Маркетинг

Воронка продаж: зачем нужна и как построить

Практически любая сделка происходит примерно так. Клиент видит информацию о товаре или услуге — допустим, в рекламе Яндекса. Переходит по объявлению, если предложение на сайте интересно, звонит или оставляет заявку. Дальше за дело берется менеджер или сам собственник в зависимости от размера компании. 
Воронка продаж: зачем нужна и как построить
Иллюстрация: Antoni Shkraba/pexels

Чаще всего это актуально для хоть сколько-нибудь сложных продуктов, которые не покупают моментально, особенно в B2B.

Когда вы видите, что происходит на каждом этапе продажи, то можете на это влиять. А значит, улучшать результат — получать больше выручки.

Как работает воронка продаж и как ее настроить — с примерами в этой статье.

Вести работу с клиентами удобно в МоемСкладе. Кто и сколько покупает, где отваливаются, как ведут переговоры ваши сотрудники. Контроль задач, документооборот и финансы — в одном месте.

Удобные отчеты — по сумме продаж за месяц, среднему чеку и другие в разрезе товаров, складов и сотрудников. Интеграция с мессенджерами, email‑рассылками, телефонией. Звоните и отправляйте уведомления прямо из программы.

Попробовать МойСклад

Что такое воронка продаж

Воронка продаж (sales funnel) — это маркетинговая модель, которая показывает путь клиента от первого касания до покупки. В простом виде: увидел рекламу → зашел на сайт → оставил заявку → оплатил заказ.

Модель AIDA

Основана на схеме потребительского поведения AIDA Уильяма Таунсенда, согласно которой взаимодействие с клиентом включает следующие этапы:

  • Attention — точка входа. Вы привлекаете внимание к продукту с помощью рекламы, SEO, СМИ и других маркетинговых инструментов.

  • Interest — действия клиента, когда его заинтересовало ваше предложение. Он пытается больше узнать о том, чем товар полезен, как им пользоваться и т.д..

  • Desire — вы повышаете желание купить — предлагаете скидку, участие в акции, делаете акцент на ограниченном предложении.

  • Action — человек становится клиентом — покупает или заказывает продукт.

Суть в том, чтобы с каждым шагом «прогревать» потенциального клиента и приближать к покупке.

Действия применяются по отношению ко всем лидам — посетителям физического магазина или сайта. До финала доходят лишь те, на ком они сработали. Отсюда и название — воронка продаж.

Перечисленные четыре стадии — внимание, интерес, желание, действие — это этапы типичной воронки продаж. На начальном этапе вы взаимодействуете с холодными контактами и их много, в итоге остается небольшой процент самых заинтересованных, которые становятся вашими клиентами.

Каков на самом деле путь клиента

Модель AIDA описывает идеальную воронку продаж. В действительности потребители не всегда идут к цели последовательно — некоторые этапы могут пропускать, а также могут «выходить из игры».

Для чего тогда нужно моделировать поведение покупателя?

Задача маркетинга — мотивировать как можно больше людей на покупку. Примерные знания о том, как они поступают на каждом этапе, помогут предусмотреть все нюансы и «подводные камни».

В результате вы выстраиваете работу так, чтобы как можно быстрее продвигать целевую аудиторию по воронке к главной цели — покупке.

Для ряда случаев действия стоит описать более детально, основываясь на тех же ключевых шагах — зашел на сайт или в физическую точку продаж и совершил покупку.

Пример — услуга дизайна интерьера. Рассмотрим от привлечения клиента до закрытия сделки:

  1. Первое касание через рекламу в соцсетях.

  2. Первое обращение.

  3. Изучение потребности.

  4. Предложение вариантов решения потребности.

  5. Переговоры.

  6. Выбор варианта.

  7. Заключение договора.

  8. Подготовка сделки.

  9. Реализация сделки.

Для чего бизнесу нужна воронка

Основная задача — сделать прозрачными продажи и использовать эту информацию для эффективной работы с клиентами.

Вот чем это поможет.

Устранение проблем в процессе покупки

В идеале проработать все переходы и выяснить, какие слабые места стали причиной оттока части клиентов. Допустим, соотношение такое:

90% человек пришли с рекламы, но не оставили заявку. Возможно, дело в неубедительном предложении.

