Как с переходом на онлайн-кассы меняется торговля на культовом рынке гаджетов России
В России уже почти 3 млн онлайн-касс. 1 июля официальный «дедлайн» перехода на новые правила торговли по 54-ФЗ затронул и легендарную «Горбушку», одно из самых популярных мест покупки гаджетов в России с незапамятных 90-х. Как торговля привыкает к новым требованиям?
Где искать old school
Многие предприниматели, владельцы точек на «Горбушке», ушли в онлайн-продажи, поэтому сегодня большинство павильонов служит пунктами выдачи заказов интернет-магазинов (с июля 2019 года им всем нужно иметь кассовую технику). Однако торговый центр до сих пор считается культовым местом продажи электроники и музыкальных дисков. В торговых рядах здесь можно встретить кассеты для VHS-видеомагнитофонов с популярными фильмами прошлого века – «Титаник», «Бэтмен», «Армагеддон». Нет вопросов, на чем это посмотреть – там же можно купить видеоплеер и другую old schoolтехнику. Без труда можно найти продукцию из Купертино в день объявления старта мировых продаж, разумеется, недешево.
Из «серой» зоны в «белую» - постепенно, но верно
Ряд продавцов и покупателей называют аллеи торговых рядов «местом встречи разных людей в дружественной атмосфере, которая складывалась годами». Часто на парковке здесь можно встретить как старые «Жигули», так и «Ламборджини», а внутри – от студентов до крупных бизнесменов. Это место любят за неформальную обстановку 90-х, признаются арендаторы павильонов. Возможно, поэтому по своей универсальности «Горбушке» нет аналогов в России: здесь можно найти буквально все, что касается электроники. Не так давно начали продаваться и современные онлайн-кассы, даже появилось их сервисное обслуживание, с регистрацией в ФНС и ОФД. В результате, бизнес не быстро, но постепенно переходит на требования 54-ФЗ, рассказывает руководитель центра продаж и обслуживания онлайн-касс на «Горбушке» Александр Богачев:
- Поначалу бизнес отнесся к онлайн-кассам скептически. Однако производители оборудования и операторы фискальных данных за период действия кассовой реформы смогли сделать из своих продуктов полезные инструменты. Сейчас главная задача бизнесменов 3-й волны перехода на 54-ФЗ – начать торговать с июля 2019 года в рамках закона, никто не хочет платить штрафы
Как идет «цифровое перевооружение»
С появлением на «Горбушке» крупных сетевых ретейлеров картина торговли серьезно изменилась. Вместе с крупными игроками пришло понимание, что автоматизация процессов и аналитика продаж – это не просто модные слова. Однако малый бизнес до недавнего времени такие инструменты не мог себе позволить, потому не интересовался. Пока не возникла обязанность перехода на онлайн-ККТ и не развился рынок технологий.
- Те, кто подключался на начальном этапе, в 2017-м году, сегодня активно пользуются инструментами аналитики и автоматизации. Это помогает им экономить время и зарабатывать больше. Вместе с ОФД и кассами такую возможность теперь получил и малый бизнес – новые данные позволяют видеть картину своих продаж, сравнивать себя с рынком, - отмечает Александр.
Что бизнес знает о новых возможностях касс и ОФД
Пока предприниматели просто покупают кассу, фискальный накопитель, подключают ОФД. При этом многие не знают о возможностях и сопутствующих сервисах на основе фискальных данных. По мнению Александра, это станет следующим логичным шагом, уже в ближайшей перспективе бизнес обратит внимание на инструменты бизнес-автоматизации и аналитики:
- Многие предприниматели, в особенности малый бизнес, зачастую руководствуются жизненным принципом – решать вопросы по мере их поступления. Новым возможностям онлайн-касс и ОФД на первых порах уделяется мало внимания, но постепенно бизнес включается в использование таких сервисов. А когда предприниматель увидит пользу сервисов, начнет больше зарабатывать и экономить время, сомнения в пользовании сервисами ОФД отпадут сами собой. Поэтому мы предлагаем клиентам покупать то, что решает его проблемы сейчас и будет полезно в долгосрочной перспективе. Например, это кассы «Эвотор» для малого бизнеса, с помощью которых получаешь автоматизированный инструмент управления прямо с терминала. А при выборе ОФД важно обращать внимание на дополнительные сервисы. Пример – синхронизация «Платформы ОФД» с программами 1С. Такие приложения ОФД позволяют собирать и сдавать отчеты в налоговую в пару кликов.
Опрос представителей торговых точек подтверждает эти наблюдения. Большая часть предпринимателей в вопросах работы с 54-ФЗ действительно инертна и занимает консервативную позицию. Но недоверие постепенно сменяется интересом к пользованию новыми сервисами.
- Я работаю на «Горбушке» 12 лет, - говорит Максим Станиславович, владелец точки по продаже ноутбуков. - За это время здесь ничего не изменилось. Торговал пока без кассы, но сейчас уже буду устанавливать. О них мне рассказал товарищ, он мне и скажет, к какому ОФД будет лучше подключиться. Про инструменты аналитики с помощью касс и ОФД никогда не интересовался, но думаю, со временем мне это будет полезно и интересно.
Целевая аудитория – сектор услуг
Особенность третьего этапа кассовой реформы в том, что кассы и ОФД покупает сфера услуг. Большой интерес проявляют салоны красоты, парикмахерские, сервисы по ремонту техники. На «Горбушке» много таких точек по ремонту электроники и мастерских. В том числе, среди них немало компаний, перешедших на кассовую технику заранее.
- Мы уже 7 лет работаем на «Горбушке», - рассказал старший мастер и совладелец сети мастерских по ремонту электроники «Денчик починит» Данила Песков. - Ремонтом занимаемся достаточно давно, у нас своя аудитория. На проходимость «Горбушки» не обращаем внимания, потому что к нам непосредственно приходят люди из соцсетей и по совету друзей. У нас периодически закрываются и открываются филиалы, более успешные остаются, менее успешные закрываются. Не все точки одинаково успешны.
Во всех филиалах уже установлены кассы. От ОФД мы получаем контроль над денежными средствами, которые проходят через сотрудников. Многие наши сотрудники являются не только мастерами, они же являются кассирами, принимают деньги, при этом еще и консультируют людей. Но самое основное, что для нас ценно в ОФД, это возможность провести сверку с нашими заказами: какое количество заявок было исполнено по определенной цене, и количество поступивших денежных средств. Мы можем контролировать сотрудника в плане его честности.
Современная «Горбушка» и «Горбушкин двор» – огромная территория с большим количеством крупных сетевиков, малых ИП и сильной внутренней конкуренцией. С приходом сервисов онлайн-касс и ОФД, торговцы ждут выравнивания инструментов конкуренции - небольшие павильоны смогут анализировать свою работу относительно «соседей» и рынка в целом, использовать данные в рекламных целях, формировать интересные предложения для покупателей.
Начать дискуссию