Всем привет! С вами Алексей Иванов – директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском и управленческом учётах. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам – взглянуть на привычные категории под другим углом. Предпринимателям – понять, какую пользу можно извлечь из бухгалтерии.
Продолжаю переводить План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций на русский язык. С разделом I «Внеоборотные активы», закончил – перехожу к разделу II «Производственные запасы». В нем находятся счета, предназначенные для учёта запасов. Но не всех – счета для учёта их отдельных видов вынесены в следующие два раздела. Зато в качестве компенсации регулирующие к ним счета оставлены здесь. А чтобы окончательно убедить простого бухгалтера в непостижимости логики Минфина, сюда же впихнут счёт для учёта «входящего» НДС, который не относится к запасам. До него я еще дойду, а сегодня расскажу о счёте 10. Напоминаю, что если значение термина непонятно, а он написан синим шрифтом – смело кликайте на него, и окажетесь в посте с объяснением.
Бухгалтерия для бизнеса
онлайн-курс Алексея Иванова
Получите бесплатные видео с уроками курса!
Зачем нужен счёт 10
Счёт 10 используется для учёта материалов:
- сырья, из которого изготавливается продукция;
- комплектующих и полуфабрикатов, которые нужны для её сборки;
- инструментов, инвентаря и спецодежды, которые используются в процессе производства;
- других запасов, которые будут потребляться для производственных, коммерческих или управленческих нужд.
Счёт отображает наличие и движение материалов по складам компании.
Как работает счёт 10
Это основной активный счёт, его дебетовое сальдо включается в сумму по статье «Запасы» в бухгалтерском балансе.
По дебету счёта 10 отражается фактические затраты, связанные с приобретением материалов. Есть альтернативный вариант учёта на счёте 10 – отражать остатки и движение материалов не по фактической себестоимости, а по учётным ценам. О том, что такое учётная цена, я напишу отдельный пост. А к схеме учёта по таким ценам вернусь, когда буду рассказывать о счетах 15 и 16.
При покупке материалов делаются проводки Дт10Кт60,71,76 – в зависимости от того, как они приобретались. Материалы могут быть изготовлены силами собственного производства, это отражается проводками Дт10Кт20,23,29 – в зависимости от вида производства. Если материалы поступают в качестве вклада учредителей в уставный капитал, это сопровождается проводкой Дт10Кт75. От дочерней или материнской организации – Дт10Кт79. А если материалы получены при демонтаже или разборке объекта основных средств – Дт10Кт91.
О том, как составляются проводки, я рассказывал здесь.
С кредита счёта 10 стоимость материалов списывается при выбытии: отпуске в производство, строительство, управленческие или коммерческие подразделения (Дт08,20,23,25,26,28,29,44Кт10), продаже или дарении (Дт91Кт10), утрате по результатам инвентаризации (Дт94Кт10), передаче дочерней или материнской компании (Дт79Кт10).
Внутри синтетического счёта 10 организуется аналитический учёт по субсчетам – в разрезе предназначения материалов. Этот счёт – чемпион по предустановленным Планом счетов субсчетам, их аж одиннадцать! К субсчетам открываются субконто по местам хранения материалов, группам и номенклатурным номерам.
Что можно увидеть из оборотки по счёту 10
Вот как перевести показатели оборотно-сальдовой ведомости по счёту 10. Сальдо – остаток материалов на начало и конец периода. Оборот по дебету – поступление материалов за период. Оборот по кредиту – выбытие материалов за период.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8K32Hy
Комментарии
105Просветите, пожалуйста, инструменты и хозинвентарь на остатке по 10 счету - это только новые, те, что на складах? Когда, например, на склад возвращается списанный в производство, но ещё рабочий инструмент или спецодежда? Что с ними, сторнируем списание или приходуем по рыночной стоимости как б/у излишками или хз...? Где, в какой нормативке, должен уметь найти ответ на этот вопрос грамотный бухгалтер?
и вовсе не обязательно НА СКЛАДАХ
этот инвентарь может быть и в цеху уже, или на объекте стройки....
и не обязательно прямо при отпуске его списывать надо. А лучше - и не надо прямо при отпуске списывать.
