Что такое комплаенс, для чего нужен компании

Тренд на внедрение комплаенс-контроля захватывает российские компании. Узнайте, что такое комплаенс и какое влияние он оказывает на бизнес. Разбор ключевых аспектов комплаенс-программ, их значение для регулирования законодательства и повышения доверия клиентов.

Что такое комплаенс

Комплаенс — это комплекс мер, которые применяют, чтобы снизить риски бизнеса в той или иной сфере. Эти меры направлены на то, чтобы внутренние процессы и решения компании, а также действия ее сотрудников соответствовали законодательству, требованиям контролирующих органов, локальным актам и другим документам организации.

Цель комплаенса — предотвратить нарушение обязательных требований, минимизировать риски штрафных санкций и других возможных мер ответственности, а также исключить репутационный вред.

Простой пример внедрения комплаенса — разработка мер по противодействию коррупции в организации. Например, компания принимает специальные локальные нормативные акты, организовывает проверку знаний сотрудников, назначает ответственных за антикоррупционную политику и предусматривает внутренние процедуры, в рамках которых будет оценивать риски несоблюдения законодательства. Это позволяет снизить вероятность коррупционных преступлений сотрудников и, как следствие, избежать материального и репутационного ущерба организации. 

Виды комплаенса

Нормативные акты не закрепляют конкретные виды комплаенса. Их можно определить условно, с учетом той сферы деятельности компании, которую нужно контролировать.

Выше мы уже писали об антикоррупционном комплаенсе. В зависимости от специфики деятельности компании выделяют множество других его видов — экологический, финансовый, банковский, и т.д. Но наиболее распространены такие:

  • Антимонопольный. Он направлен на предотвращение недобросовестной конкуренции. Например, в его рамках можно сформировать комплекс требований, которым должны соответствовать рекламные конструкции, креативы и интеграции, а также предусмотреть процедуру оценки их соблюдения.

  • Налоговый. Он нацелен на то, чтобы обязанность по исчислению и уплате обязательных платежей исполняли корректно и в полном объеме. Например, в рамках такого комплаенса создают стандарты взаимодействия с налоговыми органами, процедуры выявления налоговых рисков, проверки контрагентов, и т.д.

  • Кадровый. В его рамках, например, можно сформировать кодекс корпоративной этики и унифицировать процесс применения дисциплинарных взысканий, который позволит избежать претензий сотрудников и контролирующих органов, а в случае увольнения работников — их восстановления.

Комплаенс-контроль: его принципы и функции

Принципы комплаенса — это базовые начала, на которых он основывается. В частности, он должен быть:

  • Добровольным. Это значит, что компания вправе самостоятельно решать, внедрять такой контроль или нет.

  • Соразмерным потенциальным рискам. То есть при разработке комплаенс-процедур необходимо учитывать вероятность наступления негативных последствий для компании и их тяжесть. Исходя из этого следует определять, насколько строгими и детализированными должны быть такие процедуры.

  • Эффективным и открытым. О применении комплаенс-контроля необходимо информировать персонал компании, его результаты и последствия должны быть понятными и очевидными.

  • Адекватным с точки зрения потребностей компании. Не стоит вводить все возможные варианты комплаенс-контроля разом. Например, банковский комплаенс не пригодится в коммерческой организации, поэтому бессмысленно тратить ресурсы на его внедрение.

  • Регулярным. Это значит, что комплаенс-контроль должен стать постоянно функционирующей системой, которая пронизывает все сферы деятельности организации.

Все принципы комплаенса складываются в его главную функцию — это регулярный контроль за бизнес-процессами компании, оценка их законности и выявление потенциальных рисков в ходе их осуществления.

Где внедряют комплаенс-контроль в России

Бизнес-термин комплаенс — это уже давно не новое слово. Крупные коммерческие организации и банки внедряют его на всех уровнях принятия решений, а для многих госорганов он является обязательным.

Например, все госорганы применяют антимонопольный комплаенс (АМК), а банки — банковский комплаенс, направленный на соблюдение требований закона № 115-ФЗ. Компании среднего и крупного сегментов организуют специальные подразделения и назначают ответственных за комплаенс сотрудников, которые взаимодействуют с бухгалтерией, юридическим, кадровым и другими департаментами.

Обязательным комплаенс может быть не только для госорганов, но и для организаций — например, антикоррупционный комплаенс, о котором писали выше (ст. 13.3 закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Чтобы предупредить коррупцию, все организации должны принимать следующие меры:

  1. Определить подразделение или конкретное лицо, которое будет отвечать за профилактику коррупционных правонарушений.

  2. Сотрудничать с правоохранительными органами.

  3. Разрабатывать и внедрять стандарты, которые направлены на обеспечение добросовестной работы компании.

  4. Принимать кодекс этики и служебного поведения сотрудников.

  5. Предотвращать конфликты интересов.