70% из оставивших заявку не поехали в магазин. Одна из причин: высокие цены, о которых они узнали при общении с менеджером.

Около 66% не сделали покупку, когда приехали. В магазине могло не оказаться нужного товара в наличии. Или в реальности он оказался не таким, как его представляли.

Отсюда получаем 100 человек из 10 000, всего 1% довел дело до оплаты.

Примеры, что еще может пойти не так:

  • Неверный посыл в рекламном объявлении в онлайне, допустим, не указан ценовой минимум. В итоге много нецелевых переходов, из-за чего реклама не окупается.

  • Отдел продаж не справляется с большим потоком заявок. Здесь могут быть две причины — низкая продуктивность или недостаточное количество кадров для существующего трафика. Как раз данные воронки помогут оценить эффективность менеджеров.

Контроль работы менеджеров по продажам

Данные по воронке показывают, на каком этапе «отваливаются» клиенты у каждого сотрудника.

Допустим, такая ситуация: с рекламы поступает 100 заявок в неделю, а до покупки доходят только 10 человек. Анализ воронки показывает, что заявки в основном целевые, а больший отток происходит после общения с менеджером. Причины могут быть разные: неотработанные возражения, неинформативная презентация продукта.

Информация о продажах помогает провести аудит и выяснить:

  • откуда приходят платящие клиенты;

  • на каком этапе отваливаются клиенты;

  • кто из менеджеров закрывает сделки лучше / хуже, чем остальные;

  • на каком из этапов зависают сделки и что из процессов продаж требует оптимизации.

Упрощение этапов

Любые сложности повышают риск, что клиент передумает покупать.

Часто потенциальные покупатели «отваливаются», если форма заявки длинная или требует данных, которых они не знают. Например, почтовый индекс.

В ваших интересах сделать оформление заказа максимально простым, с минимумом необходимых полей.

Воронка может меняться на протяжении времени вслед за изменениями бизнес-процессов. Допустим, появляются новые способы оплаты заказа.

Тестирование гипотез и прогнозирование

С помощью воронки можно:

  • строить гипотезы и проверять их — например, включать новый канал продаж, тестировать рекламу;

  • составлять примерный план для отдела продаж в соответствии с количеством заявок, полученным за предыдущие периоды.

Примеры воронок для разных типов бизнеса

Они могут отличаться в зависимости от специфики продукта, аудитории и бизнеса.

Массовый продукт с высоким спросом

Пример продукта — смартфон популярной модели среднего ценового сегмента.

Покупатель уже знает о продукте, интерес сформирован.

  1. Работаем над тем, чтобы он захотел купить именно у вас — предлагаем скидки, выгодные условия, качественный сервис.

  2. Обеспечиваем комфортное совершение покупки — все удобные способы оплаты, широкая география доставки, если это онлайн-продажи.

Сложный продукт для узкой аудитории

В воронке учитываем, что:

  • сложные и дорогие товары обычно требуют больше времени на изучение;

  • мы работаем с холодными клиентами, помогаем им осознать потребность в продукте и повышаем готовность к покупке;

  • целевых клиентов еще надо найти;

  • нужно подробно и основательно рассказать им о предложении.

Пример продукта — программное обеспечение для бизнеса.

Алгоритм следующий:

  1. Создаем экспертный контент в собственном блоге или внешней площадке типа vc.ru.

  2. Потенциальный клиент заходит на сайт.

  3. Изучает информацию о продукте.

  4. Запрашивает коммерческое предложение.

  5. Вы презентуете продукт и выдаете тестовый доступ.

  6. Происходит сделка.

Онлайн-продажи

Если вы продаете в интернете, для привлечения внимания аудитории есть готовые инструменты — SEO, контекстная реклама, социальные сети и т.д.

Подойдет стандартный вариант воронки:

  1. Повышение узнаваемости бренда — контекстная реклама, блоги, Telegram, YouTube.

  2. Переход в интернет-магазин и изучение продукта.

  3. Добавление товара в корзину.

  4. Решение о покупке и оформление заказа.

