Всем привет! С вами Алексей Иванов – директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском и управленческом учётах. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам – взглянуть на привычные категории под другим углом. Предпринимателям – понять, какую пользу можно извлечь из бухгалтерии.
Продолжаю переводить План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций на русский язык. Сегодня расскажу о счёте 14. Напоминаю, что если значение термина непонятно, а он написан синим шрифтом – смело кликайте на него, и окажетесь в посте с объяснением.
Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.
Бухгалтерия для бизнеса
онлайн-курс Алексея Иванова
Получите бесплатные видео с уроками курса!
Зачем нужен счёт 14
Счёт 14 нужен для учёта резервов под обесценение запасов. Резервами под снижение стоимости материальных ценностей они назывались до того, как с 2021 года в силу вступил федеральный стандарт бухгалтерского учёта ФСБУ 5/2019 «Запасы». Но Минфин страсть как не любит вносить изменения в План счетов, поэтому примеров несоответствия названия счёта учитываемому на нём объекту накопилось уже прилично — этот в ту же копилку.
Как работает счёт 14
Это регулирующий пассивный счет, контрарный к счетам учёта запасов 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» — его кредитовое сальдо уменьшает сумму по статье «Запасы» в бухгалтерском балансе.
По кредиту счёта 14 отражаются суммы созданных резервов под обесценение запасов: Д91К14. По дебету — суммы восстановленных резервов при выбытии или росте стоимости обесценивавшихся запасов: Д14К91.
О том, как составляются проводки, я рассказывал здесь.
После вступления в силу ФСБУ 5/2019, в бухгалтерских СМИ появилось мнение, что не обязательно отражать изменение резервов в составе прочих расходов. Если запасы используются в обычных видах деятельности, то их следует учитывать в составе себестоимости продаж. Тогда и проводки будут вида Д90К14 и Д14К90 соответственно. Некоторые производители бухгалтерского софта даже реализовали возможность такого учёта.
Сам подход мне нравится. Действительно, п. 31 ФСБУ 5/2019 не устанавливает вид расходов, к которому относятся суммы резервов. И вполне логично было бы делать такое разделение: если фактическая себестоимость запасов попадает в расходы по обычным видам деятельности, то и связанные с ней суммы резервов должны попасть туда же. Но п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» однозначно квалифицирует отчисления в оценочные резервы как прочие расходы. Поэтому пока так делать не стоит.
Внутри синтетического счёта 14 организуется аналитический учет по субконто — в разрезе каждого созданного резерва. Для удобства можно предусмотреть субсчета по видам резервов: под обесценение материалов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции.
Что можно увидеть из оборотки по счёту 14
Вот как перевести показатели оборотно-сальдовой ведомости по счёту 14. Сальдо — остаток резервов под обесценение запасов на начало и конец периода. Оборот по дебету — уменьшение резервов за период. Оборот по кредиту — увеличение резервов за период.
Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!
Моё дело Бюро
Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг
Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8K91Y9
Комментарии
19Спасибо! Резерв - это типа амортизационных отчислений, но для запасов?
Как часто нужно делать оценку - перед формированием отчетности?
Кто должен делать расчет обесценения - бухгалтер что-ли, есть у кого-нибудь примеры, какие службы у кого этим занимаются? Или параллельно нужно на оценщика учиться?)
Такое ощущение, что я одна собираюсь Этим заниматься на работе, всем на Это глубоко фиолетово и у них другие способы заморочиться😮
Добрый день! Как раз на эту тему у меня была статья на сайте опубликована в ноябре 2020 года (числа 10-15). Что-то не могу найти, но попробуйте, может получится вам ее разыскать.
как называлась статья-то?)
Так и называлась: Резерв под обесценение запасов. Зачем он нужен?
https://www.klerk.ru/buh/articles/505480/ - я уже боюсь старые(2020год) статьи читать, стандарты то новые, в голове и так хаос...
))) начало интригующее, мерсю
https://www.klerk.ru/buh/articles/505480/
Борис, система поиска, мягко сказать, не очень. Попытался найти эту статейку (по фамилии и имени), вывалилось информации на 206 страниц, причем половина из которых отношения ко мне вообще не имеет. Может, не так ищу?
получается, что во время инвентаризации, комиссия должна выявить признаки обесценения и дальше как руководитель распорядится - считать(кому) или нет?
Как минимум один раз - в конце года, перед формированием отчетности.
меня еще одна тема волнует - от валют недружественных стран отказались в пользу юаня, а от МСФО когда откажутся? и когда начнется Куайцзифа?😱
еще не встречал чтоб 14 вели. обычно списание по основным видам деятельности и материалист всегда загружен на 100%.
Тоже так думал. Но когда стал разбираться с этим вопросом, поговорил с приятелем, который тогда трудился в службе внутреннего аудита достаточно большой компании. Так они у себя чуть ли не два раза в год инвентаризацию запасов проводили и обесценение считали. Но, повторю еще раз, этим занималась не бухгалтерия, и именно внутренний аудит. Малому бизнесу, да и большей части среднего содержать такую службу просто не по карману будет. Поэтому и 14 счет вести маленьким очень дорого будет.
большинство и инвентаризацию для видимости проводят не выходя с офиса.
И такое частенько бывает, сам неоднократно сталкивался. Хотя это довольно рискованно. Лет через несколько там ни с имуществом, ни с долгами уже не разберешься.
с чем сталкивался - когда сидит финик в московском офисе, перекладывает бумажки и в бухучете, где все стандартизировано, свои планы счетов с методиками придумывает, выжный х.. бумажный. такого кадра надо увольнять или штат программистов прикреплять чтоб типовые отлаженные конфы оперативно переписывали под хотелки московского выскочки. такие хотелки в минус загонят любую контору.
инвентаризация - это и есть инвентаризация. проверить наличие вообще, сопоставить с данными учёта. Нормальный МОЛ даже без документарного оформления сам периодически на своём участке производит. Ну а уж формить тоже в описях - тоже самое только ещё и наглядно.
Ну а выковыривать на сколько стоимость снизится.... , а может не снизится. Я самой необходимости, да и назначения не вижу в упор.
Что-то плохое произойдёт с вещью - вот и спишем её по соответствующим статьям. И по количеству, и по сумме.... А пока есть - ну и пусть себе числится по выбранной оценке .
Если по мелочи, то да конечно оно того не стоит. Но если у меня на складе годами лежат, например, колесные пары для локомотива - совершенно новые, которые уже нам не нужны, т.к. локомотивы списаны. Продать - только по цене металлолома. Шанс что найдется покупатель на само изделие -1% и если купит, то не по первоначальной стоимости. Тогда на такие крупные позиции мы и делаем резерв. Если не делать искажается отчетность, т.к. значительно завышена стоимость запасов. На миллионы...
Вот именно в таких случаях и будет польза.
Судя по отчетности, запасов - на несколько миллионов, а в реальности - и несколько тысяч не наберется.
Для подавляющего большинства так и есть. Тем более, что и заниматься этим ни времени, ни возможности нет почти ни у кого.