Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Четыре месяца назад я писал о том, что ФНС готовит новый налоговый режим для малого бизнеса. Тогда информации было мало, выводы можно было делать в основном из опроса ФНС. На днях в сети появился проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощённая система налогообложения"», который внесён на рассмотрение Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности и должен был рассматриваться в минувший понедельник.
Проект уже согласован федеральными органами исполнительной власти, а вчера М.М. Мишустин официально анонсировал проведение эксперимента, поэтому принятие его — дело практически решённое. Я выпустил обзор законопроекта в своем блоге на vc.ru, теперь рассказываю что предусматривает АУСН читателям Клерка.
Эксперимент будет проведён в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях с 01.07.2022 по 31.12.2027.
Применение АУСН освобождает организации от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество организаций, а ИП — НДФЛ, НДС и налога на имущество физических лиц (за рядом исключений).
Плательщик АУСН обязан уполномочить обслуживающий банк на передачу в налоговый орган сведений об операциях по счетам и уведомить об этом налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика или через банк. Перечень банков-участников информационного обмена утвердит ФНС.
Среднесписочная численность работников для применения АУСН — не больше 5 человек, доходы — не больше 60 млн руб. в год.
Не вправе применять АУСН 31 категория организаций и ИП (к традиционным ограничениям для УСН добавлены небанковские кредитные организации, НКО, крестьянские и фермерские хозяйства, работодатели с иностранными работниками и ещё несколько категорий).
Чтобы перейти на АУСН с нового года, нужно уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря текущего года включительно через личный кабинет налогоплательщика или обслуживающий банк. Для вновь созданных налогоплательщиков — в течение 30 дней с даты регистрации.
Объект налогообложения — доходы или разница между доходами и расходами, как в классической УСН. Налоговая база — денежное выражение этих сумм.
В отличие от классической УСН, расходы принимаются к учёту не по закрытому перечню, а при соответствии критериям п. 1 ст. 252 НК РФ — то есть обоснованные и документально подтверждённые затраты. Но есть длинный список не принимаемых расходов, и расход обязательно должен быть оплачен со счёта в банке или с применением ККТ.
Доходы и расходы признаются на дату поступления / списания денег на счёт / со счёта в банке, а при использовании ККТ — на дату формирования фискального документа.
Налоговая ставка при объекте налогообложения «Доходы» — 8%, при объекте налогообложения «Доходы минус расходы» — 20%. Минимальный налог во втором случае — 3%.
Плательщик АУСН освобожден от предоставления социальных и имущественных вычетов, а сумму НДФЛ работников исчисляет и уплачивает обслуживающий банк. При этом как налоговый агент он обязан сообщить банку суммы налогооблагаемых доходов и стандартных налоговых вычетов по каждому работнику.
Плательщик АУСН не платит страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Налоговая сама уведомит о применении АУСН налогоплательщиком ПФР и ФСС.
Налоговый период — календарный месяц.
Налоговый орган исчисляет налог по данным, которые до 5 числа следующего месяца передал обслуживающий банк по безналичным поступлениям и выплатам, а налогоплательщик — по расчётам с использованием ККТ. До 15 числа следующего месяца сумма налога к уплате выгружается в личный кабинет, до 25 числа её нужно оплатить. Можно уполномочить банк на автоплатёж налога (я бы не стал).
Налоговая декларация по АУСН не представляется.
Есть порядок перехода с ОСНО для организаций, которые считали налог на прибыль методом начисления.
От мероприятий налогового контроля полностью не освободят: в отношении плательщиков АУСН будут проводиться камеральные налоговые проверки.
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Бухгалтерия для бизнеса
онлайн-курс Алексея Иванова
Получите бесплатные видео с уроками курса!
Общая направленность спецрежима, который раньше планировалось назвать «УСН-онлайн» сохранилась. Это по-прежнему модифицированная УСН, при применении которой налог считает налоговый орган фактически без участия налогоплательщика. Такую конструкцию обкатали на налоге на профессиональный доход (НПД), выведя из тени большой пласт самозанятых. Теперь ее распространяют на малый бизнес. Тренд на перенос расчёта налога с налогоплательщика на налоговый орган, о котором я уже писал, продолжается.
