Особенности бухгалтерского учета на маркетплейсах
Популярность маркетплейсов за последние годы постоянно увеличивается, и только за последний год объем продаж на них вырос в полтора раза. В 2023 году объем российского рынка маркетплейсов достиг порядка 6 трлн рублей, а к концу 2024 года, по прогнозам аналитиков Data Insight, превысит 10,8 трлн рублей.
Сейчас маркетплейсы — основная движущая сила онлайн-торговли, и бизнес, развиваясь, неизбежно выходит на продажи через них.
Работать через маркетплейс несложно: он берет на себя весь процесс, от заказа и передачи денег покупателя до доставки продукта по нужному адресу. Однако бухгалтерия остается на стороне предпринимателя.
Агентский договор
В первую очередь продавец заключает с маркетплейсом агентский договор, в рамках которого маркетплейс становится посредником.
Обратите внимание на его условия:
кто доставляет товары покупателям — продавец или маркетплейс;
как оформляется возврат товара и утилизация остатков;
каким будет размер агентского вознаграждения;
какие штрафы предусмотрены за нарушение условий договора.
Учитывайте, что за хранение товаров на своем складе, доставку, возврат и утилизацию площадка берет отдельное вознаграждение.
Кроме того, в договоре будет прописано, от чьего имени будет действовать маркетплейс. Например, «Вайлдберриз» действует от имени продавца, а Ozon от своего имени. Это не значит, что право собственности на продукцию переходит к маркетплейсу: передача товаров и их реализация — не одно и то же.
Выбор системы налогообложения
Продавать товары на маркетплейсе может только юридическое лицо — ООО, ИП или самозанятый — плательщик НПД.
При этом у плательщика НПД не может быть наемных сотрудников, а годовой доход не должен превышать планку в 2,4 миллиона рублей.
ООО и ИП может понадобится сменить режим налогообложения. Работать с маркетплейсами можно только при использовании ОСНО, УСН «Доходы минус расходы» и УСН «Доходы», ЕСХН.
Если у вас патент, вести работу на маркетплейсе не получится, поскольку интернет-торговля не относится допустимым целям патента. Единственный вариант, при котором ИП на патенте может сотрудничать с маркетплейсами — совмещение патента с УСН.
АУСН тоже не подойдет. В рамках этого режима нельзя работать по агентским и комиссионным договорам (пп. 1 п. 3 ст. 346.43 НК), а именно его заключают маркетплейсы.
Документооборот
При сотрудничестве с маркетплейсом продавцом остается компания-поставщик, а площадка — это витрина для размещения товаров.
Документооборот на маркетплейсе включает:
Накладные. Продавец собирает транспортную накладную в личном кабинете маркетплейса или через ЭДО и отправляет продукцию на склад площадки.
Акт приемки товаров. Его формирует маркетплейс, принимая товар по накладной, и отправляет продавцу через тот же личный кабинет.
Отчет по итогам периода. В конце периода маркетплейс отправляет продавцу отчет о проданных товарах, доходах и комиссии, и делает расчет.
Документы подтверждают, что участники выполнили свои обязательства по договору.
Чек товара для покупателей формирует маркетплейс, и отправляет через электронную почту или смс. Онлайн-касса продавцу не нужна.
Поможем настроить бухгалтерию на маркетплейсах с нуля
Всегда вовремя готовим и сдаем отчетность, заранее рассчитываем налоги и помогаем их оптимизировать каждый квартал
Оставьте контакты, и мы вам перезвоним
Ведение учета
Работая с маркетплейсом, фактически продавец реализует товар за свой счет. Маркетплейс занимает роль посредника. Поэтому в работе используются стандартные проводка с разницей только в том, что после доставки товара на склад маркетплейса и до момента вручения клиенту себестоимость товара отражается на счете 45 «Товары отгруженные».
Какие проводки используются:
Дт | Кт | Описание действия |
45.01 | 41.01 | Товар передается для реализации маркетплейсу |
90.02 | 45.01 | Списывается себестоимость проданного |
60.01 | 76.09 | Отражена комиссия, которую удерживает маркет |
44.01 | 60.01 | Посреднические услуги без учета НДС |
51 | 76.09 | Перечисляется сумма от маркетплейса за проданные товары (за вычетом вознаграждения маркету) |
Учитывайте нюансы:
Вид операции | Особенность | Название | Описание |
Расчеты с маркетом | Субсчет 76.01 | Расчеты с агентом за товары | Нужны отдельные субсчета, чтобы не путаться, где оплата за проданные товары, а где комиссионные маркета |
Субсчет 76.02 | Расчеты с агентом по вознаграждению | ||
Взаимозачет | Дт 76.02 Кт 76.01 | Взаимозачет | Пригодится, если площадка сразу удерживает свою комиссию при переводе средств продавцу |
Для тех, кто работает на ОСНО к большинству проводок будут добавляться проводки по учету и отражению НДС.
Особенности учета в зависимости от системы налогообложения
Если компания применяет УСН, учет ведется кассовым методом.
День поступления дохода — это тот день, когда деньги поступили на расчетный счет.
Налоговая база на УСН «Доходы» = (Сумма выручки + Комиссия маркетплейса)*6%.
Налоговая база на УСН «Доходы минус расходы» = (Сумма выручки + Комиссия маркетплейса — Стоимость закупки товара — Страховые взносы — Прочие расходы)*15%.
Если компания применяет ОСНО, учет ведется по методу начисления.
В этом случае день поступления дохода — это день отгрузки товара покупателю со склада маркетплейса. Стоимость товара будет включать НДС.
Налоговая база на ОСНО = НДФЛ 13% (если ИП) + Налог на прибыль 20% + НДС 0%,10% или 20% + Налог на имущество до 2,2% (до 2% если ИП).
Хотите оптимизировать налогообложение в 2024 году?
Выявим налоговые переплаты и поможем сэкономить без ущерба для бизнеса
Реклама: ООО «ПЭБ», ИНН 5904400185, erid: LjN8KUUt9
Начать дискуссию