Регламент проверки контрагентов

Проверка контрагентов. Риски, критерии, чек-лист для бухгалтера и руководителя

Выбор контрагентов — один из предпринимательских рисков для любого бизнесмена. Если поставщик или покупатель окажется фирмой-однодневкой, то может пострадать весь бизнес. Чтобы избежать негативных последствий, требуется проверка всех компаний, с которыми заключаются договоры.
Проверка контрагентов. Риски, критерии, чек-лист для бухгалтера и руководителя

Расскажем, какие возможны риски существуют при работе с сомнительными фирмами и как их снизить.

Риски при работе с недобросовестными контрагентами

В процессе работы организация взаимодействует с различными компаниями, предпринимателями и физическими лицами. Контрагенты могут выступать в качестве покупателей, поставщиков или в других ролях.

Вступая в гражданско-правовые отношения, фирма несет риски не только за свои действия, но и за действия своего контрагента. Если он уклоняется от уплаты налогов или нарушает закон другим способом, то у вас могут быть проблемы с контролирующими службами, прежде всего с ФНС. Поэтому перед заключением сделок контрагентов всегда нужно проверять. Подобный контроль называется должной осмотрительностью.

Если организация по незнанию или умышленно подпишет договор и будет проводить операции с сомнительными поставщиками и покупателями, она может столкнуться со следующими рисками:

1. Налоговые риски

Отказ в зачете, возврате, учете в расходах, вычете по НДС, применении льгот и другие негативные последствия для законопослушного налогоплательщика. Также честную компанию могут включить в группу высокого налогового риска при проверках деклараций по НДС, что влечет за собой дополнительные углубленные камеральные проверки.

В особых случаях это может стать причиной проведения выездной налоговой проверки.

2. Риски материальных потерь

В операциях с недобросовестными контрагентами компания может лишиться денег, столкнувшись с мошенничеством. Если незнакомый поставщик с сомнительной репутацией получит аванс или задаток в счет будущих поставок, он может вывести деньги и скрыться, оставив компанию без денег и без товаров.

3. Риск перед третьими лицами

В части полноты заявленной поставки, оплаты, сроков и качества поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) для других покупателей и поставщиков. Если у неблагонадежного поставщика отсутствует необходимый персонал и оборудование для выполнения соглашения, компания рискует не только своей репутацией перед другими контрагентами, но и возможными штрафными санкциями.

Например, если компания не осуществит поставку товаров из-за сомнительного поставщика, то она может получить обоснованную претензию от покупателей. Может быть нарушена цепочка поставок, которая приведет к существенным убыткам.

4. Банковские риски

Банк также строго следит за взаимоотношениями своих клиентов. С 1 июля 2022 года заработает платформа «Знай своего клиента» от ЦБ РФ. Банки будут относить клиентов к разным категориям. Если у вас сомнительные партнеры или вы сами ведете незаконную деятельность (например, оптимизируете налоги с помощью технических компаний), то вас внесут в список неблагонадежных, запретят отдельные операции и будут тщательно проверять каждый платеж.

Сервис «Риск — контроль» от Локо-Банка поможет понять, насколько надежна ваша компания в глазах ФНС, и провести «Спецпроверку контрагентов». Для самопроверки вы можете использовать еще один сервис — «Проверь себя». Банк вовремя даст рекомендации по операциям и существенно сократит риски блокировки счета.

Критерии неблагонадежных контрагентов

При выборе партнеров для заключения договоров необходимо ориентироваться на комплекс критериев, которые показывают сомнительных поставщиков и покупателей. Часть признаков определена налоговой службой.

Среди них:

  • отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ;
  • «массовый» учредитель и/или руководитель контрагента;
  • «массовый» адрес регистрации;
  • отсутствие обычных характерных для ведения деятельности расходов (аренда, зарплаты, канцелярские принадлежности и т. д.);
  • отсутствие персонала, основных средств и недвижимого имущества, необходимого для выполнения условий договора;
  • отсутствие обязательных разрешений (например, лицензий) и/или состава контрагента в специализированных организациях (например, в строительной СРО).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Компания может самостоятельно разработать дополнительные признаки, по которым будет проверять контрагентов. При этом компания может разработать локальное положение о проверке контрагентов, в котором будет описан порядок сбора и анализа информации по поставщикам и покупателям, а также — источники информации и обязательные к составлению отчеты о проверках.

