Между «гореть любимым делом» и «выгореть» — один шаг: причины «выгорания» у бухгалтеров
Ответственность и накопленный стресс. За ошибки в учёте и отчётности платит не только компания, но и ответственное лицо — руководитель и главбух.
Страх промахов, которые могут дорого обойтись, стресс во время налоговых проверок, руководство целым отделом, где сколько сотрудников ни возьми, вечно не хватает рабочих рук, гонка за дедлайнами с отчётностью — всё это приводит к постоянному напряжению, которое не отпускает и за пределами офиса.
Ночью сложно уснуть, от недосыпа срываешься на близких, выходных не хватает, чтобы восстановиться. Да и как их хватит, если каждую субботу нужно заехать в офис «решить пару задач». Афобазол уже не вывозит, пора идти к врачу за рецептом на что-нибудь, чтобы отпустило.
«Эмоциональное выгорание главного бухгалтера может иметь различные причины, и страх вполне может быть одним из них:
страх ошибиться;
страх не справиться с задачами;
страх сесть в тюрьму из-за махинаций директора;
страх потерять работу или доверие руководства.
Эмоциональное выгорание главного бухгалтера с сильной нервной системой может быть вызвано высокими требованиями к себе и окружающим, сложными финансовыми вопросами, а у главного бухгалтера со слабой нервной системой — недостатком уверенности и неспособностью управлять стрессом.
«В любом случае управление эмоциональным выгоранием требует осознания собственных лимитов, умения выстраивать личные границы, понимания и себя, и ситуации, в которой ты работаешь, а также способности вовремя уйти. Есть старая индейская поговорка: “Лошадь сдохла — слезь”», — Ольга Ульянова, аудитор и налоговый консультант, автор проекта «Финансы под контролем».
Частые изменения в законах по налогам и бухучёту. Главбух вынужден всегда держать руку на пульсе, быстро адаптироваться под новые правила и перестраивать работу отдела. Мало разобраться во всём самому, нужно отследить, чтобы все подчинённые следовали новому регламенту. Это тоже отнимает много ресурса, в том числе и эмоционального.
Постоянное общение с людьми. Главбух работает не только с цифрами. Приходится отвечать на вопросы подчинённых, на запросы руководителя и других подразделений, участвовать в переговорах с контрагентами, общаться с контролирующими органами.
Переключаетесь в моменте с одной темы на другого собеседника, параллельный звонок по телефону, в кабинете толпятся люди, за дверью ещё целая очередь, время обеда давно прошло мимо. Охрипший к вечеру голос, осталась пачка запланированных, но не сделанных дел. А вот и 18:00 — наконец-то можно спокойно поработать, когда все ушли и телефон замолчал. Приходишь домой и просишь своих притвориться мебелью, будто дома никого нет.
Физиологические факторы. Регулярный недосып, малоподвижный, «сидячий» образ жизни, долгое экранное время — уже к 30 годам вы знаете, что колоть «от спины», чем сбить давление и как избавиться от «песка в глазах». Плохое самочувствие напрямую влияет на психологическое состояние.
«У главного бухгалтера очень насыщенный график, всё должно быть выполнено в срок, постоянный самоконтроль и контроль своих подчинённых, мониторинг изменений в законодательстве. Ты всё время находишься в тонусе, даже в состоянии “боевой готовности”.
И всё это ради благополучия компании, её руководства, сотрудников, партнёров, в общем всё для кого-то. На себя времени и сил бывает не остаётся. Получается,что главбух бережёт чужое имущество, ворочает чужими миллионами. И если нет отдачи, понимания от руководства, то возникает закономерный вопрос: “Зачем, зачем мне все эти напряги?“», — Наталья Чеботарева, главный бухгалтер ООО «Кадастровый центр».
Симптомы выгорания: как не упустить момент
Есть обычная усталость, упадок сил и разочарование в профессии. Кто угодно устанет от 60 рабочих часов в неделю — но дайте здоровому человеку отпуск или возможность спокойно поработать месяц, и он восстановится.
