ПСН

С ЕНВД попрощались: как ИП работать на патенте

Продолжаем тему налогового учета у предпринимателей. На очереди – патентная система налогообложения. Разберем, как ИП, ушедшим с вмененки, работать на патенте.
С ЕНВД попрощались: как ИП работать на патенте

Продолжаем тему налогового учета у предпринимателей. На очереди — патентная система налогообложения. Разберем, как ИП, ушедшим с вмененки, работать на патенте.

Налоговый учет на патенте

На вмененке каждый квартал нужно было сдавать декларации. На патенте такой необходимости нет. Но зато у ИП появляется новая обязанность — ведение налогового учета. Это обусловлено ограничениями по применению патентного режима: размер годового дохода ИП не должен превышать 60 млн. рублей.

Важно: если ИП совмещает патентный режим с упрощенкой, то предельный лимит доходов по всем видам деятельности также составляет 60 млн. рублей.

Налоговый учет ИП должны вести в специальной книге учета доходов. Форма книги утверждена приказом Минфина от 22.10.2012 № 135н.

В книгу вносят только сведения о доходах предпринимателя. Расходы ИП учитывать не обязан.

Доходы на патентном режиме определяют кассовым методом. То есть доход считается полученным в день поступления оплаты от клиента на расчетный счет или в кассу предпринимателя.

Книгу ведут в хронологической последовательности. Данные вносят на основании первичных документов. То есть в книгу записывают выручку по каждому источнику дохода.

Например: поступление на расчетный счет — на основании платежного поручения или банковской выписки, поступление наличных в кассу — на основании кассового чека или отчета за смену. По доходам в неденежной форме — акт взаимозачета требований, акт приемки имущества и т. д.

Если патентов у ИП несколько, учет выручки можно вести в одной книге. Заводить отдельную книгу на каждый патент не обязательно, но и не запрещено. Если для ИП удобнее вести отдельную книгу на каждый патент — никто его за это не накажет.

За отсутствие книги учета ИП грозит штраф по ст. 120 НК РФ — 10 тысяч рублей. Если нарушение длится больше одного налогового периода — штраф составит уже 30 тысяч рублей.

Ограничения на применение патента

Лимит по сумме дохода мы уже озвучили. Но это еще не все. Патент, так же как и ЕНВД, можно применять только к определенному виду деятельности. Но, в отличие от ЕНВД, у патента есть ограничение по численности персонала. Применять ПСН могут только те ИП, среднесписочная численность персонала которых не превышает 15 человек по всем патентным видам деятельности в совокупности.

Причем в расчет средней численности включают не только работников по трудовым договорам (включая внешних совместителей), но и исполнителей, привлеченных по договорам ГПХ (без учета самозанятых).

Если среднесписочная численность близка к пороговому значению, рассчитывать ее нужно каждый месяц, чтобы вовремя понять, не потерял ли ИП право на применение патента.

При совмещении патента с УСН лимиты по среднесписочной численности определяют отдельно по каждому режиму. Патент — не больше 15 человек, УСН — не больше 130 человек (письмо Минфина от 20.09.2018 № 03-11-12/67188).

В этой статье мы подробно разбираем, как заполнить новую форму заявления на применение патента в 2021 году, предлагаем скачать бланк заявления и образец заполнения.

Уменьшение стоимости патента на страховые взносы

С 2021 года предприниматели на патенте могут уменьшать стоимость патента:

  • на страховые взносы, фактически уплаченные за себя и работников;
  • на сумму больничных пособий, выплаченных за первые 3 дня болезни.

Причем ИП без работников может уменьшать стоимость патента вплоть до нуля, а ИП с работниками – не больше, чем на 50 %. Аналогичный порядок действовал ранее на ЕНВД. Но если на вмененке уменьшенный налог ИП показывали в декларации, то в случае ПСН действует уведомительный порядок. То есть ИП должен подать в инспекцию уведомление (форма приведена в письме ФНС России от 26.01.2021 № СД-4-3/785@) и указать в нем данные патента и сумму положенного вычета.

Если сумма вычета «не поместилась» в один патент, остаток можно учесть при покупке других патентов в этом же году.

