Ведение бизнеса

Вредные советы для предпринимателей

Как не стоит вести бизнес — читайте топ вредных советов от лидера и основателя Первой Экспертной Бухгалтерии Сергея Кравченко. Он объяснил, чем грозят незаконные «лайфхаки», и описал случаи из личной практики.
Вредные советы для предпринимателей
Иллюстрация: lookstudio/Freepik

1. Траты на себя — первоочередные

Вы открыли бизнес, чтобы разбогатеть. При первой возможности «выгребайте все из кассы» и не инвестируйте лишние деньги в масштабирование бизнеса — время сейчас ненадежное. Лучше обновить смартфон, а еще лучше — машину.

Чем грозит: банкротство, стагнация.

Свободные средства стоит направить на развитие собственного дела: заказать продвижение бренда, выйти на маркетплейсы, отправить сотрудников на повышение квалификации.

Случай из практики: владелец компьютерного магазина отказался потратить излишек прибыли, который образовался после новогодних праздников, на развитие группы «Вконтакте» и сайта. Его конкуренты в это время создали интернет-магазин, а в соцсетях запустили продажи бюджетных товаров через аукцион. Так, они привлекали дополнительных клиентов не только на электронные площадки, но и в магазин, чтобы выдать покупку.

2. Экономьте на налогах и взносах — работайте с самозанятыми вместо штатных сотрудников

Плательщики НПД — сплошная выгода. За них не надо платить налоги, взносы, декретные и больничные. Сразу отменяется целая куча отчетов в СФР, а кадровика, который ведет трудовые книжки, оформляет приказы и личные дела, можно вообще уволить.

Чем грозит: штрафы ФНС.

Налоговики прекрасно осведомлены о такой схеме ухода от налогов и тщательно мониторят организации, которые работают с самозанятыми как с полноценными штатными сотрудниками.

Если правильно не оформить трудовые отношения, не прописать срок договора и платить одинаковые суммы в определенные дни месяца — инспекторы могут переквалифицировать такие отношения, доначислить налоги и выписать штраф.

А еще с бывшими сотрудниками нельзя работать как с самозанятыми в течение 2 лет с момента увольнениястатья 6 закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ.

Хотите оптимизировать налоги без рисков для бизнеса?

Экономить на налогах и взносах можно законно — для этого не нужно прибегать к серым схемам, которые ФНС умеет быстро вычислять

Мы проверим ваш учет и избавим от налоговых переплат

Оставьте заявку, чтобы сэкономить на налогах

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

3. Платите минималку, а остальное — в «конверт»

Платить «минималку» через бухгалтерию, а остальное отдавать наличкой — выгодно. Так получается экономить налоги и взносы, да и сотрудник получит больше, всем хорошо.

Чем грозит: штрафы или уголовная ответственность за крупные суммы.

Возможности ФНС по мониторингу «черной» и «серой» зарплаты растут с каждым годом. Например, они внедрили систему АСК ДФЛ — автоматическую систему контроля за доходами физлиц. Компьютерный алгоритм сравнивает размер зарплаты со средними показателями отрасли и сообщает о критических расхождениях.

А еще обиженный сотрудник может пожаловаться в проверяющие органы, прикрепив к заявлению фото «серых ведомостей» или скрины перечислений денег на карту.

Вместо незаконных схем можно передать часть функций на аутсорсинг, например, бухгалтерию или кадры — это поможет сэкономить.

Случай из практики: предприниматель, который занимался перевозкой людей на маршрутных такси, пошел еще дальше — оформил водителей на «полставки», чтобы платить 50% от МРОТ. ФНС заинтересовал размер оплаты труда, и в ходе контрольной проверки они установили, что водитель «Газели» работает стандартный восьмичасовой рабочий день. ИП был вынужден доначислить зарплату, налоги, взносы и заплатить штрафы.

4. Наймите «мертвые души»

Вместо «серых» зарплат можно пойти другим путем — нанять фиктивных сотрудников из числа друзей и родственников. Получится выводить деньги из бизнеса на законных основаниях, а если выбрать УСН «Доходы минус расходы», то можно серьезно сократить налоговую базу. 

Чем грозит: административная ответственность или наказание по целому списку статей УК. Например:

Одна из самых популярных мер наказания в судебной практике — арест на срок до 6 месяцев или лишение свободы на срок до 2 лет.

5. Не работайте с дебиторской задолженностью

Если все время просить у контрагентов деньги, которые они вам должны — хороших отношений не построить. В бизнесе важны связи, поэтому надо сразу показать, что вы «свой». Давайте материалы и оборудование в долг, соглашайтесь на отсрочку платежа, не требуйте неустойку. 

Чем грозит: банкротство, кассовые разрывы.

Если не работать с дебиторской задолженностью, можно получить кассовый разрыв — нехватку денег в конкретный момент времени на обязательные расходы, например, заработную плату сотрудникам. Несколько кассовых разрывов подряд могут привести к банкротству.

