Регистры учета

Как упростить бухгалтерский учёт для малого бизнеса

В отличие от крупных компаний, представители малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт и сдавать всего две формы бухгалтерской отчётности. Рассказываем, что и как можно упростить в бухгалтерском учёте. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова по применению упрощённой системы бухгалтерского учёта.
Как упростить бухгалтерский учёт для малого бизнеса

В отличие от крупных компаний, представители малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт и сдавать всего две формы бухгалтерской отчётности. Рассказываем, что и как можно упростить в бухгалтерском учёте. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова по применению упрощённой системы бухгалтерского учёта.

Кому можно вести упрощённый бухучёт

Бухучёт обязаны вести все организации, включая малые и микропредприятия. Неважно, какой режим налогообложения они применяют, — даже на упрощёнке у юрлиц нет освобождения от бухгалтерского учёта.

Но п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. В 2021 году это касается организаций, у которых:

  • среднесписочная численность работников за 2020 г. — не более 100 человек;
  • доход от предпринимательской деятельности за 2020 г. — не выше 800 млн. руб.;
  • в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципалитета, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25%;
  • доля иностранных компаний и (или) организаций, которые не относятся к малым, не превышает 49%.

Налоговая вносит такие организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП). Вновь созданное юрлицо можно считать малым предприятием, если оно соответствует всем критериям за период со дня госрегистрации. В реестр МСП его включат автоматически 10-го числа месяца, следующего после регистрации.

Кроме малых предприятий, упрощённые способы ведения бухучёта и составления бухотчётности могут выбрать некоммерческие организации (НКО) и участники проекта «Сколково».

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, у индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерию при условии, что они ведут налоговый учёт доходов, расходов и других объектов налогообложения. Но если ИП решит, что ему нужен бухучёт, то может выбрать полный или упрощённый вариант. В любом случае, предпринимателям не надо сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.

Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт

Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:

  • создана в форме акционерного общества (публичного или непубличного);
  • выпускает ценные бумаги, которые допущены к торгам;
  • получила более 800 млн руб. выручки за предыдущий отчётный год;
  • на 31 декабря предыдущего года отразила в бухгалтерском балансе активы свыше 400 млн руб.

Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Чем регламентируется упрощённый бухучёт

Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.

  1. «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства», утверждённые приказом Минфина № 64н от 21.12.1998. Применяют в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
  2. «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта», разработанные НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».

При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.;
  • ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта.

Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме

Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.

Способы упрощения бухучёта

Есть три вида упрощённого учёта.

  1. Полный — полноценный бухучёт с применением бухгалтерских регистров учёта имущества и методом двойной записи, то есть одновременным отражением сумм каждой хозоперации по дебету и кредиту взаимосвязанных бухгалтерских счетов. В отличие от классического бухучёта, здесь есть небольшие послабления: сокращённый план счетов, возможность применять кассовый метод учёта доходов и т. д. Этот вид часто используют производственные предприятия на УСН, так как им нужно учитывать много разных хозопераций. В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализован именно такой вариант — он позволяет тратить на бухучёт меньше времени без потери информативности. По ссылке вы можете получить бесплатный доступ на месяц и оценить удобство сервиса.
  2. .Сокращённый — бухучёт методом двойной записи, но без обычных бухгалтерских регистров. Он подходит организациям на УСН с однообразными хозоперациями.
  3. Простой — бухучёт без применения двойной записи. Предназначен только для микропредприятий, то есть организаций со среднесписочной численностью работников не более 15 человек и годовым доходом не выше 120 млн руб. Подойдёт тем, у кого мало фактов хозяйственной жизни в месяц (обычно не более 30). В этом случае микропредприятия смогут обходиться без бухгалтерских проводок и просто фиксировать хозоперации в специальном журнале.

Моё дело Профбухгалтер

Сервис для бухгалтера. Бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт. ЭДО и автоматический аудит ошибок

Сокращённый план счетов

При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:

  • для производственных запасов — счёт 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;
  • для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — счёт 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;
  • для готовой продукции и товаров — счёт 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45;
  • для дебиторской и кредиторской задолженностей — счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79;
  • для денежных средств в банках — счёт 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57;
  • для капитала — счёт 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 и 83;
  • для финансовых результатов — счёт 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99.

Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.

Первичные документы и бухгалтерские регистры

Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.

При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.

При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.

Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.

Учёт доходов и расходов

При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:

  • доходы — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;
  • расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).

Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.

Упрощённая отчётность

При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.

Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.

Начиная с отчётности за 2020 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.

Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.

Упрощённый бухучёт в деталях

Подарок для наших читателей — запись вебинара по упрощённой системе бухгалтерского учёта. Час подробного разбора особенностей системы, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикер — Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Программа:

  1. Что входит в упрощённые способы бухгалтерского учёта.
  2. Кто имеет право на применение упрощённой системы бухгалтерского учёта.
  3. Нормативно-правовое регулирование упрощённой системы бухгалтерского учёта.
  4. Упрощённые способы бухгалтерского учёта, установленные действующими ФСБУ (ПБУ).
  5. Учётная политика при применении упрощённой системы бухгалтерского учёта.
  6. Упрощённые бухгалтерские регистры.
  7. Упрощённый рабочий план счетов: рекомендации по составлению.
  8. Упрощённая бухгалтерская отчётность: состав и формы.

Упрощённая система бухгалтерского учёта

Как экономить до 40% времени на бухучёт

Получите бесплатное видео с экспертным обзором!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись.

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

20
  • Olga30

    Здравствуйте! Открыли ООО (доходы), пока относимся к микропредприятию. Чтоб упростить бухучет можем ли мы вести 10 счет только по тем материалам по которым есть остатки на конец месяца (сырье, гсм); а если нет остатков, то можно ли списывать с 60,71 сразу на 20,26 (запчасти, прочие материалы)?

  • Alek118589

    Блин!!!! Три раза! Ну начали рассказывать о простом методе бух учёта ну так общими словами не заканчивайте! Типа так:

    1) Отказывайтесь полностью от применений плана -счетов. План-счетов прописан в 94н от 31.10.2000г. В Инструкции по его применению третий абзац(в самом начале) такая возможность микрикам прописана.

    2) Бух Учет ведите в ф.К-2МП. Тупо регистрируйте факты хоз жизни. Если её правильно вести на 31.112.0000года у вас на руках будет фактически готовый Бух Баланс; Отчёт о фин результатах.

    ВСЁ! Есть сложность - не оч понятно как учесть лизинговое имущество, осн средства; Но прорываюсь...

    АВТОРАМ - вы бы "технологию" заполнения формы К-2МП по косточкам разобрали ....бы!

    • Над. К

      Да никому это не нужно, кроме вас. Вести руками учет в неудобной форме К-2МП - так себе удовольствие ;) Типа, нормальные герои всегда идут в обход...

      • Alek118589

        ну... пока да, нужно только мне. За других то я говорить не могу, только за себя. На счёт "шпильки о героях" - дык вы без работы останетесь, если простая форма бух учёта, без двойной записи массово в жизнь войдёт. Заметьте я на героя не обиделся 🙄

    • VadimBA
      вы бы "технологию" заполнения формы К-2МП по косточкам разобрали ....бы!

      Говорить о технологии заполнения формы К-2МП уместно лишь в одном случае - когда будет ПО, на выходе которого формируется эта форма.

      Только, сдается мне, вряд ли кто-нибудь возьмется ради получения только одной этой формы за написание этого ПО. На мой взгляд, заведомо тупиковое направление.

      Посему, удел почитателей формы К-2МП - ее тупо-ручное ведение, например, в Excel. Что, на мой взгляд, жуткое извращение, сравнимое с использованием для письма гусиных перьев с чернилами вместо обычных шариковых (и т.п.) ручек.

      • Alek118589

        Если говорить по "взрослому" ведение ф.К-2МП это -ведение бухгалтерского учёта по простой форме, БЕЗ плана счетов, без проводок, без системы двойной записи. То есть записывается факт хоз жизни и ВСЁ. Это очень удобно и говорить о "жутком извращении...письма гусиными перьями" не стоит. Кому ЭТА форма бух учёта нужна - фирмам в которых бух учёт ведётся НЕ бухгалтером. ну не профессиональным бухгалтером. Программы для такого вида учёта нет, думаю не будет. Потому - что о такой форме бух учёта мало кто задумывается- бух лобби не даёт!

