План счетов

Как устроен бухгалтерский счёт 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает, зачем нужен счёт 14 Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и как им пользоваться.
Как устроен бухгалтерский счёт 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»
Иллюстрация: «Переводчик с бухгалтерского»

Всем привет! С вами Алексей Иванов – директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском и управленческом учётах. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам – взглянуть на привычные категории под другим углом. Предпринимателям – понять, какую пользу можно извлечь из бухгалтерии.

Продолжаю переводить План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций на русский язык. Сегодня расскажу о счёте 14. Напоминаю, что если значение термина непонятно, а он написан синим шрифтом – смело кликайте на него, и окажетесь в посте с объяснением.

Подарок нашим читателям: онлайн-курс Алексея Иванова «Бухгалтерия для бизнеса» из 26 видео. В нем простым языком с примерами рассказывается о том, как понимать бухгалтерские отчёты и использовать их для управления бизнесом.

Бухгалтерия для бизнеса

онлайн-курс Алексея Иванова

Получите бесплатные видео с уроками курса!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам запись

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Зачем нужен счёт 14

Счёт 14 нужен для учёта резервов под обесценение запасов. Резервами под снижение стоимости материальных ценностей они назывались до того, как с 2021 года в силу вступил федеральный стандарт бухгалтерского учёта ФСБУ 5/2019 «Запасы». Но Минфин страсть как не любит вносить изменения в План счетов, поэтому примеров несоответствия названия счёта учитываемому на нём объекту накопилось уже прилично — этот в ту же копилку.

Как работает счёт 14

Это регулирующий пассивный счет, контрарный к счетам учёта запасов 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные» — его кредитовое сальдо уменьшает сумму по статье «Запасы» в бухгалтерском балансе.

По кредиту счёта 14 отражаются суммы созданных резервов под обесценение запасов: Д91К14. По дебету — суммы восстановленных резервов при выбытии или росте стоимости обесценивавшихся запасов: Д14К91.

О том, как составляются проводки, я рассказывал здесь.

После вступления в силу ФСБУ 5/2019, в бухгалтерских СМИ появилось мнение, что не обязательно отражать изменение резервов в составе прочих расходов. Если запасы используются в обычных видах деятельности, то их следует учитывать в составе себестоимости продаж. Тогда и проводки будут вида Д90К14 и Д14К90 соответственно. Некоторые производители бухгалтерского софта даже реализовали возможность такого учёта.

Сам подход мне нравится. Действительно, п. 31 ФСБУ 5/2019 не устанавливает вид расходов, к которому относятся суммы резервов. И вполне логично было бы делать такое разделение: если фактическая себестоимость запасов попадает в расходы по обычным видам деятельности, то и связанные с ней суммы резервов должны попасть туда же. Но п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» однозначно квалифицирует отчисления в оценочные резервы как прочие расходы. Поэтому пока так делать не стоит.

Внутри синтетического счёта 14 организуется аналитический учет по субконто — в разрезе каждого созданного резерва. Для удобства можно предусмотреть субсчета по видам резервов: под обесценение материалов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции.

Что можно увидеть из оборотки по счёту 14

Вот как перевести показатели оборотно-сальдовой ведомости по счёту 14. Сальдо — остаток резервов под обесценение запасов на начало и конец периода. Оборот по дебету — уменьшение резервов за период. Оборот по кредиту — увеличение резервов за период.

Если вам понравился этот пост, подписывайтесь на меня в Telegram, Дзене и YouTube – там ещё много интересного!

Моё дело Бюро

Справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов, кадровиков и профессиональный консалтинг

Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8K91Y9

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Комментарии

19
  • Спасибо! Резерв - это типа амортизационных отчислений, но для запасов?

    Как часто нужно делать оценку - перед формированием отчетности? 

    Кто должен делать расчет обесценения - бухгалтер что-ли, есть у кого-нибудь примеры, какие службы у кого этим занимаются? Или параллельно нужно на оценщика учиться?)

