АУСН

Чего ждать от АУСН: бизнес отдохнет от проверок или начнется тотальный контроль?

Переход на автоматизированную УСН должен освободить предпринимателей от выездных проверок, налоговой отчетности и уплаты страховых взносов. Но насколько все в реальности так радужно? С чем столкнется бизнес на практике, и как будет выглядеть сопровождение автоматизированной упрощенки.
Чего ждать от АУСН: бизнес отдохнет от проверок или начнется тотальный контроль?
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»

Статистика Модульбанка: кто переходит на АУСН

Для разговора мы привлекли эксперта Модульбанка. Он подробно рассказал, кто и как переходит на АУСН и как строится работа банка с такими клиентами.

Есть две категории предпринимателей, которые рассматривают АУСН как оптимальный режим налогообложения или уже изъявили желание работать на нем.

1. Новый бизнес.

Компаниям и ИП, которые регистрируются после 1 июля 2022 года, закон позволяет выбрать АУСН уже сейчас — сразу при подаче документов в ФНС или в течение 30 календарных дней с момента постановки на налоговый учет.

Для «новичков» Модульбанк подбирает наиболее выгодный режим налогообложения, регистрирует бизнес и дает полноценную консультацию по дальнейшей работе.

2. Действующий бизнес.

Для работающих предпринимателей новый спецрежим станет доступен с 1 января 2023 года. Но уже сейчас можно проверить, выгоден ли переход конкретно для вашего бизнеса, сколько смена системы налогообложения позволит сэкономить, и при благоприятных показателях — подать заявку на переход к АУСН с нового года уже сейчас.

Для этого достаточно связаться со специалистом Модульбанка.

Вот, как выглядит калькулятор для расчета экономической выгоды в Модульбанке:

Действующие клиенты

По статистике Модульбанка сейчас наибольшую заинтересованность в АУСН проявляют бизнесмены, открывающие свое дело, либо те, кто не боится пробовать новое и готов разбираться в деталях уже по ходу работы.

Однако, рано давать объективные оценки, ведь переход действующего бизнеса на новый налоговый режим станет возможным только с 2023.

Вероятно, что к концу текущего года процентное соотношение заявок от «новичков» и «старичков» изменится.

Что же касается организационно-правовой формы клиентов, то интерес к АУСН между предпринимателями и компаниями распределился поровну. Заявок от ИП и ООО поступает примерно 50/50.

Оставьте заявку на регистрацию бизнеса, наши специалисты помогут не только зарегистрировать ИП или ООО, но и подключиться к АУСН с начала деятельности.

По оценке эксперта, для бизнеса решение АУСН — это прогрессивный и удобный для бизнеса режим. Он максимально позволяет абстрагироваться от учета и сосредоточится именно на ведении бизнеса, что для тех же стартапов очень важно.

ФНС заинтересована в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков, подпадающих под критерии АУСН, воспользовались новой возможностью, поэтому не стоит ожидать, что она станет «кошмарить» бизнес.

Но с точки зрения налогообложения АУСН может быть выгодна не всем. Поэтому стоит отслеживать в течение года доходы и расходы, например, с помощью инструментов для расчета в Модульбанке, и к концу года решить — подходит вам этот режим или нет.

Как взаимодействуют банк, налоговая и налогоплательщик на АУСН?

Налогоплательщик должен иметь счет (или несколько) в одном (или нескольких) из уполномоченных банков, все операции проходят через него. Использование наличных расчетов, например, выплата зарплаты сотрудникам из кассы или через счета в других банках — запрещается.

При этом важно, чтобы у налогоплательщика не было счетов в других (неуполномоченных) банках, даже если те счета не используются вообще, а просто существуют!

Модульбанк первым вошел в реестр уполномоченных банков и в чем-то даже успел обойти конкурентов. Не все пока справились с процессами автоматизации и передачи данных в ФНС.

Кроме того, такие процессы жестко регламентированы и банк должен соответствовать определенным требованиям, чтобы работать с АУСН. На 10 августа 2022 года «аккредитацию» получили только семь банков, хотя желающих было намного больше и этот список будет, скорее всего, расширяться.

Уполномоченная кредитная организация присоединяется к информационному обмену с ФНС. Предприниматель с момента перехода на новый спецрежим освобождается от сдачи отчетности в налоговый органы. Однако между банком и ФНС выстраивается так называемая транзакционная отчетность.

  • Все данные о движении денежных средств по расчетному счету, онлайн-ККТ передаются автоматически напрямую в налоговую. При этом задачей банка является предварительно оценить экономический смысл каждой операции и определить, какие поступления включаются в налогооблагаемую базу. Такой процесс называют разметкой.
  • ФНС, получая информацию от банка, формирует балансовый счет предпринимателя и рассчитывает налог

Отчетный период на АУСН — месяц, но ФНС исчисляет налог буквально ежедневно. В кабинете налогоплательщика или в системе «Банк-клиент» можно посмотреть накопленную сумму налога на текущую дату.

