В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о том, как устроена облачная бухгалтерия, почему облачные решения всё более популярны в мире и как они облегчают работу бухгалтера. Если хотите больше работать головой, а не руками — стоит прочитать. В конце статьи — аттракцион неслыханной щедрости.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Пару месяцев назад в телеграм-канале я провёл опрос, который показал, что почти 80% моих читателей-бухгалтеров пользуются бухгалтерскими программами, установленными на локальном компьютере или сервере. В основном из линейки 1С: Предприятие. Это ожидаемый результат: бухгалтер по природе консерватор. И такой вариант автоматизации учета не оптимален для большинства малых бизнесов. Сразу оговорюсь: я буду топить не против 1С, а за облачные решения. У 1С оно тоже есть.
Облачная бухгалтерия — это приложение, которое расположено на удалённом сервере. Физически такие сервера могут находиться в любой точке мира, обычно их несколько в разных местах для большей безопасности данных. Бухгалтер, директор и прочие пользователи заходят в приложение со своих устройств через интернет-браузер. Облачная бухгалтерия имеет ряд преимуществ перед локальной.
Можно работать из любой точки мира без настройки и обслуживания удалённого доступа и тонких клиентов — сисадмин не нужен и простаивать во время его работы не приходится.
Нет привязки к конкретному компьютеру и флешкам с ключами для бухгалтерии, ТКС и клиент-банка. Это особенно удобно, когда ты аутсорсер и ведешь тучу клиентов.
Мощность компьютера не играет особой роли — главное иметь хороший Интернет, а все вычисления происходят на удалённых серверах.
Нет нужды регулярно устанавливать обновления и платить программисту, а техподдержка обычно включена в тариф.
Данные защищены лучше: взломать локальную сеть компании проще, чем профессионально защищённые каналы. Физический вынос компьютера взломщиком или товарищем майором бесполезен, если сессия не активна.
Большинство облачных приложений имеют открытое API (Application Programming Interface) — интерфейс программирования приложений. Это набор правил, при помощи которых приложения обмениваются информацией. С помощью API обмениваются данными с другими сервисами: банками, онлайн-кассами, товароучётными и платежными системами.
Интернет-бухгалтерия «Моё дело»
Все преимущества облачных технологий для упрощения бухгалтерской работы
Последний тезис прокомментирую развёрнуто на примере работы с банками. Ещё один опрос в ТГ-канале я посвятил тому, как движения по расчётному счету попадают в бухгалтерскую программу. Ожидаемо больше 60% набрал вариант, при котором выписки выгружаются из клиент-банка в бухгалтерскую программу, а платёжки — наоборот. Ожидаемо неэффективно. Современные технологии давно позволяют обойтись без ручного переноса данных из одной программы в другую.
Вот как выглядит типичное утро бухгалтера. Кофе. Выгрузка выписки из клиент-банка. Загрузка выписки в бухгалтерскую программу. В течение дня один или несколько раз обратная процедура с выгрузкой платежек в клиент-банк. Ещё кофе. В это время бухгалтер работает оператором GUI (Graphical User Interface) — графических интерфейсов двух приложений. И пьёт слишком много кофе.
Выгружать данные из одной программы и загружать в другую — не та работа, которая требует квалификации бухгалтера. Она вообще не требует участия человека. Для обмена данными между системами эффективнее использовать API. В банковской сфере API начали использовать ещё в 1980-х годах, но широкое развитие для сопряжения любых приложений эти интерфейсы получили в 2010-х. Благодаря API мы можем оплачивать покупки через Интернет, авторизовываться на сайтах через профили в соцсетях и даже вызывать такси по геолокации.
В России использовать API для обмена данными между бухгалтерией и банком первой стала компания «Моё дело», в которой я сейчас работаю. В 2011 г. был налажен обмен платёжками и выписками с ныне почившим Судостроительным банком. В 2014 году мы запустили универсальное открытое API для интеграции с банками. Вскоре по нашим следам пошли конкуренты, и сейчас автоматический обмен данными с банком — стандарт работы большинства облачных бухгалтерий. Отличаются только количество интеграций и качество их работы.
Вот как выглядит утро бухгалтера, который работает на современном софте. Кофе — куда ж без него. Выписки уже выгрузились автоматически, проводки сформированы, книги учёта доходов и расходов у спецрежимников заполнены. Платёжки формируются в бухгалтерии и из неё же отправляются в банк. Экономия времени для небольшой компании в среднем от 10 минут до часа — в зависимости от количества расчётных счетов и операций по ним. Это в день. А в год, соответственно, от 2 до 12 дней. Работодатель не платит за операторскую работу по ставке бухгалтера, а бухгалтер может успевать больше. Особенно экономия проявляется в группах компаний и у бухгалтеров, которые обслуживают нескольких клиентов.
API в бухгалтерии используется не только для интеграции с банками — через них можно «подружить» любые приложения. Из нашего опыта наиболее востребован обмен данными с онлайн-кассами, CRM, платёжными и товароучётными системами. Принцип тот же: никакого ручного ввода, никаких промежуточных выгрузок — данные из сервисов попадают сразу в учёт.
Резюмирую: для малого бизнеса облачная бухгалтерия не подходит, как правило, если у него плохой канал Интернета или избыток денег. Или если есть нестандартные информационные потребности руководства, для которых локальная бухгалтерская программа дописывается.
В прошлом году многие компании отказались от офиса. По оценкам BCG, 300 млн офисных работников по всему миру засели по домам. В таком раскладе работать с локальными программами стало большой проблемой. Мировой тренд развития облачных бухгалтерий чёткий — будущее за ними. Глобальный рынок облачных бухгалтерий и раньше неплохо рос, а теперь на следующие 5 лет прогнозируется его рост на 5,9% в год. То есть к 2025 году рынок увеличится на четверть. Думаю, что это произойдет за счет сопоставимого снижения объёма рынка локальных бухгалтерских решений.
Кстати, сейчас отличное время для того, чтобы попробовать облачную бухгалтерию «Моё дело». В ней можно вести бухгалтерский учёт, налоговый учёт по ОСНО, УСН и ПСН, рассчитывать зарплату, сдавать отчётность в налоговую и фонды, обмениваться данными с банками, онлайн-кассами и другими сервисами для бизнеса. И всё это бесплатно до полугода! Такая халява редко бывает.
Моё дело
Облачная бухгалтерия с автоматическим обменом данными
Комментарии
7Розовая мечта любого бухгалтера
Бред сивой кобылы в ясную лунную ночь ...
Я, конечно, к хамству на Клерке привык, но попробуйте хотя бы аргументировать свои слова. Все, о чем я рассказывал, уже реализовано в интернет-бухгалтерии «Моё дело». Да и другие облачные сервисы многое из этого умеют. А у вас есть что-то по существу сказать или просто погадить зашли?
Отличная штука! Сколько это стоит?
От 833 руб. в месяц. Здесь можно подобрать тариф.