  6. Исключать вероятность формирования поддельной отчетности и документов.

Пока этот тренд не затронул малый бизнес. Это связано с малой численностью штата, небольшим объемом хозяйственных операций и относительной прозрачностью бизнес-процессов. Но постепенно ситуация меняется.

Зачем бизнесу комплаенс

Все больше компаний задумываются о внедрении комплаенс-контроля, чтобы избежать:

  • утечки коммерческой информации и персональных данных;

  • искажения сведений бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • вреда деловой репутации;

  • проверок и штрафов контролирующих органов;

  • судебных разбирательств;

  • убытков.

С такими негативными последствиями может столкнуться любая компания, и малый бизнес — не исключение.

Быстро меняющееся законодательство и недобросовестность отдельных сотрудников и контрагентов — это две очевидных причины, по которым стоит предусмотреть, как минимум, базовые меры комплаенс-контроля в организации.

Как внедрить комплаенс

Чтобы организовать эффективную систему комплаенса в организации, можно придерживаться такого алгоритма.

1. Назначьте ответственного. Это может быть юрист компании или отдельный специалист. Соответствующие обязанности необходимо прописать в трудовом договоре с сотрудником и его должностной инструкции, если она есть.

2. Соберите исходную информацию. Ответственный должен погрузиться во внутренние и внешние бизнес-процессы компании, изучить особенности ее хозяйственной деятельности, поговорить с другими сотрудниками. После такого аудита нужно сформулировать риски, которые возникают в деятельности компании.

3. Изучите конкурентов. Не лишним будет верхнеуровнево проанализировать деятельность конкурентов — в этом помогут базы судебных решений, специальные реестры, новостные порталы и другие открытые источники. Так можно обнаружить пробелы в бизнес-процессах похожих компаний и добавить их в перечень рисков.

4. Оцените риски и разработайте меры по их снижению. Нужно разобраться, какие последствия повлекут выявленные риски и какова вероятность, что они наступят. Таким образом можно выявить самые опасные риски, требующие немедленного реагирования. В отношении каждого из них нужно разработать комплекс мер, которые позволят их снизить или исключить совсем.

Меры фиксируют в инструкциях и регламентах, которые будут исполнять все сотрудники компании.

На этом этапе важно помнить о принципах соразмерности и эффективности мер комплаенс-контроля: если они носят декларативный характер и не выполняются на практике, результата не будет.

Выводы

Комплаенс — это эффективный способ самоконтроля компании за своими бизнес-процессами. Создание системы комплаенса позволит не только избежать материального ущерба, но и сохранить деловую репутацию, ведь зачастую восстановить ее почти невозможно. Затраты на внедрение комплаенс-контроля окупаются не сразу, но для создания устойчивого и эффективного бизнеса он необходим.

Специалисты московской коллегии адвокатов «Петухов и партнеры» — опытные хранители вашего бизнеса. Мы поможем нивелировать правовые риски, связанные с предпринимательской деятельностью, и обеспечить надежную защиту вашей компании. Свяжитесь с нами, и мы поможем вам настроить систему комплаенс-контроля.

ТОП-10 вопросов бизнеса по выездным налоговым проверкам

Забирайте бесплатную памятку, чтобы важные ответы всегда были под рукой!

Заполните форму вышлем материалы вам на e-mail:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Реклама: Московская коллегия адвокатов «Петухов и партнеры», ИНН 9728124664, erid: LjN8KBnD3

📈 Бухгалтер на аутсорсе: полный мануал для выхода из найма

✔ Научитесь искать клиентов и увеличивать доход

✔ Поднимите свой чек и грамотно проводите переговоры

✔ Оформите договоры для безопасной работы

✔ Получите удостоверение на 72 ак. часа, внесем в госреестр Рособрнадзора

Скидка до 54%! Только сегодня!

14 900 ₽ 32 500 ₽

Запишитесь сейчас и начните зарабатывать от 150 000 ₽ в месяц!

🚀 Записаться на курс

Начать дискуссию


Похожие материалы

С 1 марта изменилось налогообложение земельных долей

Местные власти переведут размер земельных долей в простую правильную дробь. На основании нового расчета собственникам будут правильнее начислять земельный налог.

Стандартный вычет

💪 С 2025 года на сдаче ГТО можно заработать. Налоговики подсказали как

УФНС напомнило о финансовой выгоде для граждан, выполнивших нормативы ГТО, в виде получения нового стандартного налогового вычета по НДФЛ.

УСН

Минфин уточнил дату признания доходов упрощенцами при продажах через маркетплейсы

Доходы предпринимателей на УСН при реализации товаров на маркетплейсах учитывают в момент возникновения права распоряжения денежными средствами.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Акцизы

📄 Опубликована новая форма декларации по акцизам

Налогоплательщики начнут использовать обновленную форму декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо и другие подакцизные товары. Изменения связаны с поправками в НК.

