Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Сегодня попробую спрогнозировать развитие тренда, о котором писал уже не раз. Этот прогноз я сделал для своего блога на vc.ru, но читателям Клерка он тоже должен быть интересен. Очевидно, что ФНС постепенно переносит бремя расчета налога с налогоплательщика на себя. Но что именно и в какие сроки будет делаться? Делюсь своими мыслями, а через год-три-семь посмотрим что из предсказанного произошло в действительности. Как любой прогноз, он может сбыться или не сбыться — это моё субъективное видение развития ситуации.
2022-2023
Новый налоговый режим УСН-онлайн для добровольного применения. Его разработка заложена в План деятельности ФНС на 2021 г., поэтому дело решённое. Возможно, в этом году не успеют принять, но в следующем — к гадалке не ходи. Объект налогообложения — доходы. В проект с объектом налогообложения «доходы минус расходы» я не верю, почему — писал здесь.
2023-2024
Обязательный электронный документооборот (ЭДО) для отдельных отраслей. Тоже неизбежно будет, дорожная карта прописана в Концепции развития ЭДО в хозяйственной деятельности. Летом 2021 года заработала национальная система прослеживаемости товаров, которая уже не оставляет шансов обойтись без ЭДО участников оборота прослеживаемых импортных товаров. Весь вопрос в сроках реализации.
Добровольный налоговый мониторинг для малого бизнеса. Это когда вы предоставляете ФНС доступ к учетной системе для полной прозрачности расчёта налоговых баз. Раньше такая форма налогового контроля распространялась только на крупных ребят, но в конце прошлого года закон №470-ФЗ снизил порог вхождения в налоговый мониторнинг. Теперь его может применять средний бизнес с выручкой от 1 млрд руб. Наверняка дальше это распространится и на малышей.
2024-2026
Обязательный ЭДО для всех налогоплательщиков по ограниченному перечню документов. ФНС планирует движение 95% счетов-фактур и 70% накладных в стране в электронном виде к 2024 году. Год-два закладываю на обычные при запуске таких масштабных IT-решений проблемы внедрения и их героическое преодоление.
2025-2027
Отмена патентной системы налогообложения (ПСН). Следующий логичный шаг после внедрения обязательного ЭДО. ФНС будет видеть денежные и товарные потоки, поэтому считать налог с потенциально возможного дохода, который как правило, ниже реального станет бессмысленно. ПСН уйдет той же дорогой, по которой увели в вечность ЕНВД.
2026-2028
Отмена УСН 15% и классического УСН 6%. Безальтернативным станет УСН-онлайн, который проще администрировать и который к этому времени избавится от детских болячек. Менее правдоподобный вариант — сохранение двух альтернативных объектов налогообложения с введением обязательного налогового мониторинга для УСН 15%.
2027-2029
Автоматический расчёт НДС и акцизов. Забрав себе расчёт налогов для спецрежимников, ФНС начнет наступление на средний и крупный бизнес с косвенных налогов. Здесь уже создан серьезный технологический задел в виде АСК «НДС-2», АИС «Налог-3» и других разработок айтишников ФНС. Возможно, пилотные проекты в отдельных отраслях начнутся и раньше.
В более далекую перспективу заглядывать не буду, там пока сложно строить достаточно обоснованные прогнозы. Но чутье подсказывает, что если все будет развиваться по такому сценарию, то в 2030-е годы падет последний бастион. И им станет налог на прибыль.
Как считаете, сбудутся мои прогнозы или наврал с три короба? Давайте в комментариях обсудим — интересно узнать ваше мнение!
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Бухгалтерия для бизнеса
онлайн-курс Алексея Иванова
Комментарии
30Сбудутся. Только раньше. Сразу после выборов.
Так рано не получится: нормативной базы нет, технически и организационно ФНС тоже ещё не готова. Но ход ваших мыслей мытарям наверняка понравился бы :)
Когда это им мешало?
Не подсказывайте! :)
Не будут они ничего считать - это не их функция совсем. А как же функция доначислять, выявлять ошибки в расчетах. В мировой практике нет такой функции у налоговиков - считать налоги за налогоплательщиков. А у нас она будет что-ли?
Так ФНС уже давно этим занимается. Возьмите имущественные налоги физиков: транспортный, на имущество физлиц, земельный. Их физик не считает, а только оплачивает. У юриков декларации по транспортному и земельному налогу с этого года упразднили по той же причине.
Алексей, посмотрите какие налоги они сами считают. База умножить на ставку. Одну цифру умножить на другую. Вот и всё пока, вот и всё достижение. А вот сложить множество цифр, а потом умножить и где-то еще и вычесть это ручной труд. Конечно можно упростить законодательство, т.е переписать все кодексы.
Вот мониторить ВСЕХ налогоплательщиков можно реализовать наверное. Сделать общий для всей страны супер охраняемый сервер, куда налогоплательщики будут обязаны размещать свои бухгалтерские базы, скажем раз в квартал после сдачи отчётов. А с производителями ПО государство договорится ???
Пока все так. Но поживем-увидим.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Рязанское_чудо. Вот пример из истории СССР. Пустить пыль в глаза можно. А вот сделать НАДЕЖНЫЙ и несложный инструмент это очень сложно. А пример из моей практики вот такой. Есть всем известная компания ООО "АВТОДОР- ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ" ИНН/КПП 7710965662/770701001. Согласились присылать моим знакомым закрывающие документы в электронном виде. Присылают акты выполненных работ в формате PDF как вложение без идентификатора электронного документа, а должны присылать в формате xml с идентификатором электронного документа. Формат электронного акта на услуги/работы утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@. Он предполагает передачу актов в электронном виде только в формате XML.