Можно добавить дополнительный этапповышение лояльности. Чтобы клиенты приходили повторно, напоминайте им о себе в email-рассылках, мессенджерах. Предлагайте участие в акциях, делайте допродажи, предлагайте персональные скидки, например, на сопутствующие товары и т.д.

В интернет-продажах конкуренция за клиента выше, чем в офлайне: люди посещают сразу несколько сайтов, сравнивают цены в режиме онлайн, могут задавать вопросы в чатах и мессенджерах и быстро менять решение.

Офлайн-продажа

В розничном магазине взаимодействие строится на личном общении:

  1. Знакомство — приветствие посетителя.

  2. Вопрос о задаче / проблеме клиента.

  3. Помощь с выбором решения.

  4. Ответы на вопросы покупателя и отработка возражений.

  5. Совершение покупки.

Торговля, склад, CRM в облаке

Все что нужно — в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Как построить эффективную воронку продаж: пошаговая инструкция

Перечислим основные шаги.

Шаг 1: сбор данных для воронки

Важно знать как можно больше о потенциальных покупателях: через какие каналы пришли, если это онлайн — какие разделы сайта посетили, что добавили в корзину и т.д.

Собирать и вести все вручную трудозатратно. В помощь — встроенная аналитика рекламных систем, например, Яндекс Директ, Яндекс Метрики. Облегчит работу с данными по воронке продаж CRM‑система, о ней — в следующем разделе.

Шаг 2: определение целевой аудитории и ее потребностей

Ответьте на вопрос, кто ваш целевой клиент и при необходимости разделите аудиторию на сегменты по схожим параметрам. Можно использовать информацию по существующей клиентской базе, если ее нет — основываться на гипотезах о том, кого может заинтересовать продукт.

Целевая аудитория — это все, кто проявлял к вам интерес, а также те, кому может понадобиться ваш продукт. В том числе это и несостоявшиеся клиенты, которые обращались к вам, но сделали ушли к конкурентам.

Чтобы предлагать что‑то клиенту, нужно знать о нем как можно больше — в чем он нуждается и на основе чего принимает решение.

В помощь вопросы:

  • Какие проблемы решит ваш продукт?

  • Как клиент будет его использовать?

  • Какие условия приобретения ему подходят?

  • Что повлияет на выбор в пользу вашей компании?

  • Что заставит воздержаться от покупки у вас?

  • Чего клиент ожидает от продукта?

Гипотезы можно строить, используя информацию из обзоров и отзывов, онлайн‑чатов, входящих звонков, соцсетей и т.д.

Шаг 3: разработка коммерческого предложения

Грамотное КП отвечает на 3 вопроса:

  • В чем ценность для клиента?

  • Как продукт может решить его потребность?

  • Почему стоит обратиться именно к вам, а не к конкурентам?

Каким бы полезным ни был ваш продукт, его нужно правильно представить целевой аудитории. Иначе рекламный бюджет не окупится.

Одна из самых популярных схем коммерческого предложения — 4U. В формулировке должны присутствовать:

  • конечная выгода клиента;

  • уникальность для отстройки от конкурентов;

  • специфичность в измеримых единицах;

  • срочность, если она имеет смысл для конкретного продукта.

Пример: «Уборка складских помещений от 900 рублей за квадратный метр. При заказе услуги до 01.05.2024 первый выезд для вас бесплатно».

Если это возможно, составьте отдельное предложение под каждый сегмент аудитории с учетом именно их «хотелок» и критериев выбора. Это увеличит отклик.

Шаг 4: переговоры

Скрипты для менеджеров не ограничивают их, а помогают не сбиться во время разговора, особенно по телефону. Ну и чем «человечнее» отношение продавца к клиенту, тем ближе он к оплате.

Шаг 5: закрытие сделки

Адекватно составленный и вовремя отправленный договор или совершенная оплата —— залог успешной сделки. Все остальное вторично.

Что можно автоматизировать при работе с воронкой

Собирать данные и выстраивать работу с клиентами проще всего с помощью CRM‑системы.

Воронка продаж в CRM работает примерно так:

  • В компанию поступает заявка. Программа определяет канал, откуда пришел клиент: телефон, рассылка и т. д. и назначает менеджера.