    Такое ощущение, что я одна собираюсь Этим заниматься на работе, всем на Это глубоко фиолетово и у них другие способы заморочиться😮

    • Сергей Верещагин

      Добрый день! Как раз на эту тему у меня была статья на сайте опубликована в ноябре 2020 года (числа 10-15). Что-то не могу найти, но попробуйте, может получится вам ее разыскать. 

          • Вита Петрова

            https://www.klerk.ru/buh/articles/505480/ - я уже боюсь старые(2020год) статьи читать, стандарты то новые, в голове и так хаос... 

            ))) начало интригующее, мерсю

          • Сергей Верещагин

            Борис, система поиска, мягко сказать, не очень. Попытался найти эту статейку (по фамилии и имени), вывалилось информации на 206 страниц, причем половина из которых отношения ко мне вообще не имеет. Может, не так ищу?

    • Вита Петрова

      Как часто нужно делать оценку - перед формированием отчетности? 

      получается, что во время инвентаризации, комиссия должна выявить признаки обесценения и дальше как руководитель распорядится - считать(кому) или нет?

        • Вита Петрова

          меня еще одна тема волнует - от валют недружественных стран отказались в пользу юаня, а от МСФО когда откажутся? и когда начнется Куайцзифа?😱

        • alex

          еще не встречал чтоб 14 вели. обычно списание по основным видам деятельности и материалист всегда загружен на 100%.

          • Сергей Верещагин

            Тоже так думал. Но когда стал разбираться с этим вопросом, поговорил с приятелем, который тогда трудился в службе внутреннего аудита достаточно большой компании. Так они у себя чуть ли не два раза в год инвентаризацию запасов проводили и обесценение считали. Но, повторю еще раз, этим занималась не бухгалтерия, и именно внутренний аудит. Малому бизнесу, да и большей части среднего содержать такую службу просто не по карману будет. Поэтому и 14 счет вести маленьким очень дорого будет.

            • alex

              большинство и инвентаризацию для видимости проводят не выходя с офиса.

              • Сергей Верещагин

                И такое частенько бывает, сам неоднократно сталкивался. Хотя это довольно рискованно. Лет через несколько там ни с имуществом, ни с долгами уже не разберешься. 

                • alex

                  с чем сталкивался - когда сидит финик в московском офисе, перекладывает бумажки и в бухучете, где все стандартизировано, свои планы счетов с методиками придумывает, выжный х.. бумажный. такого кадра надо увольнять или штат программистов прикреплять чтоб типовые отлаженные конфы оперативно переписывали под хотелки московского выскочки. такие хотелки в минус загонят любую контору.

            • Arhimed0

              инвентаризация - это и есть инвентаризация. проверить наличие вообще, сопоставить с данными учёта. Нормальный МОЛ даже без документарного оформления сам периодически на своём участке производит. Ну а уж формить тоже в описях  - тоже самое только ещё и наглядно.

              Ну а выковыривать на сколько стоимость снизится.... , а может не снизится. Я самой необходимости, да и назначения не вижу в упор.

              Что-то плохое произойдёт с вещью - вот и спишем её по соответствующим статьям. И по количеству, и по сумме.... А пока есть - ну и пусть себе числится по выбранной оценке .

              • Светлана Вейс

                Если по мелочи, то да конечно оно того не стоит. Но если у меня на складе годами лежат, например, колесные пары для локомотива - совершенно новые, которые уже нам не нужны, т.к. локомотивы списаны. Продать - только по цене металлолома. Шанс что найдется покупатель на само изделие -1% и если купит, то не по первоначальной стоимости. Тогда на такие крупные позиции мы и делаем резерв. Если не делать искажается отчетность, т.к. значительно завышена стоимость запасов. На миллионы...

                • Сергей Верещагин

                  Вот именно в таких случаях и будет польза.

                  Судя по отчетности, запасов - на несколько миллионов, а в реальности - и несколько тысяч не наберется.

              • Сергей Верещагин

                Для подавляющего большинства так и есть. Тем более, что и заниматься этим ни времени, ни возможности нет почти ни у кого.