На вопрос почему творите произвол в отношении ЭДО был получен ответ:
"Согласно Приказу ФНС от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172 нет утвержденного к применению формата для предоставления акта выполненных работ, все форматы носят рекомендательный характер, на основании чего, наша организация, не нарушая закона предоставляет закрывающие документы в формате PDF."
Вот Алексей правда жизни. Что это? Заговор компании с госучастием с государством (налоговики выкинут из расходов документы предоставленные не по формату - это нарушение) или просто человеческий фактор, некомпетентность сотрудников бухгалтерии?
Так я ж не оправдываю ФНС, а пытаюсь спрогнозировать ее дальнейшие шаги :)
Алексей, мне 46. Я в профессии сразу после института. Бухгалтера моего возраста и старше пережили много реформ. И все изменения в законодательстве это стресс, просто потому, что не так давно мы учили другие строки в законах. Те скорости реформ, которые предлагает ИФНС и прочие министерства очень велики на мой взгляд (это моё мнение). В моей практике был случай. Купили дорогой ЧПУ почти 300.000 зеленых, а специалистов в радиусе 50-70 км для работы на нем нету. Я к тому, что цифровизация и ЭДО это достаточно сложный инструмент и им надо уметь пользоваться. Человеческий фактор и наличие интернета в этих отношениях очень велики. Т.е. деятельность организации или ИП будет полностью зависеть от 2 факторов:
1. физичекое наличие специалиста по ЭДО (все мы слышали из уст чиновников разных мастей, что профессия бухгалтера умирающая, но видимо на её месте родится другая - специалист по ЭДО)
2. физическое наличие инернета.
Во всем мире бухгалтеры ценятся и хорошо зарабатывают, а у нас умирающая профессия?зато законы меняют-читать не успеваешь, не то что вникнуть
во всем мире, в тех же штатах налоговая для мелочевки считает налоги сама. А вот если хочешь льготы, вычеты и т.п. тут нужен кто-то знающий.
А Аккаунтерами (бух-ми) работают в основном в достаточно крупных компаниях.
Презумпция налоговой виновности (иначе не назвать) заставляет российские компании раздувать штат учетчиков, тратья деньги на ветер, а не на развитие бизнеса.
А представьте поменяется всё!
такой фэнтези-триллер!
Налоговые начнут считать налоги, а бухгалтеры слать им пачками Требования… пояснить ошибки и противоречия… и не указывать что именно якобы не сходится, и с нарушением срока, и задним числом чтобы, и сразу несколько требований по всем налогам, и блокировать счёт казначейства на всякий, и чтоб нельзя было не ответить, а то вызов на допрос и пригрозить ещё административкой/уголовкой!
Класс! Кажется, это было бы честно :)
Умора....и если всё по честному будет, то фэнтези-триллер точно.Ибо сейчас часто встретишь в налоговых,что он не могут ответить на вопрос,а говорят:"..так ,так программа выдает...я то причем?.." Или просто не хотят...работа-то казенная.
А мне кажется бухгалтер будет вечно.С 13.02.1498 года появилось это слово,так и будет,хоть как его облагородь,а суть одна.Нельзя без нас никак!
Так и запишем - к 2030му бизнеса не останется, будут только налоговые, которым придётся друг другу начислять налоги, запускать проверки, слать требования как открытки и так далее.
вот ну серьезно, каждый год приходят рассчитанные налоговой имущественные налоги ФЛ и каааааждый год неправильно! то новое имущество чьё-то появилось, то наоборот исчезло, то внезапно что-то прошлыми годами у них начислилось откуда-то, то ставка не та, то даты постановки не те, то между регионами и между госорганами не передана инфа…
какое там им до более серьезных налогов, это будет крах всей системы если они расчёты на себя возьмут.
Надеюсь, что все же бизнес останется :) Не буду выступать адвокатом дьявола - косячат налоговики и продолжат это делать наверняка. Но прогноз же не о качестве реализации, а о том, что какие-то решения выкатят и к этому надо быть готовым.
Так мы готовы, всегда и на всё! Нам же постоянно твердят что бизнес это рисе, вы знали во что ввязывались.
Нас же не спрашивают, «а хотите чтобы за вас налоговая считала налоги вот так вот или сами готовы продолжать?». Если будет выбор - можно будет реально увидеть кто за а кто против и как е последствия для тех кто за.
а если без выбора поставят перед фактом то какие варианты? Да бизнес будет возмущаться, надеюсь что будет пытаться отстаивать лучшие для себя условия, но исполнять все равно придётся. Как раз таки мне кажется наш бизнес готов к любому неприятному повороту со стороны гос органов, всегда в ожидании а что ж они ещё такого введут.
но вот как жить будет экономика страны если из-за нововведений налоговых будет уменьшаться прибыль компаний и количество компаний, если часть предпочтёт уходить в тень, если бюджет будет не дополучать вливаний…
Так что мы готовы к решениям, у нас бизнес умеет приспосабливаться к нововведениям, а вот будут ли готовы налоговые… это под вопросом.
Ну почему только налоговые? А ПФР, таможня, менты, роструд, куча разных прочих надзоров?
Прикольно посмотреть бы как Роструд штрафует налоговую за зарплату ниже МРОТ с санкции прокуратуры, а приставы обносят кабинеты с Пентиумами во исполнение решения ?