  • Запускается воронка продаж, которая подскажет менеджеру, как закрыть продажу. Программа напомнит о звонке, выставит счет, отправит договор.

  • Выстраивается стратегия. В зависимости от ответных действий клиента сервис подсказывает менеджеру, что делать, например, отправить персональное предложение и т. д.

  • Анализ эффективности. Показывает KPI менеджеров или маркетинговых активностей. Программа анализирует воронку по этапам и показывает слабые места.

Все это есть в МоемСкладе. Также можно настроить автоматические Сценарии. Это программные роботы в МоемСкладе. Выполняют определенные действия при наступлении заданных вами условий — одного или нескольких.

Настройте один раз — роботы не ошибаются и ничего не пропустят. Напомнят о просроченных оплатах, зависших заказах и т.д.

Попробовать МойСклад

Как повысить эффективность воронки

Воронка эффективна, если вложения в привлечение покупателей окупаются.

Если знать, на каком этапе принятия решения сейчас клиент, можно сделать предложение, которое удовлетворит его потребности.

Главный принцип — расширять воронку снизу вверх. То есть сделать все, чтобы для потенциальных покупателей не было препятствий на этапе оформления заказа и оплаты.

Существуют способы улучшить взаимодействие и на остальных этапах. Рассмотрим актуальные на примере интернет-магазина.

Эффективность на дне воронки

  • Подключите все возможные способы — от интернет-эквайринга до оплаты банковской картой при получении. Каждый клиент выберет то, что ему удобно.

  • Обязательная регистрация на сайте — частое препятствие на пути к покупке. Сделайте этот процесс максимально простым и коротким, в пару кликов. Например, авторизация по коду в СМС.

Эффективность в середине воронки

  • Сделайте карточку товара максимально информативной — добавьте визуал, полное описание характеристик, отзывы покупателей. Это облегчит принятие решения о покупке.

  • Настройте удобную навигацию в каталоге, чтобы посетители легко нашли нужную модификацию продукта — цвет, размер, материал, рисунок и т.д.

  • Отработайте возможные возражения клиентов. Допустим, высокую цену можно объяснить тем, что товар долговечный, или в стоимость включена гарантия.

Эффективность на вершине воронки

  • Выберите источники, где точно есть ваша целевая аудитория. Как правило, это тематические форумы, сообщества и группы в соцсетях, каналы в Telegram.

Важно привлечь не как можно больше потенциальных клиентов, а тех, чьи потребности решает ваш продукт.

Повышать количество лидов можно сколько угодно — вопрос в том, справится ли отдел продаж с их потоком.

Как измерить эффективность воронки

Рассмотрим, с помощью каких показателей измеряется эффективность воронки и как их вычислить.

Общая конверсия

Показывает, какой процент посетителей сайта или магазина стали покупателями.

Формула для расчета:

Количество заказов / Количество посетителей × 100%.

Допустим, интернет-магазин за сутки посетили 1 000 человек. Заказов за этот период оформлено 150. Общая конверсия будет равна: 150 / 1000×100% = 15%.

Идеальных значений, на которые следует ориентироваться, нет. Главное — чтобы это число не падало со временем.

Конверсия между этапами

По аналогии можно посчитать конверсию из посещения (первого касания) в заявку (интерес):

Количество заявок / Количество посетителей × 100%.

А также из заявки — в оплату:

Количество оплат / Количество заявок × 100%.

Эти промежуточные значения показывают, насколько эффективно лиды продвигаются по воронке на каждом этапе.

Длина воронки

Это количество этапов, которые проходят клиенты на пути к покупке. Важно избегать лишних этапов, как например, заполнение ненужных форм при заказе на сайте, и включать все необходимые. Иногда напоминание о забытых корзинах дает существенную долю заказов и прибыли.

Разбор частых ошибок

Приведем примеры распространенных ошибок и как их исправить.

Лишние этапы в воронке

Лучше исключить этапы сделки, которые не отражают изменение покупательского статуса. Например, если клиент отложил покупку на потом, думает, в процессе.

