Что такое коммерческие расходы
Коммерческие расходы связаны с реализацией готовой продукции или товаров, их упаковкой, перевозкой, рекламой, маркетингом и т.д.
Чтобы правильно квалифицировать расходы в качестве коммерческих, нужно обратить внимание на два важных момента:
- Такие расходы никоим образом не связаны с прочей деятельностью компании, то есть с той, которая не относится к основному производству или торговле.
Если, допустим, организация решила продать основное средство и для ускорения процесса разместила рекламу, то расходы на эту рекламу будут являться прочими расходами, а не коммерческими. Прочими будут и расходы на доставку этого основного средства покупателю.
Итак, первое — правильное отнесение расходов к коммерческим, а не прочим.
- Коммерческие расходы уменьшают финансовый результат. Пока на счете 44 (он используется для аккумуляции таких расходов и называется «Расходы на продажу») идет сбор информации обо всех тратах на процесс реализации, эти затраты не оказывают никакого влияния на финансовый результат.
И только когда суммы со счета 44 переносятся на счет 90, в этот момент затраты на продажу становятся коммерческими расходами и, соответственно, уменьшают операционную прибыль организации. При этом часть расходов на продажу, приходящиеся на остаток товара, так и останутся на 44 счете.
Структура и состав коммерческих расходов
Перечень коммерческих расходов не является закрытым. При их учете и классификации можно ориентироваться на План счетов, где перечислены расходы, учитываемые на счете 44, а также на ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Состав и структура коммерческих расходов зависит от вида деятельности.
Торговая деятельность
Если организация продает товары, то коммерческими расходами являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров:
- закуп товара (вознаграждения посредникам, таможенные платежи при импорте, страховка в пути);
- транспортировка, доставка товара (до своего склада/магазина и проданных товаров до покупателя);
- зарплата (от директора до продавца — все задействованы в процессе торговли);
- отчисления в фонды с заработной платы;
- амортизация или аренда зданий, оборудования и транспорта;
- маркетинг и реклама;
- представительские расходы;
- расходы на гарантийный ремонт;
- предпродажная подготовка товаров;
- хранение;
- любые другие расходы на хранение и отгрузку товаров.
Вести полноценный учет расходов на продажу удобно не вручную, а в онлайн-сервисе МойСклад. Все, что нужно для торговли в одной системе — от товарного учета до маркировки и кассового приложения.
Автоматизируйте розницу с сервисом МойСклад. Начните работу без вложений — используйте бесплатный тариф.
Промышленно-производственная сфера
Если организация производит продукцию, то расходы на продажу начинаются сразу после того, как продукция выпущена. К коммерческим расходам относятся:
- отгрузка продукции (упаковка, доставка, растаможка экспорта, страховка в пути).
- транспортировка;
- хранение (аренда или амортизация складов, зарплата кладовщиков и грузчиков);
- продвижение (маркетинг и реклама, услуги посредников-продавцов);
- комиссия сбытовым организациям;
- содержание складов в точках продаж;
- зарплата реализаторам,
- отчисления в фонды;
- представительские расходы;
- прочие аналогичные по предназначению расходы.
Заготовители и переработчики сельхозпродукции
Здесь коммерческими являются:
- заготовительные расходы;
- расходы на содержание пунктов заготовки и приема;
- расходы на содержание скота и птицы на пунктах приема.
Оказание услуг, выполнение работ.
В основном это расходы, связанные с продвижением.
МойСклад
Все что нужно — в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики
Бухгалтерский учет коммерческих расходов
Счет для учета таких расходов — 44. Но разные предприятия собирают на нем разные издержки. Например, если речь о производстве, то здесь будут отражены только затраты, связанные с упаковкой, погрузкой, транспортировкой, рекламой, заработная плата продавцов или менеджеров по продажам.
А вот в торговой организации практически все издержки будут собираться на счете 44, т. к. вся деятельность связана с продажей. Исключение — стоимость покупных товаров, она будет отражаться на счете 41.
Вот некоторые проводки по учету коммерческих расходов:
Дебет 44 — Кредит 10 — списаны в расходы материалы для продажи (упаковка, тара, например).
Дебет 44 — Кредит 76 — расходы на услуги по продаже, оказанные сторонними организациями — грузоперевозки, рекламные кампании в соцсетях, продвижение на маркетплейсах, хранение товара на складе и другие.
Если товары были утрачены в результате порчи (это в первую очередь относится к продуктам), то нужно отразить их в учете с помощью счета 94:
Дебет 44 —Кредит 94 — отражена недостача или порча товаров (в пределах естественной убыли).
Нормы естественной убыли — это безвозвратное уменьшение массы или количества товаров (продукции), которое произошло в результате естественного изменения их биологических или физико-химических свойств. Например, продукты могут терять в весе за счет усушки.
Нормы убыли зависят от многих факторов, таких как место и способ хранения и транспортировки, сезон, температура и т. д. К примеру, если хранить растительное масло в металлических емкостях, то нормы убыли не применяются, а вот при его хранении в деревянных бочках нормы есть.
Нормы утверждаются Минпромторгом. Затраты, возникшие в результате убыли, нормы которой не регламентированы, списываются, как внереализационные расходы.
Расходы на счете 44 собираются в течение месяца и затем списываются на себестоимость реализованной продукции.
Особенности списания, например, распределение расходов по разным видам продукции необходимо прописать в учетной политике.
Т. к. обычно продукция или товары со склада продаются не все и есть остаток, то расходы, соответствующие ему, остаются в дебете счета 44 и будут списаны в будущем, после продажи таких товаров.
Списание коммерческих расходов на себестоимость реализованной продукции:
Дебет 90 — Кредит 44.
МойСклад позволяет настроить все нужные для учета расходов опции и правильно распределять затраты. Это поможет легко определить, какие товары дают слишком мало прибыли из-за больших затрат, а которые, наоборот, высокорентабельны.
Коммерческие расходы и налогообложение
При учете для целей налогообложения необходимо обращать внимание на рекламные расходы рекламу, потому что их нужно нормировать (п. 4 ст. 264 НК РФ). Поскольку в расходы по налогу на прибыль можно отнести затраты на рекламу в размере, не превышающей 1% от суммы выручки, то возникнут разницы в налоговом и бухгалтерском учете.
На примере это будет выглядеть так:
Организация за налоговый период получила выручку в сумме 10 млн руб. (без НДС).
Затраты на рекламу по данным бухгалтерского учета составили 120 тыс. руб.
Максимальная сумма расходов на рекламу, которую можно учесть, составит: 10 млн руб. * 1% = 100 тыс. руб.
Это меньше, чем фактические затраты на рекламу — 120 тыс. руб. Следовательно, в налоговых расходах можно учесть только 100 тыс. руб.
Не удалось получить данные формы
Начать дискуссию