В отличие от крупных компаний, представители малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт и сдавать всего две формы бухгалтерской отчётности. Рассказываем, что и как можно упростить в бухгалтерском учёте. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова по применению упрощённой системы бухгалтерского учёта.
Кому можно вести упрощённый бухучёт
Бухучёт обязаны вести все организации, включая малые и микропредприятия. Неважно, какой режим налогообложения они применяют, — даже на упрощёнке у юрлиц нет освобождения от бухгалтерского учёта.
Но п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. В 2021 году это касается организаций, у которых:
- среднесписочная численность работников за 2020 г. — не более 100 человек;
- доход от предпринимательской деятельности за 2020 г. — не выше 800 млн. руб.;
- в уставном капитале доля участия государства, субъектов РФ, муниципалитета, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25%;
- доля иностранных компаний и (или) организаций, которые не относятся к малым, не превышает 49%.
Налоговая вносит такие организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП). Вновь созданное юрлицо можно считать малым предприятием, если оно соответствует всем критериям за период со дня госрегистрации. В реестр МСП его включат автоматически 10-го числа месяца, следующего после регистрации.
Кроме малых предприятий, упрощённые способы ведения бухучёта и составления бухотчётности могут выбрать некоммерческие организации (НКО) и участники проекта «Сколково».
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, у индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерию при условии, что они ведут налоговый учёт доходов, расходов и других объектов налогообложения. Но если ИП решит, что ему нужен бухучёт, то может выбрать полный или упрощённый вариант. В любом случае, предпринимателям не надо сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.
Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт
Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:
- создана в форме акционерного общества (публичного или непубличного);
- выпускает ценные бумаги, которые допущены к торгам;
- получила более 800 млн руб. выручки за предыдущий отчётный год;
- на 31 декабря предыдущего года отразила в бухгалтерском балансе активы свыше 400 млн руб.
Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Чем регламентируется упрощённый бухучёт
Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.
- «Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учёта для субъектов малого предпринимательства», утверждённые приказом Минфина № 64н от 21.12.1998. Применяют в части, не противоречащей закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте».
- «Рекомендации для субъектов малого предпринимательства по применению упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта», разработанные НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;
- ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
- ФСБУ 5/2019 «Запасы» — можно не применять микропредприятиям, то есть организациям с годовым доходом до 120 млн руб. и среднесписочной численностью работников не более 15 чел.;
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (вступает в силу с 1 января 2022 года, но разрешено применять его с 2021 г.) — можно не принимать во внимание отдельные положения стандарта.
Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме
Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
Способы упрощения бухучёта
Есть три вида упрощённого учёта.
- Полный — полноценный бухучёт с применением бухгалтерских регистров учёта имущества и методом двойной записи, то есть одновременным отражением сумм каждой хозоперации по дебету и кредиту взаимосвязанных бухгалтерских счетов. В отличие от классического бухучёта, здесь есть небольшие послабления: сокращённый план счетов, возможность применять кассовый метод учёта доходов и т. д. Этот вид часто используют производственные предприятия на УСН, так как им нужно учитывать много разных хозопераций. В сервисе «Моё дело Профбухгалтер» реализован именно такой вариант — он позволяет тратить на бухучёт меньше времени без потери информативности. По ссылке вы можете получить бесплатный доступ на месяц и оценить удобство сервиса.
- .Сокращённый — бухучёт методом двойной записи, но без обычных бухгалтерских регистров. Он подходит организациям на УСН с однообразными хозоперациями.
- Простой — бухучёт без применения двойной записи. Предназначен только для микропредприятий, то есть организаций со среднесписочной численностью работников не более 15 человек и годовым доходом не выше 120 млн руб. Подойдёт тем, у кого мало фактов хозяйственной жизни в месяц (обычно не более 30). В этом случае микропредприятия смогут обходиться без бухгалтерских проводок и просто фиксировать хозоперации в специальном журнале.