Если контрагент надежный, а сотрудничество долгое и перспективное — можно предоставить отсрочку, прописав ответственность за невыполнение условий, или попросить гарантии.

6. Не вникайте подробно в бухгалтерию. Работает — не лезь

Вы уже платите зарплату бухгалтеру, чтобы он сам разбирался в отчетности и новых требованиях законодательства. Не стоит проверять его работу и тратиться на независимый аудит. Бизнес строится на доверии, так что можно разрешить ему работать на личном ноутбуке прямо из дома, а в офисе будет больше места.

Чем грозит: убытки.

Бухгалтер может злоупотреблять доверием руководителя, а имея полный доступ к базе и программному обеспечению, воспользуется своим служебным положением. Например, может переводить деньги на сторонние счета под видом перечислений контрагентам или «слить» базу клиентов конкурентам.

Руководителю стоит периодически заказывать аудит, забрать себе ключ от бухгалтерской программы и электронную подпись.

Случай из практики: бухгалтер продуктового магазина задерживала платеж поставщику холодильного оборудования Х, отчитываясь директору о неблагонадежности контрагента. В итоге она склонила собственника бизнеса к заключению договора по завышенной цене со своим родственником, конкурентом поставщика Х, получив от нового контрагента материальное вознаграждение.

7. Сократите НДС, заключив договоры субподряда

НДС — один из самых больших налогов. Его можно сократить, если включить в договор оказания услуг цепочку субподрядчиков — получить аванс за товары или услуги в этом квартале, а реализовать их в следующем. Например, деньги от покупателя перевести своему поставщику, которые переведет их своему поставщику. Налог платит тот, кто не успел в цепочке передать аванс другому в текущем квартале.

Чем грозит: внеплановая проверка ФНС, которая знает о таком способе снижения НДС.

Вышеприведенная схема не нарушает закон, но контролирующие органы будут с пристрастием проверять бизнес на предмет ошибок в учете.

Если НДС вообще не платить или потребовать возмещение с нарушением закона, то собственнику грозит уголовная ответственность — до 10 лет лишения свободы со штрафом до 1 миллиона рублей по статье 159 УК.

Совет экспертов ПЭБ: есть вполне законные способы снижения налога на добавленную стоимость.

Самый популярный — соблюдать баланс между входящим и исходящим НДС. Уделите этому особое внимание — чем выше входящий налог, тем ниже сумма к уплате налоговикам.

Потом НДС можно уменьшить на ту сумму, которую вы заплатили поставщикам товаров или услуг. 

С нами экономия до 40 млн ₽/год на бухгалтере, налогах, штрафах, программисте и 1С

8. Не закапывайтесь в бумажках

Бизнес — это не заполнение кипы бумаг, а идея, продажи, переговоры с партнерами. ИП вообще может не вести учет, а если вы директор ООО, то выберете упрощенный режим, например, УСН «Доходы», не зря же он так называется. 

Чем грозит: убытки и штрафы ФНС.

Отчетность обязательна для ООО и ИП на некоторых налоговых режимах, особенно если у последнего есть работники.

Выбор налогового режима с минимумом отчетности нередко ограничивает бизнес в масштабировании, а УСН «Доходы» мешает оптимизировать налоговую базу на величину расходов.

Если у вас малый бизнес, стоит вместо штатного бухгалтера доверить учет аутсорсинговой компании — можно сэкономить до 300 тысяч рублей в месяц на бухгалтере, штрафах и налогах.

Реклама: ООО «Центр Бухгалтерских Решений», ИНН 5902063551, erid: LjN8K86Vt

Комментарии

4
  • Бух

    "Если у вас малый бизнес, стоит вместо штатного бухгалтера доверить учет аутсорсинговой компании — можно сэкономить до 300 тысяч рублей в месяц на бухгалтере, штрафах и налогах."
    Конечно. Если платить своему бухгалтеру 500 тысяч в месяц, то передав его кому-нибудь другому, 300 тысяч легко сэкономить. Но почему-то не все платят своему пол-"лимона".
    "Вместо «серых» зарплат можно нанять фиктивных сотрудников из числа друзей и родственников. Получится выводить деньги из бизнеса на законных основаниях, а если выбрать УСН «Доходы минус расходы», то можно серьезно сократить налоговую базу."
    Можно и сократить. На отчисления в СФР и на уплачиваемый НДФЛ. Налоговая даже не огорчится. Такого лоха трогать не надо, их почти не осталось.
     "оформил водителей на «полставки», чтобы платить 50% от МРОТ. ФНС заинтересовал размер оплаты труда, и в ходе контрольной проверки они установили, что водитель «Газели» работает стандартный восьмичасовой рабочий день. ИП был вынужден доначислить зарплату, налоги, взносы и заплатить штрафы."
    Сказки дядюшки Рейсмуса. Данные о зарплате ИФНС получает значительно позже её начисления. И если проверка длительности рабочего дня придёт сегодня, то у предпринимателя есть целый квартал слепить отчётность так, что да, вот именно сегодня конкретный водитель отработал восемь часов (интересно, когда это водитель "маршрутки" работал восемь часов в день? Минимум 12, а то и 18). А остальные дни квартала - по четыре. О проверке-то известно "в режиме реального времени" (надо акт составить, подпись проверяемого водителя и пр.), а до подачи 6-НДФЛ и РСВ ещё месяцы.
    Кто, интересно, рассказывал аффтару о реалиях бизнеса? Препод на лекциях о политэкономии социализма?

