Бухгалтерский учет

За что отвечает главбух

Некоторые предприниматели думают, что на главбуха можно «повесить» любую работу, а ещё удержать с него штрафы, пени и убытки, возникшие по его вине. Это опасное заблуждение. Рассказываем, за что отвечает главбух и когда с него можно взыскать ущерб.
За что отвечает главбух

Должностные обязанности главбуха

При составлении должностной инструкции можно за основу взять профессиональный стандарт «Бухгалтер». Строго соблюдать его должны только публичные акционерные общества, страховые и некоторые другие компании, остальные коммерческие организации могут им пользоваться в качестве ориентира.

Обычно главбухи делают такую работу:

  1. Формируют учётную политику.
  2. Организуют работу по подготовке рабочего плана счетов, разработке бланков первичных документов, форм внутренней отчётности, положения об инвентаризации, графика документооборота.
  3. Организуют учёт имущества, обязательств, операций и других фактов хозяйственной жизни компании.
  4. Контролируют, чтобы первичные документы оформляли, хранили и передавали в архив правильно и вовремя.
  5. Контролируют правильность расчёта и перечисления налогов, взносов, зарплаты и других платежей. 
  6. Организуют работу по предупреждению недостач и других видов незаконного использования ресурсов компании.
  7. Контролируют проведение инвентаризаций. Если нашли недостачу — участвуют в оформлении документов, а когда нужно — контролируют передачу документов в правоохранительные органы.
  8. Обеспечивают составление бухгалтерской отчётности и предоставление её в налоговую инспекцию и заинтересованным лицам.
  9. Контролируют финансовую и кассовую дисциплину.
  10. Организуют привлечение кредитов и размещение свободных денег компании на депозитах. Контролируют своевременность платежей по кредитам и займам.
  11. Участвуют в проведении экономического анализа деятельности компании.
  12. Помогают работникам других подразделений по вопросам, связанным с бухучётом.
  13. Руководят бухгалтерией.

Конкретный перечень обязанностей главбуха в разных организациях может отличаться, но главная задача главбуха обеспечить ведение бухгалтерского и налогового учёта в компании.

В небольших компаниях главбух часто не только занимается общим руководством и контролем, но и сам ведёт какой-нибудь сложный участок. Например, калькулирование себестоимости или начисление зарплаты. А в микробизнесе главбух — это и швец, и жнец, и на дуде игрец, который делает всё сам: от обработки первички до баланса и налоговых деклараций.

Подарок для наших читателей — чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку!

Методы оптимизации налогов

Как законно снизить налоговую нагрузку

Получите бесплатные чек-листы для ОСНО и УСН!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам их

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Последствия ошибок главбуха для компании

За нарушения в налогах и бухучёте компании грозят в первую очередь штрафы. Суммы зависят от вида нарушения и его масштабов. Например, за грубое нарушение правил ведения бухучёта сумма штрафа начинается от 5 тыс. руб. и может при повторном нарушении достичь 20 тыс. руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). К грубым нарушениям относят, например, искажение любой статьи бухгалтерской отчётности более, чем на 10%.

За неуплату налогов и взносов придётся заплатить 20% от суммы недоимки, а если проверяющие докажут, что компания уклонялась умышленно, то 40% (ст. 122 НК РФ). Кроме того, за каждый день просрочки нужно будет заплатить пени, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В некоторых случаях могут заблокировать расчётные счета. Например, если нарушить срок сдачи декларации более, чем на 20 дней (п. 3 ст. 76 НК РФ). Из-за невозможности вести расчёты бизнес будет на время парализован, а это может стать причиной убытков.

Все это — потери и траты компании, а не главбуха. А теперь посмотрим, может ли компания как-то компенсировать эти потери за счёт нерадивого главбуха.

Ответственность главбуха перед работодателем

В общем случае работодатель может взыскать с работника ущерб только в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Оплатить ущерб в полном объёме работник обязан только в следующих случаях:

1. Если с ним заключён договор о полной материальной ответственности.

2. В одной из ситуаций, которые перечислены в ст. 243 ТК РФ:

  • недостача;
  • умышленное причинение ущерба;
  • причинение ущерба в состоянии опьянения;
  • причинение ущерба в результате преступления или административного правонарушения, факт которого подтверждён государственными органами или судом;
  • разглашение служебной или иной охраняемой законом тайны;
  • причинение ущерба не при исполнении служебных обязанностей.

Закон разрешает работодателю заключать с главбухом договор о полной материальной ответственности. Если такого договора нет, то взыскать с главбуха всю сумму ущерба можно только перечисленных выше случаях. На это обращает внимание Верховный Суд РФ в п. 10 постановления от 16.11.2006 № 52.

Работодатель в любом случае, вне зависимости от наличия договора о материальной ответственности, имеет право взыскать с работника только прямой действительный ущерб. Упущенную выгоду взыскивать нельзя. Таким образом, взыскать с главбуха убытки компании из-за блокировки счетов не получится.

Прямой ущерб — это уменьшение количества имущества работодателя или ухудшение его состояния, а также необходимость работодателя произвести дополнительные затраты по восстановлению имущества или возмещению ущерба третьих лиц (ст. 238 ТК РФ).

Роструд в своем письме от 19.10.2006 № 1746-6-1 отмечает, что штрафы, уплаченные работодателем, относятся к прямому ущербу. Но судебная практика говорит не в пользу работодателя и показывает, что вряд ли он сможет взыскать с главбуха штрафы, уплаченные компанией из-за его ошибки.

Например, главбух одной из московских компаний ошиблась при расчёте страховых взносов. В результате организация заплатила пени и штрафы на общую сумму 282 тыс. руб. Директор решил взыскать эту сумму с главбуха, но Московский городской суд не поддержал его требование. Судьи отметили, что компания не обосновала связь между полученным ущербом и противоправными действиями бухгалтера. Суд решил, что результат внутренней проверки, проведённой в организации — недостаточное доказательство (апелляционное определение от 14.10.2019 по делу № 33-46177).

Похожее дело рассматривал Второй кассационный суд общей юрисдикции. Здесь компания из-за ошибок главного бухгалтера заплатила штрафы по налогам и страховым взносам на сумму 942 тыс. руб. Суд, как и в предыдущем примере, отказался взыскивать сумму штрафов компании с главбуха. Но аргументы здесь были другие. Судьи отметили, что уплата штрафа — обязанность виновного лица, то есть самой организации. Если же взыскать эту сумму с главбуха, то компания фактически будет освобождена от ответственности, что противоречит целям НК РФ (постановление от 09.02.2021 по делу № 88-30984/2020).

Когда компании не придётся платить за ошибки главбуха

Есть надёжный способ избавиться от рисков и не платить штрафы за чужие ошибки — передать бухгалтерию на аутсорсинг. В таком случае речь идёт об отношениях между двумя юридическими лицами. Стороны могут согласовать и отразить в договоре любой порядок компенсации убытков заказчика, и ограничения из ТК РФ тут не действуют.

Сервис «Моё дело Бухобслуживание» компенсирует штрафы, которые возникли по вине аутсорсера — это прописано в договоре. Наша ответственность перед заказчиками застрахована на 100 млн руб. Мы почти не ошибаемся, но даже если такое случится — платить за свои ошибки будем сами.

Моё дело Бухобслуживание

Бухгалтерский аутсорсинг с гарантией компенсации штрафов

Начать дискуссию