Важно понимать: наличие того или иного критерия у контрагента не является причиной реализации рисков (материальных, налоговых, репутационных). Если сделка реальная и компания способна подтвердить этот факт документами и иными способами, то вероятность претензий от ИФНС и других контрагентов значительна ниже.

Источники информации для проверки контрагентов

Для сбора данных по потенциальным и действующим контрагентам компания может использовать разнообразные источники. В частности:

  1. Сервис «Прозрачный бизнес» от ФНС, в котором можно получить основные сведения об организации, выписку из ЕГРЮЛ, а также бухгалтерскую отчетность из ГИРБО.
  2. Раздел «Как меня видит налоговая» в личном кабинете налогоплательщика. Чтобы вы смогли получить доступ к этим сведениям, контрагент должен добавить вашу компанию «в друзья».
  3. На сайте судебных приставов, вы сможете получить сведения о долгах вашего потенциального поставщика (покупателя) по исполнительным документам.
  4. Картотека арбитражных делпоможет собрать информацию о судебных делах, в которых участвует контрагент. Например, сведения о возбуждении дела о банкротстве.
  5. Государственная система «Единый реестр проверок», выполняемых Генеральной прокуратурой РФ и иными надзорными органами.
  6. Федеральный реестр недобросовестных поставщиков — это информация по сомнительным поставщикам государственных закупок. Нахождение в этом реестре — косвенный признак будущих проблем при поставках (оплатах).
  7. Сведения в открытых источниках: сайт компании, порталы СМИ, новостные агентства и другие.

Сервис «Спецпроверка контрагентов» экономит время бухгалтера и владельца бизнеса. Просто введите ИНН контрагента и получите всю необходимую информацию.

Много важных данных предоставляет непосредственно сам контрагент.

Например, наличие необходимых материально-технических ресурсов, персонала, сведений о доверенностях, учредительные документы и прочие.

Если объем и перечень запрашиваемой документации разумен и обоснован, то у контрагента нет оснований не предоставить эту информацию.

Полученные в ходе проверки сведения должны использоваться только для внутренних целей и не должны разглашаться. Если полученная информация относится к персональным данным, компания должна обеспечить надлежащее хранение и обработку этих данных.

Алгоритм проверки контрагентов

Типовой порядок оценки благонадежности контрагентов следующий:

  1. Сбор информации об организации и ее руководителе из доступных источников. Это может быть сбор из государственных реестров, прямой запрос информации или иные способы. До момента заключения договора компания должна обладать доступной информацией о деятельности потенциального поставщика (покупателя).
  2. Формирование досье на контрагента. Это может быть формализованный отчет с перечнем основных данных об организации или иной документ, который формируется в бумажном или электронном виде. Собранные сведения необходимо хранить достаточное время, чтобы покрыть риски налоговых запросов о деятельности по этому контрагенту.
  3. Анализ сведений и принятие решения о сотрудничестве. На основе полученной информации руководитель компании принимает решения о подписании договора или отклонении предложения о взаимодействии с контрагентом. Выбор дальнейших действий должен учитывать не только потенциальную выгоду от сотрудничества, но и вероятность наступления неблагоприятных последствий.

При необходимости, компания может составить собственный порядок проверки контрагентов, включив в него, например, личные встречи, запрос дополнительных документов и другие необходимые шаги.

Хотите открыть бизнес?

Подробная памятка от экспертов Локо-Банка для начинающих предпринимателей

Нужная информация просто и доступно

Оставьте контакты и получите памятку на почту прямо сейчас. Это бесплатно:

Коммерческий Банк «ЛОКО-Банк» (акционерное общество) Юридический адрес: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 39, строение 80

 

Продукты компании

Информации об авторе

Налоговая инспекция Удмуртии стала массово рассылать «письма счастья» мигрировавшим ИП после того, как они сдали декларации по УСН

ИП и организации, которые решились на миграцию, могут ожидать неприятные сюрпризы в 2025 году. В прошлом 2024 году мы уже стали свидетелями множества тревожных сигналов, указывающих на это.

Налоговая инспекция Удмуртии стала массово рассылать «письма счастья» мигрировавшим ИП после того, как они сдали декларации по УСН

Начать дискуссию