Что подразумевается под «дроблением» бизнеса?
Дробление бизнеса — это схема разделения бизнеса, при которой несколько компаний или ИП фактически имеют одного собственника, но юридически являются отдельными организациями, зачастую с разными директорами и даже учредителями по ЕГРЮЛ.
Вопрос по дроблению бизнеса становится актуальным, когда компания достигает определенных оборотов и собственнику нужно разделить денежные потоки, уменьшить объемы выручки, которая поступает на компанию либо необходимо разделить риски и не хранить активы в одной организации. Законодательство не запрещает иметь несколько компаний и вести предпринимательскую деятельность по каждой из них, но искусственное дробление без реальной деловой цели всегда привлекает внимание налоговых органов.
Искусственное дробление — это создание видимости предпринимательской деятельности нескольких лиц для того, чтобы скрыть реальные объемы деятельности одного налогоплательщика.
Почему вообще стоит беспокоиться о реальности дробления бизнеса
В настоящее время у налоговых органов есть почти неограниченные возможности отследить взаимосвязь между различными компаниями. Если в процессе анализа обнаруживается, что в цепочке компаний только одна компания является реально работающей, а все остальные созданы только для транзита денежных средств и искусственного наращивания расходов, то всей группе компаний грозит доначисление налогов и штрафов.
Более того, в Уголовном кодексе предусмотрена отдельная статья — уклонение от уплаты налогов (ст. 199, лишение свободы на срок до шести лет), к которой могут привлечь собственников бизнеса, если докажут, что они пытались незаконно уменьшить сумму налогов к уплате с помощью фиктивного дробления бизнеса.
В 2019 году проверки налоговой по дроблению бизнеса заняли первое место по всем видам проверок по уплате налогов.
Для налоговой особенно интересны группы компаний, где есть одно юр. лицо на ОСНО, а остальные компании группы — на спецрежимах.
Чтобы снизить риски претензий со стороны налоговой нужно помнить основные правила дробления бизнеса.
Индикаторы реального дробления бизнеса:
- У каждой компании есть деловая цель. К примеру, компания работает на ОСНО и занимается оптовыми продажами. Через некоторое время Вы решаете добавить розничный сектор и открываете магазин. Отгружать товары «физикам» с НДС невыгодно, поэтому под розничный магазин открывается новое ООО либо ИП на «упрощенке».
- Самостоятельность каждой компании. Проверить данный факт можно очень просто — если из цепочки убрать любую компанию, остальные компании могут безболезненно продолжить свою работу.
- Рыночные условия сделок между каждой компанией Группы. Это значит, что % торговой наценки должен быть примерно одинаковым для всех покупателей организации. Т.е. компания не может продавать себе в убыток либо наоборот продавать по ценам значительно выше рыночных.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда собственники сначала преследуют краткосрочные цели — как можно быстрее перевести обороты на новую компанию, снизить налоги и т.п., а потом (обычно через год-два) осознают, что вся схема «сшита белыми нитками» и рушится при первой более-менее глубокой проверке.
Для распознавания подобных ситуаций налоговыми органами были разработаны аналитические таблицы для каждого вида ситуаций, указывающих, по мнению налоговиков, на дробление бизнеса.
Наш опыт в этой сфере подсказывает, что при выстраивании схемы ведения бизнеса, необходимо представить себе всю картину целиком, нарисовать ее на «бумаге» и только потом приступать к реализации.
Как выстроить безопасную структуру бизнеса
Для наглядности приведем таблицу с описанием критериев корректной структуры бизнеса
Как проверить, что Вы все сделали правильно
Для того, чтобы убедиться, что Вам не грозит доначисление налогов из-за фиктивного дробления бизнеса, предлагаем ответить на следующие вопросы:
- Почему Вы не ведете деятельность в рамках одной организации?
- Почему компании имеют одинаковые юридические и фактические адреса?
- Почему у компаний одинаковые номера телефонов и при звонках по рекламе отвечают одни и те же менеджеры (либо направляются коммерческие предложения в одном стиле на одном фирменном бланке)?
- Почему некоторые компании продают товар себе в убыток и в целом их деятельность нерентабельна более года?
- Почему сотрудники не могут дать четкий ответ, в какой компании они работают и где работают их коллеги в офисе?
- Почему у Ваших компаний одинаковые поставщики и покупатели?
- Назовите сайт компании, в которой Вы работаете?
- Кто является руководителем организации и кому Вы подчиняетесь непосредственно, кто принимает решения в организации?
Если у Вас получились логичные и понятные ответы, будьте уверены, у налоговой также сложится правильная картинка и вам не будут грозить штрафы и доначисления.
Если же есть вопросы, на которые у Вас нет четкого ответа, то рекомендуем пересмотреть структуру бизнеса самостоятельно либо привлечь сторонних специалистов.
Юридическое сопровождение бизнеса
А также бухгалтерское обслуживание и сопровождение
Комментарии
2Насколько критично , если у нескольких компаний один и тот генеральный директор? Чем это грозит?
Наличие одного генерального директора совсем не критично, если все компании находятся на общей системе налогообложения.
Если же мы говорим о компаниях, находящихся на УСН, то наличие одного генерального директора, по мнению налогового органа, свидетельствует об аффилированности этих компаний, а, следовательно, грозит доначислением налогов по сумме оборотов всех компаний, где данное лицо является генеральным директором.
Но, опять же, наличие одного генерального директора или иного лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица без доверенности, само по себе еще не говорит о 100% доначислении налогов, поскольку является лишь одним из критериев, по которым налоговые органы вычисляют схемы по дроблению бизнеса.
Скорее всего, налоговый орган будет оценивать несколько критериев в совокупности и тут мы опять возвращаемся к тем аспектам, которые описаны в статье: самостоятельность и самодостаточность каждой из компаний, наличие деловой цели, сотрудников, общехозяйственных расходов, офиса и т.д.