Но симптомы усталости и выгорания слишком похожи. Поэтому легко пропустить реально выгорание — патологическое психо-эмоциональное состояние.
Что с этим делать? В какой момент просто отдохнуть главбуху уже недостаточно, и нужно предпринимать меры по стабилизации душевного равновесия?
Будьте внимательны к таким «звоночкам»:
Потеря интереса ко всему, что приносило радость и удовольствие раньше. Не только к работе — ко всему.
Снижение работоспособности.
Отсутствие желания участвовать в спорах, конфликтах, обсуждениях.
Слабость и беспомощность даже в решении рутинных задач.
Социальная изоляция, избегаете общения с коллегами.
Физическое ухудшение здоровья — бессонница, головные боли, усталость и безразличие уже с начала рабочего дня.
Важное отличие выгорания от усталости — перманентность. Если сегодня 12:00 понедельника, а вы уже устали, что ж: у нас плохие новости.
Есть ли шанс вновь испытать удовольствие от бухгалтерской работы, высечь искру там, где всякий энтузиазм «перегорел»?
Как главбуху найти гармонию в мире цифр
Несколько способов, как спастись от эмоционального выгорания.
1. Организуйте рабочее время. Дадим базовые советы:
Разнесите основные задачи на несколько блоков, составьте примерный план по их выполнению с учётом приоритетности.
Всегда оставляйте небольшое «окошко» на внезапные запросы руководства и обращения коллег.
Тщательно следите за сроками сдачи отчётности и ответов на «письма счастья» от налоговиков.
Отсутствие чёткого планирования повышает градус тревожности, а значит — приближает к выгоранию.
Их будет сложно выполнить, если у вас хронический аврал. От аврала помогут избавиться другие разделы.
2. Не откладывайте отправку отчётов на последний момент. Этот способ — следствие первой рекомендации. Любители дотянуть сдачу отчётности до крайних дат постоянно балансируют на кромке ножа. Технические проблемы сервиса, перебои с интернетом, ошибки в документах, составленных на скорую руку — и ежеквартальная обязанность налогоплательщика провалена. Поэтому старайтесь делать всё вовремя.
Но несложно делать всё в срок, если задачи реально укладываются в рабочий день. А если нет, этот способ не работает.
3. Не пытайтесь объять необъятное, пользуйтесь статусом главбуха с умом. Наверняка, к вам периодически обращаются за экспертной помощью коллеги, контрагенты, знакомые и друзья. Кто-то открывает бизнес на маркетплейсах, переходит с самозанятости на УСН, пытается разобраться с банк-клиентом — и все они заваливают вас вопросами:
«Как отразить модернизацию оборудования в 1С?»
«Есть помещение в центре, хочу открыть ресторан. Что лучше — упрощёнка или патент?»
«Я продаю пижамы на wb, но совсем не понимаю, что в налоговую сдавать. Подскажи, а?»
«Я не вёл учет, обороты были небольшие, декларации только сдавали через сервис банка. Теперь работа пошла, надо бы восстановить учёт.»
«А что КУДиР точно нужен? Я думал налоговая никогда не попросит.»
Не надо спасать людей. Не перегружайте себя дополнительными задачами, разрешите себе отдохнуть.
— Как — не перегружай? — спросит возмущённый читатель. — Это же мой хлеб!
Да, скорее всего, от дополнительных запросов придётся отказаться. Но никто не мешает рекомендовать знакомых и по договорённости получать от них комиссию. Кроме того, есть партнёрские программы у крупных компаний.
Чтобы не упускать выгоду, передайте запрос партнёрам — «Моё дело». Так вы не откажете в помощи другу и можете получить дополнительный доход без отрыва от основной работы и дополнительной нагрузки. За каждого ИП, обратившегося по вашей ссылке, сервис платит — 25 000 руб., за юрлицо — 45 000 руб.
4. Переключайтесь между видами деятельности. Выгоранию бухгалтера в значительной степени способствует монотонность и однообразие работы. Меняйте периодически активность в течение дня. Чередуйте занятость «в компьютере» с деловыми совещаниями и обработкой бумажных документов, а в обеденный перерыв погуляйте на свежем воздухе.