Этапы, которые по смыслу одинаковые, стоит объединить. Допустим, подготовка договора, согласование договора, отправление договора клиенту. Просто этап работы с договором — и все понятно.

Долгое продвижение клиентов по воронке

Если потенциальный покупатель продолжительное время задерживается на определенном этапе, скорее всего, не стоит тратить на него время и ресурсы. Так можно упустить тех, кто действительно быстрее придет к сделке.

Возвращение клиента на предыдущие этапы

Важный принцип: движение клиента происходит только в одну сторону — в сторону закрытия сделки.

Бывает так, что по каким‑либо причинам он перемещается вверх по воронке. Допустим, передумал посещать магазин после того, как уже оставил заявку. В этом случае сделку лучше закрыть и при необходимости открыть новую, когда клиент будет готов. Это нужно для корректного расчета конверсии.

Все необходимые возможности для малого и среднего бизнеса есть в МоемСкладе. Быстрый старт без обучения, поддержка 24/7.

Есть бесплатный тариф без ограничений по времени.

  • Управление товарами, остатками, ценами и заказами на всех площадках из одного окна.

  • Массовая загрузка и обновление товаров и цен.

  • Контроль остатков с уведомлениями, что товар заканчивается.

  • Заказы поставщикам на основании статистики продаж либо неснижаемого остатка.

  • Поддержка маркировки бесплатно.

  • Интеграция со службами доставки, интернет-магазином, маркетплейсами, мессенджерами, онлайн-кассами и торговым оборудованием.

  • Более 100 готовых шаблонов договоров, актов, накладных и других документов.

  • Ведение клиентской базы и контроль задач сотрудников.

  • Реальная прибыль по каждому товару с учетом возвратов, комиссий и прочих затрат.

Попробовать МойСклад

Источник: https://www.moysklad.ru/poleznoe/shkola-torgovli/voronka-prodazh/.

Торговля, склад, CRM в облаке

Все что нужно — в одной системе: продажи, закупки, склад, финансы, клиенты и поставщики

Реклама: ООО «Логнекс», ИНН: 7736570901, erid: LjN8K7gvS

Информации об авторе

83%

Старт обучения 1 апреля 2025

Аналитик 1С

Освойте новую профессию с нуля и станьте востребованным специалистом! Диплом профпереподготовки на 256 ак. часов

Записаться

Начать дискуссию


Похожие материалы

В трех регионах России продлят срок действия особых экономических зон

Инвесторы ОЭЗ смогут пользоваться льготами на Сахалине, Курилах и в Магаданской области до 31 декабря 2046 года, но в Магаданской области их отменят из-за того, что создадут территорию опережающего развития.

Как ФНС будет проверять бизнес в 2025 году: виды налоговых мероприятий и основные тенденции

Налоговая реформа многое изменила в предпринимательской деятельности. Разбираем, какие направления попадут в зону внимания налоговиков и какие инструменты для этого будут применяться.

Как ФНС будет проверять бизнес в 2025 году: виды налоговых мероприятий и основные тенденции

Сотрудникам госорганов, банков и операторов связи запретят общение с гражданами и клиентами через мессенджеры

18 марта Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, направленный на защиту людей от кибермошенничества.

Курсы повышения
квалификации

23
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
УСН

Перейти с УСН на ЕСХН можно двумя путями

Компании и ИП, планирующие сменить УСН на ЕСХН, должны учитывать установленные законом сроки подачи уведомлений. Нарушение этого приведет к автоматической утрате права на применение УСН.

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф теперь стоит всего 6 тысяч рублей

Команда «Клерк» изменила правила игры — пересмотрели ценовую политику на наш главный продукт — Клерк.Премиум. Сделали профессиональные знания доступными каждому бухгалтеру. Теперь Клерк.Премиум — подписка, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф — 6 000 руб. Это не скидка, а новая цена!

🔥Клерк.Премиум — подписка для бухгалтеров, за которую не нужно переплачивать. Годовой тариф  теперь стоит всего 6 тысяч рублей
7

В какой момент утрачивается право на пониженные тарифы страховых взносов при утрате статуса субъекта МСП?

С 1 января 2025 года для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, действуют пониженные тарифы страховых взносов для части выплат в пользу физлиц, превышающей ❗️1,5 МРОТ, установленного на начало года (пп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Светлана

Путевой лист

Добрый день! Заполняю путевой лист и выходит ошибка:

image.png

Почему программа ругается на время?
При этом другие документах время не указано

------------------------------------------------------------------------...

Читать полностью

Что сделать для отмены налога на имущество по объекту, которого не стало: налоговики подсказали

Недавно физическим лицам упростили процедуру отмены налога на имущество за уничтоженную недвижимость.

Инвестиции

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

ЦБ оставил ключевую ставку 21%, сигнал дал умеренно жесткий, так что и вся неделя получилась жесткой. Рубль тоже жёсткий, никак не обмякнет. В акциях, облигациях и крипте всё спокойно, а вот недвижка продолжает пробивать обратное дно.

ДКП и рубль остаются жесткими, инвесторы идут в недвижку, которая растет, а акции, крипта и облигации на чиле. Воскресный инвестдайджест

Российский IT-дайджест #2 за17–21 марта 2025

О самых важных новостях российской ИТ-отрасли за неделю — в свежем дайджесте.

Налоговые требования

Образцы ответов на запросы налоговиков о даче пояснений по НДС, налогу на прибыль, УСН. Разбор некоторых проблемных ситуаций (часть 1: НДС)

В данной статье автор попытался сформулировать готовые  ответы на самые популярные требования по НДС, налогу на прибыль и упрощенке.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)

Линкедин — это не просто платформа, где все публикуют резюме, ищут сотрудников или хвастаются офисными кактусами. Это гигантская база данных, где каждый профиль — открытая дверь для холодных, но горячих сделок.

LinkedIn — не просто соцсеть для бизнеса. Это золотая жила для тех, кто умеет копать глубже (а ИИ умеет)
Кредитование

Сервисы рассрочки перестанут быть инструментом скрытого кредитования

Госдума движется к принятию закона, который запретит использовать рассрочку для скрытого кредитования. Документ устанавливает жесткие требования к операторам и передает надзор Банку России. Сервисы рассрочки обяжут раскрывать данные в БКИ.

Банки

Альфа-банк ответит за убытки клиента

Верховный суд рассмотрел спор о взыскании убытков с банка за неисполнение поручения клиента.

УК РФ

Будет новых подход к расследованию преступлений, где много потерпевших

Госдума приняла в первом чтении разработанный депутатами и сенаторами законопроект о возможности проведения предварительного расследования по уголовному делу по месту нахождения большинства потерпевших.

Импорт

Кабмин взялся за обувной контрафакт и незаконный ввоз самоходной техники

Первый вице-премьер Денис Мантуров провел заседание госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Неделя прошла под зеленым флагом геополитических новостей и отчетностей эмитентов.

Дробление бизнеса

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика

Пример еще одного дела о дроблении, когда налоговики доказывали дробление с помощью сайта налогоплательщика и отзывов клиентов в Интернете, рассмотрел АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 03.02.2025 № А53-47317/2023.

Как налоговики доказали дробление с помощью сайта налогоплательщика
Инвестиции

Россия и страны ШОС готовят план общих инвестпроектов

Страны Шанхайской организации сотрудничества утвердили дорожную карту для реализации совместных инвестиционных проектов. Решение принято в ходе первого заседания Ассоциации инвесторов ШОС в Астане. Участники обсудили меры поддержки капиталовложений, включая цифровую экономику и устойчивое развитие.

НДС на УСН

У концессионеров на УСН нет ни освобождения, ни льготных ставок НДС

Независимо от применения УСН концессионеры обязаны выполнять обязанности плательщика НДС. Они должны выставлять счета-фактуры и вести отдельный учет операций по каждому соглашению. Льготные ставки и освобождение от налога для таких сделок не действуют.

Интересные материалы

Проверки ФАС

С завышенными тарифами ФАС борется дисквалификацией

Более 29 млрд рублей необоснованных расходов исключены из тарифов ЖКХ и вывоз мусора в 2024 году. Такие результаты стали возможны после передачи территориальным органам контроля полномочий по проверке экономической эффективности тарифообразования.