С начала 2021 года утратил силу ряд постановлений, касающихся розничной торговли. Теперь действует новое Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 246. Оно объединило правила из предыдущих документов и зафиксировало важные изменения.
Для розничных продавцов
- Отменили книгу отзывов (жалоб) и предложений.
По мнению Минпромторга, этот инструмент больше неэффективен Поэтому для быстрой коммуникации продавца с потребителем нужно использовать современные каналы: соцсети, мессенджеры, отзывы на онлайн-ресурсах и «горячие линии».
- Теперь продавец не обязан бесплатно обеспечивать погрузку товара на транспортное средство покупателя.
- При продаже технически сложных товаров, животных и растений, строительных материалов, мебели, тканей, одежды, меха и обуви товарный чек нужно оформлять только по просьбе покупателей.
Это касается тех случаев, когда в кассовом чеке не хватает индивидуальных признаков товаров. Например, не прописаны артикул, модель, сорт и другие характеристики.
- Согласно новым требованиям законодательства, нужно отвечать на все претензии потребителей.
Закон о защите прав потребителей (закон № 2300-1) до 2021 года не обязывал продавцов и изготовителей отвечать на претензии потребителей. Так что организация вполне законно могла не отвечать покупателю письмом в ответ. Однако компания была должна отреагировать, то есть выполнить обоснованные требования: заменить товар или вернуть деньги.
- Пополнился перечень товаров длительного пользования, для которых продавец не должен предоставлять замену на время ремонта. Туда добавились:
- газовые и газоэлектрические приборы бытового назначения для термической обработки продуктов и приготовления пищи;
- ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- ограненные драгоценные камни.
Раньше можно было попросить предоставить замену даже при ремонте золотого кольца. Правда, делали это чаще всего, чтобы просто получить компенсацию в случае отказа. Поэтому перечень расширили.
- Согласно новому законодательству, обмену на аналогичный товар не подлежат технически сложные товары надлежащего качества, на которые установлена гарантия не менее 1 года. Раньше срок гарантии не имел значения.
Для дистанционных способов продаж
С 1 января 2021 года действует ряд изменений, касающихся интернет-магазинов:
- На сайте, в приложении или профиле в соцсетях, через которые ведется продажа, обязательно публиковать оферту, полную достоверную информацию о товарах и свои контакты. К обязательным контактным данным добавились ОГРН, электронный адрес и телефон.
Часто интернет-магазины не хотят тратить время и деньги на составление оферты и просто копируют ее у конкурентов. Но это опасно. В чужом документе могут быть противоречия, нарушения законодательства и просто неудачные формулировки. Поэтому для составления оферты лучше обратиться к юристу.
- Продавец может сам решать, когда ему когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Это можно прописать в оферте.
Например, продавец ошибся с ценой — указал на сайте стоимость товара в 10 раз ниже. Покупатель увидел крайне выгодное предложение и быстро оформил заказ. Раньше продавец был вынужден продать товар по сниженной стоимости или искать какие-то обходные пути. Теперь же можно просто указать в оферте, что условия заказа вступают в силу только после его подтверждения.
- Продавец должен дистанционным способом предоставить покупателю подтверждение того, что между ними заключен договор купли-продажи. Например, отправить смс-сообщение или письмо по электронной почте с номером заказа.
- При доставке по указанному адресу курьер может отдать товар любому лицу, которое предоставит номер или иное подтверждение заказа.
- Если покупатель не получил заказ по своей вине, последующая доставка товара производится на условиях договора-оферты.
Частый случай — курьер доставил заказ, а покупателя нет дома. Раньше все расходы в такой ситуации нес продавец. Теперь можно прописать в оферте условия, по которым покупатель будет оплачивать срыв доставки по свой вине.
- Расходы на возврат суммы за товар ненадлежащего качества возмещает продавец.
- Продавец должен довести до потребителя информацию о том, как и куда направлять претензию. В противном случае потребитель может отправить претензию в любой форме и любым способом.
- Онлайн-магазины обязаны принимать возврат ювелирных украшений и технически сложных товаров надлежащего качества в течение 14 дней.
При этом нужно сохранить потребительские свойства и товарный вид, а также предоставить документ, который подтверждает факт покупки.
Подробнее читайте ЗДЕСЬ.
Для потребителей
В новых правилах розничной торговли зафиксировано право потребителя делать фото товаров и снимать видео в магазине.
Например, раньше сотрудники магазинов могли сослаться на внутренний регламент. Или и вовсе запретить фото и видеосъемку без объяснения причин.
Теперь торговые точки не должны препятствовать этому. В противном случае покупатель может сослаться на пункт № 2 Постановления Правительства РФ N 246 и снять нарушение на смартфон.
Для отдельных групп товаров
Изменения касаются особенностей продажи отдельных групп товаров. Начнем с самой распространенной категории — продовольственные товары.
Продовольственные товары
- на предварительно расфасованных и упакованных весовых товарах нужно указывать следующую информацию: наименование, вес (масса нетто), стоимость за единицу измерения товара или вес, цена отвеса, дата фасования, срок годности.
Раньше нужно было дополнительно указывать номер или фамилию весовщика. В новом Постановлении такого требования нет.
- Продовольственные весовые товары передаются покупателю в потребительской упаковке без дополнительной платы за нее.
- Молочные, молочные составные и молокосодержащие продуктов должны лежать отдельно от других продуктов и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».
В торговых объектах нельзя:
- взвешивать неупакованную продукцию, которую употребляют в пищу, без предварительного мытья или термической обработки;
- продавать яйца в отделах, где есть готовая к употреблению пищевая продукция;
Например, теперь запрещено продавать яйца в отделе с готовой едой. Крупным сетям будет проще решить этот вопрос. Что делать? Можно перенести яйца в отдел с упакованными продуктами. В свою очередь маленьким магазинам возможно придется и вовсе убирать эту товарную позицию из ассортимента.
- упаковывать пищевую продукцию под вакуумом.
Свои требования к торговым объектам и рынкам, которые продают продовольственные товары, сформулировал Госкомсанэпиднадзор России. С начала 2021 года действует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 N 36 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20». Мы написали подробно про это здесь.
Требования на прочие группы товаров
Есть ряд изменений в торговле, которые затронули и другие группы товаров.
- Непродовольственные б/у товары;
- Непродовольственные товары, принятые на комиссию;
- Технически сложные товары;
- Автомобили, мототехника, прицепы и номерные агрегаты;
- Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
- Животные и растения;
- Строительные материалы и изделия;
- Иные виды товаров: ткани, одежда, меховые товары, обувь, непериодические издания, мебель, косметика и парфюмерия, бытовая химия, пестициды и агрохимикаты.
- Товары, которые продаются через вендинговые автоматы;
- Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм;
Подробнее о требованиях к продаже этих групп товаров читайте здесь.
Кто контролирует выполнения требований
Выполняются правила Постановления или нет — проверяет Роспотребнадзор. Они делают это по графику, который составляют на год.
Попадает ваш бизнес под проверку в этом году или нет — можно узнать здесь. Внепланово Роспотребнадзор может прийти после поступления жалобы от потребителя.
Если обнаружены нарушения, нужно их устранить. В зависимости от ситуации могут дополнительно выписать штраф, конфисковать продукцию или и вовсе приостановить деятельности компании.
Новые правила оформления чеков
С 1 февраля 2021 все организации и индивидуальные предприниматели должны указывать в кассовом чеке и бланках строгой отчетности полное наименование и количество товара. Такая ответственность предусмотрена частью 17 статьи 7 290-ФЗ.
До этого небольшие торговые точки могли выбивать в чеке просто «товар» или «услуга». Теперь изменения касаются любого розничного бизнеса, который использует кассы.
Подробнее читайте в статье Правила оформления чеков в 2021 году
Соблюдается новое требование или нет — контролируют представители ФНС России с помощью налоговых проверок.
Например, покупатель может пожаловаться на то, что вы не указали в кассовом чеке наименование и количество товара. Представители ФНС организуют проверку и выпишут компании штраф — от 1 500 до 10 000 рублей.
Новый формат фискальных документов
Компаниям, которые продают товары с обязательной маркировкой, при регистрации кассы нужно подключить фискальный накопитель с ФФД 1.2 . Основание — письмо ФНС России № АБ-4-20/8056@ от 09.06.2021 г.
Фискальные накопители со старыми форматами, которые были зарегистрированы в ФНС до 6 августа 2021 года, можно использовать до окончания срока их действия
Читать о новом формате фискальных документов.
Если не выполнить требование, можно получить штраф — от 5 000 до 10 000 рублей. Но есть нюансы. Подробнее об ответственности читайте здесь.
Круглосуточная техподдержка МТС Кассы готова в любое время проконсультировать своих пользователей по всем вопросам, связанным с переходом на новый формат ФФД 1.2
Закончилась отсрочка по онлайн-кассам
1 июля 2021 года закончилась отсрочка по онлайн-кассам, которая действовала по Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ . Она предоставлялась для индивидуальных предпринимателей без наемных работников, которые продавали товары собственного производства, выполняли работы или оказывали услуги.
От использования контрольно-кассовой техники по-прежнему освобождены индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход и некоторые виды бизнеса.
Ознакомьтесь с полным списком тех, кто пока может не использовать кассы.
Контролируют применение онлайн-касс также налоговые органы. Если обнаружат, что юридическое лицо не применяет контрольно-кассовую технику, придется заплатить от 75 до 100% уплаченной в обход ККТ суммы, но не менее 30 тысяч рублей.
Для тех, кто работает по патенту
В 2021 году произошли изменения и в налоговом законодательстве. Их зафиксировал закон № 373-ФЗ от 23.11.2020.
Раньше при соблюдении других условий можно было купить патент для розничной торговли, если площадь зала составляла не более 50 м². Теперь максимальное значение увеличено до 150 кв.м.
В 2021 году можно уменьшить стоимость патента за счет страховых взносов ИП. Для индивидуальных предпринимателей без работников — полностью, с работниками — не более чем на 50%. Читайте также нашу статью «Как уменьшить патент на страховые взносы»
МТС касса
Купить умную кассу или взять ее напрокат
Начать дискуссию