Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Сегодня расскажу об одном из требований к бухучёту, которое внутренний главбух-перфекционист во мне не любит. Но для бизнеса требование рациональности при ведении бухгалтерского учёта — одно из главных. В России оно установлено п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации». В международной практике это требование называют балансом между выгодами и затратами (Balance between Benefit and Cost).
Рациональность означает ведение бухгалтерского учёта, исходя из:
условий хозяйствования и величины организации;
соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учёта и полезности этой информации.
То есть главбух должен применять те методы учёта, которые позволят сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами. Учёт должен окупаться!
Главбух-перфекционист — назовем его в честь меня дядей Лёшей, чтобы тете Маше не было обидно — хочет сделать учёт максимально информативным. При этом он плевать хотел на то, что это стоит дорого. К каждому сотруднику нужно приставить контролёра, как каждому контролёру — ревизора, а за ревизорами должны присматривать аудиторы. Тогда мечты дяди Лёши о резервах под обесценение скобок для степлера на его рабочем столе и оценочным обязательствам по предстоящей оплате утилизации коробочки из-под этих скобок воплотятся в реальность. Только это не будет иметь практического смысла, потому что компания с самым точным в мире учётом разорится на его ведении.
В реальности бизнес относится к бухучёту как к любому другому бизнес-процессу. Если сам по себе он не приносит прибыли, то должен помогать получать прибыль от других бизнес-процессов. Сам по себе бухучёт прибыли не приносит, но бухгалтерская информация используется при принятии решений инвесторами, кредиторами, государством, собственниками и руководителями бизнеса. Если цена решений высока, то независимо от масштабов бизнеса нужно раскрывать ту информацию, которая нужна для подготовки этих решений. В остальных случаях действует правило: маленькой компании нужен простой бухучёт, большой — сложный.
Вот пример того, как требование рациональности реализуется в бухгалтерской нормативке. Ст. 6 закона 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта. «Малышам» разрешается:
использовать упрощённый план счетов, в котором некоторые счета объединены друг с другом;
не вести бухгалтерские регистры учета имущества;
считать доходы и расходы в бухучёте кассовым методом;
не применять некоторые бухгалтерские стандарты или их отдельные положения;
составлять бухгалтерскую отчётность в сокращенном объеме (только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах) и по упрощенным формам.
Скажу одну вещь, от которой у дяди Лёши сердце кровью обливается. Российский малый бизнес считает бухучет навязанной государством повинностью. Задача главбуха — считать налоги. А бухгалтерская отчётность нужна налоговой — она же туда сдаётся. И иногда банкам для оценки платежеспособности заёмщика. В такой картине мира бухучёт должен вестись так, чтобы удовлетворять минимальные требования этих пользователей. Значит, если можно его упростить и удешевить — нужно упрощать и удешевлять.
Кстати, мы в интернет-бухгалтерии «Моё дело» пошли ровно по такому пути. План счетов и бухотчётность упрощенные. А все нетиповые операции делаются через бухгалтерские справки. Рациональность в чистом виде.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Бухгалтерия для бизнеса
онлайн-курс Алексея Иванова
Начать дискуссию