоялась регистрация или отказали.

Самостоятельная регистрация ИП

ИП зарегистрировать несколько проще. С уставом, адресом, уставным капиталом морочиться не нужно. Как и с фирменным наименованием.

Для ИП заполняется заявление по форме Р21001. Листов в нем меньше, указываются по сути паспортные данные и виды деятельности, которыми ИП собрался заняться.

Если ИП подает документы в налоговую не сам, понадобится нотариальное заверение подлинности подписи, еще нотариальная доверенность на представителя, и нотариальная копия паспорта. Зато если сам, то нотариус не нужен совсем.

Бесплатно зарегистрировать ИП поможет Локо-Банк. Заполним необходимые документы, отправим их в налоговую, подготовим заявление на УСН. А также откроем счет с бесплатным обслуживанием.

Можно подать документы и на бумаге и электронно, в том числе и через нотариуса с его ЭЦП. В банках тоже предлагают варианты с электронной подачей.

В налоговую подается:

  1. Р21001;
  2. копия паспорта (могут на месте откопировать);
  3. если ИП-иностранец, то дополнительно вид на жительство или разрешение на проживание;
  4. в некоторых случаях нужна справка об отсутствии судимости;
  5. квитанция об оплате госпошлины (800 руб.)

Срок регистрации также 5 рабочих дней. После чего ИП получит на руки свидетельство о регистрации.

Хотите открыть бизнес?

Подробная памятка от экспертов Локо-Банка для начинающих предпринимателей

Нужная информация просто и доступно

Оставьте контакты и получите памятку на почту прямо сейчас. Это бесплатно:

Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» (акционерное общество) Юридический адрес: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 39, строение 80

Начать дискуссию