Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Зачем нужен отчёт о финансовых результатах
Я посвятил несколько статей доходам, расходам, прибылям и убыткам. Пришло время собрать их в полезный инструмент для руководителя. Этот инструмент называется отчётом о финансовых результатах (Income Statement). До 2012 года в России он назывался отчётом о прибылях и убытках — многие по привычке называют его так. Еще один псевдоним, прилипший в прошлом десятилетии, — Форма № 2.
Этот отчёт содержит информацию о том, из каких доходов и расходов сложился финансовый результат, который получила компания. Хотите понять почему у вас вот такая прибыль или откуда взялся убыток — начните с изучения отчёта о финансовых результатах.
Отчёт о финансовых результатах и бухгалтерский баланс — две главные формы финансовой отчётности, которые изучают банки, инвесторы, кредиторы и контрагенты, чтобы понять стоит ли иметь с вами дело. Форма отчёта о финансовых результатах утверждена Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, но, как и у баланса, суть его одинакова в России, Зимбабве, США и любой другой стране.
Важный момент: доходы в отчёте о финансовых результатах приводятся в нетто-оценке — без НДС и акцизов.
Анализ отчета о финансовых результатах позволяет понять эффективность бизнеса. Особенно полезно анализировать рентабельность. Как это делать — расскажу в следующих выпусках ликбеза.
Структура отчёта о финансовых результатах
Отчёт о финансовых результатах состоит из трёх частей.
Верхняя часть отчёта посвящена основной деятельности компании. Здесь сверху вниз расположены следующие показатели (кликайте по показателю, чтобы перейти в статью о нем):
валовая прибыль (убыток) — разница между выручкой и себестоимостью продаж;
прибыль (убыток) от продаж — разница между валовой прибылью (убытком), коммерческими и управленческими расходами.
Средняя часть нужна для определения прочих доходов и расходов:
доходы от участия в других организациях (дивиденды и стоимость активов, полученных при выходе из капитала других компаний);
проценты к получению — проценты, начисленные по депозитам и выданным займам;
проценты к уплате — проценты, начисленные по взятым кредитам и займам;
прочие доходы — все прочие доходы, кроме процентов к получению;
прочие расходы — все прочие расходы, кроме процентов к уплате.
В нижней части определяется финансовый результат по всей деятельности компании:
прочее — это дополнительные показатели, которые могут влиять на чистую прибыль. Например, штрафы и пени по налогам или сумма налога по УСН, если компания применяет специальный налоговый режим;
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Бухгалтерия для бизнеса
онлайн-курс Алексея Иванова
Получите бесплатные видео с уроками курса!
Пример построения отчёта о финансовых результатах
ООО «Рога и копыта» за январь 2020 года получило следующие доходы и расходы:
выручка от продаж продукции — 900 тыс. руб.
себестоимость продаж — 400 тыс. руб.
коммерческие расходы — 100 тыс. руб.
управленческие расходы — 150 тыс. руб.
дивиденды на акции ПАО «Газпром» — 50 тыс. руб.
проценты по взятым кредитам — 40 тыс. руб.
доход от продажи основного средства — 200 тыс. руб.
расчётно-кассовое обслуживание банка — 10 тыс. руб.
налог на прибыль — 90 тыс. руб.
Отчёт о финансовых результатах ООО «Рога и копыта» выглядит так. Так же, как и в других формах отчётности, круглые скобки означают, что сумму при определении итога нужно вычитать, а не прибавлять.
Комментарии
2ЕНВД отменен
Статья 20 года