Моё дело Профбухгалтер
Сервис для бухгалтера. Бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт. ЭДО и автоматический аудит ошибок
Сокращённый план счетов
При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:
- для производственных запасов — счёт 10 «Материалы» вместо отдельных счетов 10, 11, 15 и 16;
- для затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) — счёт 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44;
- для готовой продукции и товаров — счёт 41 «Товары» вместо счетов 41, 43, 45;
- для дебиторской и кредиторской задолженностей — счёт 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 71, 73, 75, 76, 79;
- для денежных средств в банках — счёт 51 «Расчётные счета» вместо счетов 51, 52, 55, 57;
- для капитала — счёт 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 и 83;
- для финансовых результатов — счёт 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90, 91 и 99.
Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.
Первичные документы и бухгалтерские регистры
Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.
При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.
При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.
Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.
Учёт доходов и расходов
При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:
- доходы — сразу при поступлении оплаты от покупателей и заказчиков;
- расходы — в момент погашения задолженности перед продавцом или исполнителем, при этом товар должен быть поставлен, а услуга оказана (работа выполнена).
Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.
Упрощённая отчётность
При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.
Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.
Начиная с отчётности за 2020 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.
Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.
Упрощённый бухучёт в деталях
Подарок для наших читателей — запись вебинара по упрощённой системе бухгалтерского учёта. Час подробного разбора особенностей системы, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикер — Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Программа:
- Что входит в упрощённые способы бухгалтерского учёта.
- Кто имеет право на применение упрощённой системы бухгалтерского учёта.
- Нормативно-правовое регулирование упрощённой системы бухгалтерского учёта.
- Упрощённые способы бухгалтерского учёта, установленные действующими ФСБУ (ПБУ).
- Учётная политика при применении упрощённой системы бухгалтерского учёта.
- Упрощённые бухгалтерские регистры.
- Упрощённый рабочий план счетов: рекомендации по составлению.
- Упрощённая бухгалтерская отчётность: состав и формы.
Упрощённая система бухгалтерского учёта
Как экономить до 40% времени на бухучёт
Комментарии
20Здравствуйте! Открыли ООО (доходы), пока относимся к микропредприятию. Чтоб упростить бухучет можем ли мы вести 10 счет только по тем материалам по которым есть остатки на конец месяца (сырье, гсм); а если нет остатков, то можно ли списывать с 60,71 сразу на 20,26 (запчасти, прочие материалы)?
Блин!!!! Три раза! Ну начали рассказывать о простом методе бух учёта ну так общими словами не заканчивайте! Типа так:
1) Отказывайтесь полностью от применений плана -счетов. План-счетов прописан в 94н от 31.10.2000г. В Инструкции по его применению третий абзац(в самом начале) такая возможность микрикам прописана.
2) Бух Учет ведите в ф.К-2МП. Тупо регистрируйте факты хоз жизни. Если её правильно вести на 31.112.0000года у вас на руках будет фактически готовый Бух Баланс; Отчёт о фин результатах.
ВСЁ! Есть сложность - не оч понятно как учесть лизинговое имущество, осн средства; Но прорываюсь...
АВТОРАМ - вы бы "технологию" заполнения формы К-2МП по косточкам разобрали ....бы!
Да никому это не нужно, кроме вас. Вести руками учет в неудобной форме К-2МП - так себе удовольствие ;) Типа, нормальные герои всегда идут в обход...
ну... пока да, нужно только мне. За других то я говорить не могу, только за себя. На счёт "шпильки о героях" - дык вы без работы останетесь, если простая форма бух учёта, без двойной записи массово в жизнь войдёт. Заметьте я на героя не обиделся 🙄
Говорить о технологии заполнения формы К-2МП уместно лишь в одном случае - когда будет ПО, на выходе которого формируется эта форма.
Только, сдается мне, вряд ли кто-нибудь возьмется ради получения только одной этой формы за написание этого ПО. На мой взгляд, заведомо тупиковое направление.
Посему, удел почитателей формы К-2МП - ее тупо-ручное ведение, например, в Excel. Что, на мой взгляд, жуткое извращение, сравнимое с использованием для письма гусиных перьев с чернилами вместо обычных шариковых (и т.п.) ручек.