Какие-то вещи, инструменты, инвентарь, который будет довольно-таки продолжительное время служить, никогда сразу и не списывали.
Да и причиной для списания только лишь "отпущен со склада" - не очень-то причиной является. Ну что это: вынесли со склада - значит уже и списали? а произошло что с этой вещью?
Учёт осуществляется по местам его хранения, по МОЛ....
сначала был на складе у кладовщика Иванова. По Накладной внутрихозяйственного назначения Иванов передал её бригадиру Петрову. И числится она будет за этим бригадиром пока она не сломается, придёт в негодность по Акту о списании
А пока за ним, так и делают каждый месяц Иванов и Петров свои материальные отчёты исходя из которых сводится Ведомость движения материалов с остатками и движениями.
Вот и получается..... вещь ещё годная, в цехе, в поле, на производственном объекте она больше не нужна - бригадир, начальник этого объекта сдаёт её на склад кладовщику. Накладная от Петрова Иванову на склад.
Всё движение по первоначально оприходованной стоимости.....
а такую дурь как списание на основании Ведомости на выдачу - это только в бюджете придумать могли. Просто только выдали - уже и списали. Зачем, на что, про что... по какой причине списание произошло - да хрен с ней, мы завтра ещё выдадим - нигде же учёта не ведётся за какой период сколько чего выдано....
И бланк устроен..... в подлежащем - Фамилия (!)
видимо, это главное! это вещь списываемая, а главное фамилия!
далее идут 25 граф под отдельные ТМЦ и в конце подпись!
получил одну вещь отмеченную в 17-й колонке и подписался. Потом добавили ещё по 3-й, 12-й и 20-й
И всё списали потому что со склада выдали!
Я когда в первый раз этот документ увидел, да ещё узнал, что им даже пользуются и он отлично применяется!!! да я ж чуть со стула не грохнулся!
кто в бюджете не был - полюбуйтесь на Форму по ОКУД 0504210
это ж уму не постижимо!
(я кстати её так ни разу и не использовал. Всегда пользуюсь Акт о списании материальных запасов - по нему конечно же тоже всё что угодно списать можно, но там по крайней мере задумываются: на что же всё-таки списано, по какой причине..... а не просто "выдано"
Стоимость инструмента (или там, спецодежды) вы списали на затраты при их отпуске в производство. Дальше (при необходимости) ведете их учет только в штуках. И когда их возвращают на склад (или какому-то другому материально-ответственному лицу) то и он их учет ведет в штуках. А оценивать такой б/у инвентарь по рыночной стоимости или нет, это уже вам решать (или вашему руководству). В 99% случаев лично я такой необходимости не вижу.
Спасибо, очень уважаю Ваше профессиональное мнение, но хотелось бы понять - есть на этот счет нормативка, как в бюджете, или нет? Мы с руководителем не завысили себестоимость, не занизили прибыль?
нормативка 5 и 6 пбу.
есть забалансовый счет для мелочевки в подотчте. 002 или можно другие.
Нормативки на тему: Как оценивать б/у инвентарь и инструменты лично мне за последние лет 20 не встречалось.
Нашла в инете статью про удержание стоимости не сданной спецодежды с работника, там еще и НДС с суммы реализации...
А можно еще один глупый вопрос - налоговая прибыль и бухгалтерская по факту сильно разнятся? В чью пользу? Вы считаете трудозатраты хозяйствующих субъектов стоят этих доходов бюджета?
Вчера комедию смотрела, там профессор-филолог на русском языке общался с путаной, но она все понимала по-своему, было очень смешно. Может нужно нашим вольноДумцам доступным языком объяснить, что НК нуждается в упрощении? Я это всё за 3 месяца профпереподготовки никак не осилю...
Не совсем понял смысла вопроса.
если посмотреть на происходящий процесс в изменениях, то прослеживается обратная цель. До недавнего времени там уже было когда-то относительно просто. Но со временем.......
да, но есть такая универсальная профессия "оценщик". скоро она будет в тренде
не уверен, пока оценщики на подрядах налоговой не начнут грубить.
они всегда периодически на чьих-нибудь подрядах. и грубят через одного