При этом в пилотном варианте применять АУСН могут не все УСН-щики: ограничение по доходам и среднесписочной численности оставляет такую возможность только микробизнесу — тем, кто уже вырос из НПД и столкнулся с прелестями «взрослого» налогообложения. Я предсказывал отсечку по доходам на уровне 50 млн руб. в год, Минфин оказался чуть щедрее.
АУСН может оказаться выгоден для конкретного микробизнеса, но далеко не для всех.
Простой пример: если у вас в ООО 5 сотрудников с минимальной зарплатой 12792 руб. в месяц, то за год заплатите 230256 руб. страховых взносов (без учета взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний). Если при этом бизнес при неплохой рентабельности 20% имеет годовой доход 10 млн руб., а расходы 8 млн руб., то увеличение налога при применении ставки 20% вместо 15% составит 100 тыс. руб. Выгода — 130256 руб.
Но если платить налог с доходов, то ставка 8% вместо 6% даст уже прирост налога в 200 тыс. руб., который съест почти всю выгоду от неуплаты страховых взносов. Не зря авторы законопроекта в пояснительной записке пишут, что суммы выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов будут компенсированы за счёт налога.
Поэтому нужно считать будет ли выгода, а если будет — окупит ли она неизбежные ошибки расчёта налога со стороны ФНС на первых порах. Фактически в первые годы работы с АУСН придется контролировать расчёет налога и оспаривать некорректно исчисленные суммы, поэтому сэкономить на бухгалтерии не получится. Кстати, анонсированное летом освобождение плательщиков АУСН от обязанности вести бухгалтерский учёт в текст законопроекта не попало. Все юридические лица независимо от применяемой системы налогообложения по-прежнему должны это делать.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Комментарии
4Простой пример: если у вас в ООО 5 сотрудников с минимальной зарплатой 13 тыс. руб. в месяц, то за год по сниженной ставке страховых взносов для микробизнеса (15%) вы заплатите 117 тыс. руб. страховых взносов
сниженная ставка СВ (15%) применяется к выплатам, превышающим МРОТ, разве нет? В пределах МРОТ действует обычная ставка 30%. При заявленных в примере условиях сумма СВ за год составит 233748 руб.
Спасибо за бдительность - поправил!
https://sozd.duma.gov.ru/bill/20281-8
Цитирую стр. 47 скана исходного текста основного сопутствующего законопроекта:
4. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, за период применения специального налогового режима уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке:
а) в случае, если величина дохода плательщика за период применения специального налогового режима не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 0 рублей;
б) в случае, если величина дохода плательщика за период применения специального налогового режима превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов 0 рублей плюс 0,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за период применения специального налогового режима;
https://sozd.duma.gov.ru/bill/20492-8
Цитирую стр. 5-10 скана исходного текста сопутствующего законопроекта:
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 6 дополнить подпунктом 13 следующего содержания:
"13 ) сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, исчисленная Пенсионным фондом Российской Федерации самостоятельно <...>;";
<...>
4) в статье 11:
а) дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Налоговый орган представляет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страхователем, применяющим специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", произведены выплаты работающим у него застрахованным лицам, сведения о сумме выплат в пользу каждого застрахованного лица, <...>";
<...>"
Если я правильно понял, согласно исходной версии законопроекта, за время применения экспериментального режима у работников ИП-участников эксперимента пенсионные баллы формироваться будут, а у самих ИП, независимо от наличия/отсутствия у них работников - нет.
Возможность добровольной покупки пенсионных баллов в исходную редакцию как основного, так и сопутствующих законопроектов тоже не входит.
Сейчас ИП на всех налоговых режимах предусмотрено обязательное либо добровольное получение пенсионных баллов в периоды предпринимательской деятельности - посредством обязательной выплаты взносов на пенсионное страхование либо добровольной покупки баллов соответственно. Почему (в исходной редакции пакета законопроектов) этот принцип не предполагается распространить на ИП, применяющих АУСН - непонятно.
Для себя сделал вывод, что об АУСН можно забыть ровно на год. А в конце 2022 посмотреть к чему в итоге пришли и будет ли оно востребовано. При этом смотреть надо будет не только через призму чистого расчета налогов но и добавить туда фискальную нагрузку - нужен ли бухгалтер или нет в таких условиях.