  • До 7 числа месяца следующего за отчетным налогоплательщик должен проверить, правильно ли банк разметил операции за период.
  • В ночь с 7 на 8 число месяца, следующего за отчетным, налоговая фиксирует сумму и берет ее для исчисления налога АУСН.
  • Вплоть до 15 числа каждого месяца налоговый орган обязан сообщить сумму исчисленного налога за предыдущий период и прислать уведомление о необходимости его уплаты.
  • До 25 числа налогоплательщик должен оплатить налог.

У банка есть огромный опыт и ресурсы, чтобы рассмотреть каждую операцию клиента и понять — должна ли она попадать в налогооблагаемую базу или нет. При этом налогоплательщик может и сам размечать операции, хотя банк все равно будет проверять — верно ли стоят отметки.

Обратите внимание, разметка не фиксированная. Допустим, что в июле была допущена ошибка и какая-то операция была включена в базу ошибочно. В августе это заметил сотрудник банка и исправил пометку. Это значит, что налоговая база будет пересчитана, как и налог к уплате.

В Модульбанке процесс хоть и автоматизирован, но все же находится под контролем специалистов. Если машина сомневается в том, как разметить операции — подключится сотрудник, который проверит все и поставит нужную отметку.

Переход к накопительной части расходов — что это?

Одна из главных «фишек» нового налогового режима — это не только освобождение налогоплательщика от отчетности, но и переход фактически к накопительной части расходов для получения налоговой прибыли.

Поясним, о чем идет речь. Основная масса налогоплательщиков, на которых ориентирована автоматизированная УСН, это микро-производства, розничные торговые точки и т. д. То есть ИП или небольшие предприятия, которые запускают бизнес по принципу: вложили определенный объем средств и ждут, когда дело начнет приносить доход.

Если такие предприниматели работают на УСН, то они рассчитывают сумму налога к уплате по итогам каждого квартала, а налоговым периодом для них является год.

Грубо говоря, если вы начали работать в январе 2022 года и вложили в дело 5 млн. руб., а доход получили только в 100 000 рублей и вы работаете на УСН доходы минус расходы, то у вас по итогам квартала и возможно года получится убыток. Вы обязаны будете заплатить минимальный налог — 1% от дохода.

При этом убытки, полученные по УСН можно перенести и в будущем также уменьшать налогооблагаемую базу. Но это довольно рискованно и требует определенной нагрузки на компанию, например, нужно специально рассчитывать сумму убытка, следить за ее переносом, отражать в отчетности. а еще это может привести к дополнительным проверкам со стороны ФНС.

На АУСН расходы отражаются на балансовом счете предпринимателя в ФНС. Ежемесячно формируется налогооблагаемая база (налоговый период для АУСН — 1 месяц) и убытки переносятся по факту автоматически. Бизнесу не нужно формировать отчеты, да и проверок бояться смысла нет — ФНС ведь сама рассчитывает базу, а все расходы для нее прозрачны.

И каждый рубль убытка будет вот так перекрываться доходами все время пока идет эксперимент (до 31 декабря 2027 года), до тех пор, пока компания не выйдет в прибыль.

Минимальный налог на АУСН тоже есть — 3% от дохода. Но налогоплательщику не грозят проверки, не нужно ломать голову как отразить убытки в отчете. Правда, документы, подтверждающие расходы, нужно обязательно хранить. Запросить первичку налоговая все еще вправе.

Что еще сделает банк за предпринимателя на АУСН?

Помимо транзакционной отчетности (автоматической передачи данных в ФНС для исчисления и уплаты налога) и ведения разметки операций, на банки возложена обязанность расчета НДФЛ за всех сотрудников по ГПХ и трудовым договорам и перечисления налога в бюджет.

Обратите внимание, что предприниматели на автоматической «упрощенке» освобождены только от сдачи налоговой отчетности. Вести бухгалтерский и кадровый учет при наличии сотрудников все равно придется. Однако Модульбанк готов взять это сопровождение на себя.

О том, как происходит расчет и уплата НДФЛ и взносов при АУСН, мы расскажем в следующей статье. Не пропустите — подпишитесь на наш блог.

Как выглядит интерфейс Банк-клиент на АУСН

При переходе на АУСН в Модульбанк просто появляется новая функциональность в уже привычном кабинете пользователя Интернет-банка.

Например, так выглядит интерфейс Главной страницы.

Здесь можно подробнее посмотреть предварительный расчет налога, разметку по всем операциям, историю с чистыми расходами. Листаем ниже.

Вкладка «Кадры» для исчисления НДФЛ по всем сотрудникам.

В эту таблицу необходимо внести информацию о всех физлицах, которые получают денежные средства по ГПХ и трудовым договорам. Далее банк сам исчисляет и удерживает налог, производит расчет с физлицом, данные передает в ФНС.

На сегодняшний день Модульбанк — единственная в России уполномоченная кредитная организация, которая сопровождает компании на АУСН «под ключ»!

Банк осуществляет бесплатно разметку операций, передает информацию в ФНС для автоматического исчисления налогов, а по желанию клиента берет на себя также бухгалтерский и кадровый учет.

Сопровождение бизнеса

Экономьте до 3 млн ₽ в год благодаря АУСН.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию