Ликвидация бизнеса

Что делать с ненужной организацией?

Финальная стадия: расстаемся с ООО
Что делать с ненужной организацией?

Финальная стадия: расстаемся с ООО

ООО открыть легко, три дня, 4000 рублей госпошлины, а то и вообще без нее, при электронной подаче документов. А вот если организация уже не нужна, деятельность прекратили или перевели все на ИП, то что делать с такой организацией? Варианта три.

  1. Закрываем, как положено, через процедуру ликвидации.
  2. Замораживаем, поддерживаем жизнь и сдаем нулевую отчетность.
  3. Бросаем, пусть налоговая дальше сама с ней возится и ликвидирует, если это ей нужно.

Первый вариант. Ликвидация — юридически самый правильный вариант, приводящий к полному исчезновению организации, то есть собственно к тому, к чему и стремимся. Это плюс, но факт избавления от обуз прошлого технически сложен.

Во-первых, затраты. Стоимость самих юридических услуг — примерно от 12 тысяч рублей, хотя, конечно, все зависит от регионов и сложности, плюс госпошлина.

Во-вторых, время, а это минимум два с половиной месяца. За это время нужно:

  1. уведомить налоговую о принятии решения о ликвидации общества;
  2. подать сообщение о ликвидации в Вестник государственной регистрации и оповестить кредиторов общества;
  3. до подготовки промежуточного баланса сдать соответствующую отчетность в налоговую;
  4. подготовить промежуточный ликвидационный баланс и оповестить об этом налоговую;
  5. в течение одного месяца после подготовки промежуточного ликвидационного баланса сдать отчетность в ПФР;
  6. произвести расчеты с кредиторами, фондами, бюджетом, закрыть расчетный счет;
  7. включительно до даты исключения общества из ЕГРЮЛ сдать оставшуюся отчетность;
  8. подготовить ликвидационный баланс, уплатить госпошлину за ликвидацию, подать заявление о госрегистрации в связи с ликвидацией общества.

В общем, хлопот много.

В-третьих, налоги. Ликвидация — это потенциальная возможность налоговой проверки за предыдущие три года жизни организации (Пункт 11 ст. 89 НК РФ). Также, если есть активы, то нужно решить вопрос их распределением и связанные с ними 13% НДФЛ.

Так что при ликвидации нужно иметь деньги, а также оценить потенциальные риски, сопряженные с этим действием. Исходя из этого, многие принимают решение «заморозить» организацию и поддерживать ее пустой, как минимум, в течение трех лет, пока время не обесценит былые волнения, поэтому часто выбирают вариант второй.

Второй вариант. Сдаем нулевую отчетность. Основной плюс — мы не принимаем прямой удар от ликвидации «здесь и сейчас», как по вниманию со стороны налоговой, так и по деньгам на закрытие, а растягиваем это удовольствие во времени. Нулевка каши особо не просит, а сдача нулевой отчетности может обходиться в среднем 700 рублей в месяц.

Что важно. Важно поддерживать актуальность юридического адреса, так как его недостоверность — повод для принудительного закрытия, даже вне вашего желания, со всеми возможными негативными последствиями от этого. Кроме того, у каждой организации должен быть расчетный счет, по крайней мере, так считает налоговая. Если у ООО нет расчетного счета, то, возможно, придется отписываться от запросов, так как организации с таким признаком расценивают в качестве источника нелегального «бумажного НДС».

Есть еще одна особенность — это «зарплатная отчетность». Формально каждая организация должна сдавать отчет СЗВ-М, который не может быть нулевым. Значит, руководителя показывать необходимо. Если руководитель такой зависшей организации пенсионер, то он лишится индексации пенсии как осуществляющий трудовую деятельность.

Вариант третий. Бросаем организацию, то есть перестаем по ней сдавать отчетность и попросту забываем про нее. Плюс в том, что ничего не нужно делать, и ощущение свободы. А вот минусы — в негативных последствиях этого шага.

Во-первых, факт несдачи отчетности вовсе не означает автоматического закрытия организации, такое ООО может висеть долго. Если не сдавать отчетность в течение года и при этом по расчетному счету не будет никаких движений, то принудительная ликвидация такой организации — это право налоговой, но не обязанность. В реальности такая фирма может висеть вечно и нервировать вас самим фактом своего неподконтрольного, брошенного бытия.

Во-вторых, брошенная организация, как правило, не подает признаков жизни и по месту своего нахождения, а тогда налоговая инспекция имеет право ее закрыть на основании недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Такое «клеймо» недостоверности может привести к тому, что участники, имевшие не менее половины голосов на момент исключения общества, а также лица, имевшие право без доверенности действовать от имени общества, не смогут в течение трех лет с момента исключения общества из реестра быть участниками и лицами, имеющими право действовать без доверенности, в других юридических лицах.

Есть еще и четвертый вариант, радостный, когда не нужную нам организацию удается пристроить в чьи то заботливые руки. Но тогда она вроде как и нужная уже, и наши три пункта отодвигаются в будущее.

В общем, юридическое лицо легко открыть, а вот чтобы избавиться от него, придется повозиться. Вот и получается, что практически у любой бухгалтерской фирмы есть те пустые, доживающие свой век организации, по которым она сдает отчетность, как былые символы чьих то надежд и начинаний…

Андрей Жильцов, руководитель сервиса «Мультибухгалтер».

Комментарии

18
  • Evgeny Rybakov

    около 30 тыс юридические услуги и куча возни ещё

    получается проще всего продать доли в ООО и сменить директора

    • Соловейка

      А продать доли в ООО и сменить директора дешевле что ли? Единственное, что быстрее, да и то этот момент сомнителен...