ПСН

Образовательный бизнес ИП на ПСН обязан принимать оплату наличными даже без кассы

Индивидуальные предприниматели на патентной системе не имеют права отказывать клиентам в оплате наличными, даже при отсутствии кассового аппарата.

Общество

Собственники стали чаще продавать квартиры в рассрочку

При высокой ключевой ставке становится выгоднее продавать и покупать жилье в рассрочку, чем обращаться за финансированием в банки.

Налоги самозанятого

В личном кабинете налогоплательщика - самозанятого отобразились в кладке СФР начисление налога в размере 59241,6 рублей. Что это могут быть за начисления?

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый вечер.

Это страховые взносы ИП, похоже. Т.е. самозанятый зарегистрирован как ИП и налоговая считает, что у него нет НПД.

Маркетплейсы

Почти 50% россиян ищут брендовые товары на маркетплейсах

70% россиян пойдут искать на маркетплейсах товары, которые они увидели на сайте бренда или в магазине.

Налоговые проверки 2025: чего стоит опасаться бухгалтеру. 🧘‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1885

Проверки стали одной из самых обсуждаемых сегодня тем на «Клерке». Виной тому не только тотальное ужесточение контроля со стороны ФНС, но и не слишком радостные новости судебной практики.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в Вологде передумали запрещать мигрантам работать на стройке, бренд «Я РУССКИЙ» отказались регистрировать, а машинисту готовы платить 690 тысяч

Подготовили обзор главных событий дня — 6 марта 2025 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Криптовалюта

Tether заморозила 2,5 млрд рублей на бирже Garantex

У криптобиржи Garantex заморожено 2,5 млрд рублей — все токены USDT на российских кошельках под угрозой.

Открываем запись на новый курс профпереподготовки «Кадровик с нуля до профи»

Весной бухгалтеров и кадровиков ждет большое количество изменений. Теперь работодатели должны начислять наставникам доплату, а при увольнении обязаны оплатить неиспользованные отгулы, появились нововведения в воинском учете. Чтобы вы справлялись со всеми задачами без ошибок, мы записали новый курс «Кадровик с нуля до профи».

Экологические дела Верховного Суда: январь 2025

В январе 2025 года Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел ряд значимых дел в сфере экологического права. Эти решения не только определяют правоприменительную практику, но и подчеркивают важность соблюдения природоохранных норм. Разбираем ключевые кейсы.

Экологические дела Верховного Суда: январь 2025

❓ Бухгалтеры недоумевают от запросов ИФНС о расхождении денежных потоков на р/с и в декларации по прибыли

В рамках налогового контроля организации все чаще получают запросы на предоставление пояснений о причинах несоответствия поступлений на расчетные счета доходам, заявленным в декларации по налогу на прибыль. Хотя компании на ОСНО и применяют метод начисления.

Ведение бизнеса

Эксперимент по старту бизнеса онлайн продлили на год

В сервисе «Старт бизнеса онлайн» будет можно выбрать не только банк для открытия расчетного счета, но и найти оператора фискальных данных и ЭДО.

Пользователи интернета

Пост-знакомство. Кратко обо мне

Приветствую всех! Меня зовут Артём, я – налоговый консультант и юрист с 10-летним стажем в сфере налогообложения.

6
Инвестиции

Почти 36 млн россиян открыли счета на Мосбирже

Инвесторы-физлица в феврале продали больше акций, чем купили, а в облигации вложили рекордные 224,7 млрд рублей.

Трудовые проверки

С 1 марта проверок работодателей станет больше: соглашения приравняли к закону

Роструд получил полномочие проверять выполнение работодателями обязательств по трехсторонним соглашениям.

4
ВЭД

🌹 ФТС назвала четыре страны, из которых в Россию везут 93% цветов к 8 Марта

Перед праздником 8 Марта таможенники ежедневно оформляют более 450 тонн свежих цветов.

Учетная политика

🔥 Составьте учетную политику с помощью нового конструктора от «Клерка»

Наш конструктор поможет сформировать учетную политику компании для бухгалтерского или налогового учета. Предлагает опробовать новый инструмент. Тому, кто найдет баг в работе конструктора, подарим Клерк.Премиум на 1 месяц.

Интересные материалы

Обучение для бухгалтеров

Все изменения по ведению кадрового и воинского учета в новом курсе профпереподготовки

2025 год внес много новшеств в работу кадровика. С 1 марта работодатели должны начислять наставникам доплату, а при увольнении обязаны оплатить неиспользованные отгулы. Изменения коснулись также ведения воинского учета, новой отчетности и порядка ее сдачи. Чтобы вы справлялись со всеми задачами без ошибок, мы записали новый курс «Кадровик с нуля до профи».

Все изменения по ведению кадрового и воинского учета в новом курсе профпереподготовки