    • Первая Экспертная Бухгалтерия

      Добрый день! Спасибо за комментарий и внимание к нашей статье. Постараемся ответить на все ваши вопросы по пунктам.

      1. Что касается экономии до 300 тысяч рублей в месяц на бухгалтере, налогах и штрафах. Такая сумма экономии складывается из нескольких показателей. Во-первых, за услуги аутсорсинга компания платит от 10 000 рублей в месяц, в то время как штатный бухгалтер получает в среднем от 30 000 рублей в месяц, а в Москве и других крупных городах зарплата штатника будет значительно выше. При этом на аутсорсинге с компанией работает команда из 7 специалистов — бухгалтера, кадровика, юриста, бухгалтера по зарплате, бизнес-ассистента, программиста 1С и аудитора. Найм такой команды в компанию обошелся бы в 600 000 рублей в месяц. В то время как на аутсорсинге компания может пользоваться их услугами гораздо дешевле. Во-вторых, экономить получается также за счет оптимизации налогов и страховых взносов: на старте мы проводим аудит учета и выявляем резервы для уменьшения налоговой базы. Например, не так давно мы проверили учет нового клиента и помогли ему сэкономить на страховых за сотрудников 1,8 млн рублей за счет перерасчета — при проверке мы обнаружили, что до этого компания не использовала льготы для МСП и не применяла пониженные тарифы.  В-третьих, экономия во многом зависит от масштаба компании, именно поэтому мы говорим в пределах суммы, а не одну цифру для всех компаний — до 300 тысяч рублей в месяц. 

      2. С тем, что мало кто пользуется схемой с наймом фиктивных сотрудников для вывода средств, мы согласны. Но то, что хотя бы один такой "хитрец" найдется, мы не сомневаемся. И именно поэтому мы даем это в формате вредного совета - то, как делать не стоит. Вы правы, что на деле такая схема не приведет к экономии. С помощью дивидендов вывести средства проще и чаще всего выгоднее, чем через зарплату. Однако такая схема все же встречаются. И мы в статье как раз предостерегаем от нее и говорим, что за фиктивный найм может грозить административная и уголовная ответственность.

      3. Про кейс с водителями и проверкой ФНС. Один из главных рисков в схеме с "серой" зарплатой — это то, что работодатель попадает в зависимость от своих сотрудников. И даже если он "нарисует" нужные часы работы в отчетности, то нет гарантии, что на допросе сотрудники не выдадут всю схему. Часто для сотрудников нет разницы, сколько они получают на карту, а сколько —"в конверте". И на вопрос инспектора о том, сколько они зарабатывают, они называют общую сумму, например, 15 000 рублей, вместо официальных 5000. При этом допросы инспекторы проводят до визита, в ходе подготовки к проверке. И с такими показаниями сотрудников у них уже точно будут вопросы.   

      Статью мы писали, вдохновляясь знаменитыми "Вредными советами" Григория Остера. В некоторых советах шутка очевидна, ведь, кажется, кому придет в голову полететь с обрыва вверх. А вот к совету покрасить мамин белый плащ вишневым вареньем многие дети отнеслись очень даже серьезно.  Так что некоторые наши советы могут действительно показаться несколько наивными, а вот в других неожиданно для себя вредный предприниматель узнает себя, на то и расчет.

  • Растяпка

    Как бухгалтер продуктового магазина могла задерживать платеж от поставщика холодильного оборудования? Договорилась с банком, чтобы они деньги не зачисляли на счет? И за что поставщик холодильников платил розничному магазину - за еду для персонала? Мне даже интересно стало.

    • Первая Экспертная Бухгалтерия

      Добрый день! Спасибо за комментарий, в статье действительно была неточность - исправили. Платеж был не от поставщика магазину, а от магазина поставщику. Собственно, продуктовый магазин хотел закупить холодильники для хранения товара. Сделка планировалась с одним поставщиком, но бухгалтер отказывалась выполнять свои обязанности и проводить оплату, аргументируя тем, что контрагент неблагонадежный. В результате склонила руководителя к сделке с другой фирмой, по ее словам надежной. А при проверке оказалось, что бухгалтер имела личную заинтересованность в сделке - поставщиком был ее родственник, и разницу в сумме сделки бухгалтер получила от него "в благодарность".