  • Nаdine

    ИМХО - посдавать какое-то время нулёвки, потом сменить директора/учредителя - и забыть :) В ЕГРЮЛ, на РуПрофиле и в иных подобных местах в случае ликвидации по инициативе налоговой "высветится" новый учредитель/директор.

    • Бабловед

      Я, всё таки, за срочную продажу конторы сразу после сдачи последней квартальной отчётности с цифрами, с обязательным подписанием новым владельцем акта передачи всей бухгалтерии, печати и ключей от программ, но без подавания нулёвок и с обязательным закрытием счёта. Пока вы подаёте нулёвки могут возникнуть вопросы и желание покопаться в бумагах. А после продажи, да с актом передачи бумаг на руках, вам вопросы по былым делам уже не позадаёшь и в бумагах гарантированно не покопаешься. Доказать фиктивность продажи то же сложно, даже если покупатель будет отрицать. На вашей стороне нотариус, ведь он всё заверял и акт подписанный новым владельцем. В акте я всегда подробно пишу прям по папкам, типа, "Счета-фактуры входящие за такой-то период". Несколько листов получается, но это стоит того, проверено личным опытом.

  • Над. К
    А после продажи, да с актом передачи бумаг на руках, вам вопросы по былым делам уже не позадаёшь

    Вы сильно ошибаетесь. Еще как можно позадавать, особенно если речь пойдет об уголовном деле

    • Бабловед

      Не имея бумаг собрать доказательную базу невозможно.

    • Бабловед

      Этого не смогли сделать ни ОБЭП, ни полиция (какую помощь фискалы ожидали от полиции не знаю).

      • Nаdine

        Значит, Вам повезло и не очень-то они хотели. Я уже писала в другом похожем обсуждении - менты/пенты тоже люди и лишнюю работу делать не будут. А "заказа" на Вас, видимо, не было, или же он был несерьёзный. В случае, когда "всё плохо", находят "покупателя" конторы, припирают его к стенке, и под давлением он признаёт, что никто ничего ему не передавал и вообще это всё была фикция. Ему-то что грозит?? "Подошёл чувак на рынке, угостил пивом, спросил - заработать 3 тыщи хочешь? А кто ж не хочет? Ну и..." - все эти граждане рассказывают свои истории примерно так (даже если на самом деле всё было не так). Далее, если доков нет, "они" имеют право доначислить по аналогии. Причём взять в качестве "аналогичной" могут любую контору с таким же ОКВЭДом((( Замучаетесь что-то доказывать, судиться и всё такое. Это если не было прямого заказа "закопать" (ну или посадить).

        Ей-Богу, Вы так серьёзно про доказательную базу говорите((((( как будто вообще не из России((((( "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"(с). Поэтому ИМХО главный способ уцелеть - не отсвечивать. Не превышать определённых оборотов по всем участникам/структурным частям бизнеса, как по размерам выручки, так и по (к примеру) снятию нала. Не давать работникам повода для жалоб. Хотя бывают настолько наглые работники, что не то что повод для жалоб - а пинками хочется выгнать, даже мне, уж на что я на стороне работника обычно, но не когда он(а) крыса! Но от таких надо мягко, но непреклонно избавляться сразу - пока крыса не успела ещё накрысить и разнюхать то, что её не касается. Соблюдать установленные налоговой (чтоб она провалилась) лимиты, вроде 10% НДСа. В общем, не выделяться ничем из общего ряда. Не забывать про всяческие "цифровизации" и прочие -зации, ни под каким видом не допускать горизонтальных связей между разными структурами бизнеса - ни разу, даже если "ну очень надо". И тогда есть шанс жить долго и счастливо :) и выйти в итоге не в КПЗ, а на пенсию :)))))

        • Бабловед

          Ну, во-первых, доказывая фикцию им придётся оспаривать слова и документы нотариуса, а нотариус на нашей стороне и у него чуть ли не на видео всё записано. Во-вторых, придётся как то внятно объяснять зачем подписывался под чего не брал. В-третьих, собрать у контрагентов нужный для доказательства пакет документов не получиться. Собрать образцы подписей и сами документы можно лишь у белых контрагентов (а я эти сделки и не отрицаю), а вот у чёрных - нет, так как нет ни моих ни их экземпляров на бумажном носителе с подписями, а камерально в цифровом виде всегда всё чисто и придётся оперировать информацией только с моих слов и сопоставить её будет не с чем. Так же невозможно проверить правильность исчисления налога на прибыль, так как нет документов, а камерально всё красиво и похоже на правду.

          • Над. К

            А никто не будет собирать у контрагентов документы. Налоги доначислят расчетным путем, если документы контора не представит. Почитали бы судебную практику сначала, прежде чем рассуждать о том, какие вы крутые и придумали классный уход от налогов ))

            Если надо будет, все начислят и свое возьмут. Вопрос только в том, нужны вы кому-то или нет

          • Nаdine
            никто не будет собирать у контрагентов документы. Налоги доначислят расчетным путем, если документы контора не представит

            Вот я тоже пытаюсь до товарища сей факт донести. "По аналогии" и "расчётным путём" - это, например, если у Вас маленькая консалтинговая фирма, то "аналогией" будет какой-нибудь Эрнст энд Янг с соответствующими суммами доначислений((( Безусловно, для этого на Вас должен быть заказ, иначе - если Вас зацепили случайно - всё действительно пройдёт по Вашему сценарию.

            А на вопрос "какого ляда подписывал" бомжик, скроив алкогольную физиономию и пуская слюни, скажет "Так ить оне денег пообещали, цельные 3 тыщи!" - и ну что с него такого взять. И нотариус тут не поможет - он ведь свидетельствует только сам факт, что вот этот человек подписал и коробки с доками получил. А то, чем он (бомжик) руководствовался на самом деле, нотариус ведь не знает.