Опять же, этот способ работает только при адекватной загруженности. А если нет, то…
5. Делегируйте задачи. Доверьте часть дел своим подчинённым.
Главная черта хорошего руководителя — умение рационально распределять работу.
В первую очередь, передавайте рутинные задачи, которые не требуют глубоких знаний главбуха. Например, поручите коллеге подготовить пакет документов по требованию из налоговой, а ответ уже сформируете сами.
Постепенно можете усложнять поручения, но для этого нужно давать больше вводных сотруднику и потратить время на объяснения. Но часто и бухгалтер, и подчинённые работают на максимуме — и возможности делегировать сложную задачу нет. А эти задачи накатывают одна за другой — и остаются невыполненными.
Если чувствуете, что работы стало слишком много, и силами штатного подразделения её не унести — передайте рутинные участки аутсорсингу.
Преимущество сервиса «Моё дело Бухобслуживание» — это возможность делегировать работу частично. Например, только ведение кадрового и воинского учета или только подготовку ответов на требования ФНС. Вы можете отдать то, что отнимает у вас больше всего сил — и голова не болит!
Как убедить руководителя оплатить аутсорсинг
Покажите директору перспективу экономии.
Например, штатный «бухгалтер по зарплате» обойдётся компании, в среднем, 40 000 — 100 000 руб. в месяц.
Тот же функционал — ведение кадрового учёта (с формированием отчётности и расчётом зарплаты) от аутсорсера №1 в России «Моё дело Бухобслуживание» стоит всего около 10 000 руб. в квартал. Выгода очевидная.
Помимо экономии вы получите:
опытного специалиста, который будет вести учёт выделенного участка;
надёжного помощника, который умеет слушать и слышать, что от него требуется;
качественный результат в строго регламентированные сроки;
прозрачное сотрудничество и понимание выполненного объёма задач, которые вы увидите в ежемесячной отчётности;
гарантированную компенсацию штрафов и ошибок, возникших по вине аутсорсера;
снижение нагрузки на отдел.
Когда это особенно удобно:
Вам срочно нужен специалист, но нет собственного HR-а и времени на поиски кандидата, услуги рекрутинговой службы стоят дорого.
У вас нет ресурса на обучение новичка, а опытный специалист не идёт на такой оклад, который вы готовы предложить.
Для нового вида деятельности нужен отраслевой / узкий специалист, но вы ограничены конкретным городом, районом, поэтому сложно найти такого профессионала.
Частичный аутсорсинг бухгалтерских задач — это рациональное решение, которое поможет равномерно распределить нагрузку в бухгалтерии и уберечь главбуха от эмоционального выгорания.
Оставьте заявку на частичное бухгалтерское сопровождение
«Моё дело Бухобслуживание» поможет разложить учёт по полочкам и высвободить время для стратегических задач и проектов
Реклама: ООО «Мое дело», ИНН: 7701889831, erid: LjN8KKWf5
Комментарии
6Даешь пенсию главбухам с 30 лет!!!
это очень справедливо на самом деле! 🔥Ну не с 30 - это самый продуктивный возраст, а вот после 40 почему нет?
великолепная реклама! молодцы
вы знаете, а для меня оказалась очень даже полезной. Изначально меня попросили просто прокомментировать тему статьи, а потом при ее прочтении выяснилось, что в ней идет речь об инструменте, который я давно искала и на который у меня лично есть запрос.
Не знаю как для у бухгалтеров в штате, но когда ты самостоятельно принимаешь решения какими ресурсами решать задачи и у тебя свое дело, аутсорсинг участка может стать неплохой альтернативой.
По крайне мере пока не попробуешь, не узнаешь на сколько эффективна подобная модель. У меня в планах есть протестировать.
замена опытного расчетчика и заодно кадровика на 300-400 человек за 10 000 в квартал ?
даже при условии простой окладной системы
брехня .