        • VadimBA
          Если говорить по "взрослому" ведение ф.К-2МП это -ведение бухгалтерского учёта по простой форме

          Если говорить по-взрослому, то заморачиваться проблемами тех, кто не в состоянии потратить на ПО ведения учета предприятия в пределах 4'000 руб. (стоимость базовой 1С) наивно и смешно.

          Равно как и всякий разговор о "технологиях" в контексте ведения формы К-2МП. Вручную ведите учет, коль такие экономные.

          • Alek118589

            Как интересно... так справочно - у меня ЕСТЬ 1С при чём на 16 рабочих мест, лицензионная. Пользовался ею пока фирма не выработала свой ресурс. При открытии теперешней фирмы не пользуюсь. И скорее всего не буду пользоваться. Это не принцип, это целесообразность, МНЕ ТАК УДОБНЕЕ! И... очень похоже что вы(если вы автор статьи) НЕ знаете способ простого учёта без применения двойной записи. В статье набор цитат из законодательных актов, разъяснений и прочих доков.

            • VadimBA
              очень похоже что вы(если вы автор статьи) НЕ знаете способ простого учёта без применения двойной записи.

              Я не веду учет посредством двойной записи. Подобный учет в 1С ведется САМ. Куда еще проще?

              • Alek118589
                Я не веду учет посредством двойной записи. Подобный учет в 1С ведется САМ.

                Аффффигеть!!! А у меня давеча молоток представляете САМ гвозди забивал! Вы адекватны вообще?

        • Крестик-нолик

          Вам уже много раз объяснили, что в 1С тоже

          записывается факт хоз жизни и ВСЁ

          Только этот факт нужно правильно выбрать из списка, имеющегося в программе. Всё остальное программа считает сама.

          • VadimBA
            Только этот факт нужно правильно выбрать из списка, имеющегося в программе. Всё остальное программа считает сама.

            Получается, весь этот выпендреж с формой К-2МП по причине какого-то религиозного табу на выбирание из списка предложенных значений?

              • Alek118589

                Речь в этой теме вообще не шла о преимуществе или не достатках простой системе бух учёта. Речь(просьба) была о более подробном, освещении заполнения формы К-2МП. Почему господа бухгалтера не здорово возбуждаются от этой темы мне не понятно. Поэтому - не можете адекватно оценить ситуацию с простой системой учёта, без метода двойной записи не фиг и обсуждать. Считаю дискуссию закрытой.

                • gnews spb
                  Почему господа бухгалтера не здорово возбуждаются от этой темы

                  Потому что можем

                  адекватно оценить ситуацию с простой системой учёта,


                  формы К-2МП.

                  Насколько я помню, в Рекомендациях 2013-го года ИПБР приводится не только сама форма, но и есть пример для её заполнения.

                  У ИПБР есть рекомендации , выпущенные в 2020г https://www.ipbr.org/developments/small-business-accounting-recommendations/

                  ....

                  10. Простая система.

                  Микропредприятия (далее - МП) имеют право вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи).

                  Рекомендуемый порядок ведения бухгалтерского учета по простой системе может быть использован  МП, характер  деятельности которых, во-первых позволяет определять финансовый результат по кассовому методу и, во-вторых, не предполагает наличия у МП существенных остатков имущества и обязательств.

                  ...

                   Простая система бухгалтерского учета не предполагает ведение учета объектов амортизируемого имущества, расходов будущих периодов и других активов, расходы на приобретение (создание) которых не могут быть признаны в полной сумме в периоде их приобретения, а также дебиторской и кредиторской задолженностей, которые не будут погашены в периоде их возникновения.

            • Alek118589
              выпендреж с формой К-2МП по причине какого-то религиозного табу

              мда... Коль уж разговор пошёл о религии я замолкаю. Фанатиков убеждать бесполезно

  • А есть ещё конфигурация 1С:УНФ в которой "план-счетов" отсутствует как данность, все операции отражаются по регистрам без формирования бухгалтерских проводок, но всю необходимую регламентированную отчетность она позволяет создать, а так же управленческую, а ещё можно настроить обмен с 1С:БП и уже бухгалтерские проводки получить в ней...