Плюсы и минусы патента

Плюсы

Минусы

Низкая налоговая нагрузка. ИП на патентном режиме не платят НДФЛ и НДС

Стоимость патента не зависит от фактических доходов. Потенциально возможный доход, который устанавливают власти региона, может быть больше фактического, особенно в начале деятельности

Несложный налоговый учет (только книга учета доходов)

Можно уменьшить стоимость патента на уплаченные страховые взносы и пособия по больничному за первые 3 дня болезни

Ограничение по доходам. Если превысить лимит, придется переходить на ОСНО или УСН (если подавали заявление)

Нет деклараций

Ограничение по численности персонала – не больше 15 человек

Работа с маркированным товаром

Технически вести учет расходов на патенте для себя ИП может и «в тетрадке». Конечно, это неудобно и неэффективно, так как существенно снижает уровень оперативного контроля.

Но ситуация в корне меняется, если предприниматель решил продавать маркированный товар.

Важно: торговля меховыми изделиями, лекарствами и обувью не признается розничной торговлей в целях применения ПСН. Другие маркированные товары продавать в рамках патентного режима не запрещено.

Маркированный товар прослеживается на всем пути его следования к конечному потребителю. Чтобы обеспечить требование законодательства, ИП придется:

  • внедрить товароучетную систему;
  • зарегистрироваться в системе «Честный Знак»;
  • подключить электронный документооборот, чтобы получать от поставщиков универсальные передаточные документы (УПД) на маркированный товар.

Плюс при приемке товара придется сканировать коды маркировки, сверять их с УПД, а при продаже — включать сведения о маркированном товаре в чеки и передавать данные оператору ОФД, который, в свою очередь, отправит их в Честный Знак.

МойСклад поможет легко и просто следовать закону. Наш сервис полностью готов к работе с маркированными товарами: любые операции с ними — приемка, отгрузка, розничная продажа, возврат, заказ кодов и ввод в оборот, печать этикеток и другие, — доступны бесплатно на всех тарифах. Есть готовые интеграции с системами ЭДО и Честным Знаком: вам ничего не придется настраивать вручную.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас

Учет при совмещении режимов

В случае совмещения режимов ИП придется вести одновременно две книги учета:

  • по патентному режиму;
  • по иной системе налогообложения (ОСНО или УСН).

А также раздельно учитывать доходы и расходы по разным режимам.

Совмещение патента с УСН-доходы

Самый простой вариант совмещения — это патент и УСН-доходы. Так как в этом случае достаточно поделить доходы и страховые взносы.

Доходы, как правило, делить не сложно. Страховые взносы с зарплат работников, занятых только в УСН или только в патентной деятельности, тоже распределить легко. А вот если работники заняты в видах деятельности на обоих режимах сразу — придется распределять взносы пропорционально долям доходов по разным режимам в общем объеме выручки.

Совмещение патента с «расходными» режимами

Совмещать патент с налоговыми режимами УСН-15 % и ОСНО гораздо сложнее, так как ИП потребуется вести раздельный учет расходов. А те расходы, которые поделить однозначно не получится — придется распределять пропорционально выбранной базе. Обычно в качестве базы для расчета используют выручку.

При совмещении патента с ОСНО предприниматель должен разделять операции, на те, которые облагаются НДС и те, которые от него освобождены. По операциям на патенте ИП нужно учитывать входной НДС в стоимости продукции. А по операциям на ОСНО — заявлять его к вычету.

Суммы НДС, которые относятся к деятельности на двух режимах, также нужно распределять пропорционально выбранной базе.

Во избежание претензий со стороны налоговиков, все нюансы налогового учета стоит закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Чтобы облегчить ведение учета, используйте сервис МойСклад. Он умеет интегрироваться с банками и выгружает документы в 1С:Бухгалтерию.

МойСклад помогает не ошибиться в выборе системы налогообложения при пробивке чека, если вы используете одну кассу для двух СНО. Умный сервис сам определяет категорию товара и относит его к нужной системе, пробивая два отдельных фискальных документа.

Облачный сервис МойСклад — это оптимальный сервис для организации складского учета для организаций и ИП.

Склад, продажи, маркировка и кассы

Попробуйте бесплатно прямо сейчас

 

Начать дискуссию