Если говорить по "взрослому" ведение ф.К-2МП это -ведение бухгалтерского учёта по простой форме, БЕЗ плана счетов, без проводок, без системы двойной записи. То есть записывается факт хоз жизни и ВСЁ. Это очень удобно и говорить о "жутком извращении...письма гусиными перьями" не стоит. Кому ЭТА форма бух учёта нужна - фирмам в которых бух учёт ведётся НЕ бухгалтером. ну не профессиональным бухгалтером. Программы для такого вида учёта нет, думаю не будет. Потому - что о такой форме бух учёта мало кто задумывается- бух лобби не даёт!
Если говорить по-взрослому, то заморачиваться проблемами тех, кто не в состоянии потратить на ПО ведения учета предприятия в пределах 4'000 руб. (стоимость базовой 1С) наивно и смешно.
Равно как и всякий разговор о "технологиях" в контексте ведения формы К-2МП. Вручную ведите учет, коль такие экономные.
Как интересно... так справочно - у меня ЕСТЬ 1С при чём на 16 рабочих мест, лицензионная. Пользовался ею пока фирма не выработала свой ресурс. При открытии теперешней фирмы не пользуюсь. И скорее всего не буду пользоваться. Это не принцип, это целесообразность, МНЕ ТАК УДОБНЕЕ! И... очень похоже что вы(если вы автор статьи) НЕ знаете способ простого учёта без применения двойной записи. В статье набор цитат из законодательных актов, разъяснений и прочих доков.
Я не веду учет посредством двойной записи. Подобный учет в 1С ведется САМ. Куда еще проще?
Аффффигеть!!! А у меня давеча молоток представляете САМ гвозди забивал! Вы адекватны вообще?
Вам уже много раз объяснили, что в 1С тоже
Только этот факт нужно правильно выбрать из списка, имеющегося в программе. Всё остальное программа считает сама.
Получается, весь этот выпендреж с формой К-2МП по причине какого-то религиозного табу на выбирание из списка предложенных значений?
🙂
https://club.klerk.ru/t/ochen-spornyj-obzor-raboty-ooo-usn/725893
Речь в этой теме вообще не шла о преимуществе или не достатках простой системе бух учёта. Речь(просьба) была о более подробном, освещении заполнения формы К-2МП. Почему господа бухгалтера не здорово возбуждаются от этой темы мне не понятно. Поэтому - не можете адекватно оценить ситуацию с простой системой учёта, без метода двойной записи не фиг и обсуждать. Считаю дискуссию закрытой.
Потому что можем
Насколько я помню, в Рекомендациях 2013-го года ИПБР приводится не только сама форма, но и есть пример для её заполнения.
У ИПБР есть рекомендации , выпущенные в 2020г https://www.ipbr.org/developments/small-business-accounting-recommendations/
....
10. Простая система.
Микропредприятия (далее - МП) имеют право вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи).
Рекомендуемый порядок ведения бухгалтерского учета по простой системе может быть использован МП, характер деятельности которых, во-первых позволяет определять финансовый результат по кассовому методу и, во-вторых, не предполагает наличия у МП существенных остатков имущества и обязательств.
...
Простая система бухгалтерского учета не предполагает ведение учета объектов амортизируемого имущества, расходов будущих периодов и других активов, расходы на приобретение (создание) которых не могут быть признаны в полной сумме в периоде их приобретения, а также дебиторской и кредиторской задолженностей, которые не будут погашены в периоде их возникновения.
мда... Коль уж разговор пошёл о религии я замолкаю. Фанатиков убеждать бесполезно
А есть ещё конфигурация 1С:УНФ в которой "план-счетов" отсутствует как данность, все операции отражаются по регистрам без формирования бухгалтерских проводок, но всю необходимую регламентированную отчетность она позволяет создать, а так же управленческую, а ещё можно настроить обмен с 1С:БП и уже бухгалтерские проводки получить в ней...
а подробнее можно? Или ссылку сна описание проги?
https://v8.1c.ru/small.biz/
бЛАГОДАРЮ. бУДУ СМОТРЕТЬ