Как развивать сеть кофеен без отрыва от студенческой жизни

И как в этом помогает ОФД

И грамотно пользоваться возможностями касс и ОФД

Современная молодежь тщательно следит за digital-трендами. В особенности это касается студентов-предпринимателей, которые начали свой бизнес внутри alma-mater. Какую пользу в таких проектах дают онлайн-кассы, ОФД и как технологические инновации помогают развивать сеть студенческих кофеен, проекту "Маркировка. ЭДО. ОФД" рассказал сооснователь проекта Lafayette Александр Будаков.

Александр, учеба в Финансовом Университете подтолкнула вас к идее открыть свой бизнес прямо не выходя из его стен? Как начинался ваш путь предпринимателя?

Мой путь предпринимателя начался два года назад в студенческой аудитории. Тогда мне было 19 лет и я был студентом 2-ого курса Финансового Университета. Я всегда очень любил кофе. О хорошем напитке в моем корпусе вряд ли кто-то слышал в 2017 году. Все что предлагали студентам – вендинговые автоматы, которые наливали в пластиковые стаканчики жижу, мало похожую на кофе.

Во время лекции по социологии я вышел из аудитории и пошел к одному из этих автоматов, выбрал самое адекватное из того что там было и получил горячий пластиковый стакан… я моментально облился. Это меня взбесило: у меня были деньги, было желание попить нормальный кофе, но купить его было негде. В буфете и столовой кофе тоже не было.

Неужели так сложно поставить в корпусе нормальную кофейню?

Я вернулся в аудиторию, сел и начал считать. В буквальном смысле: в столбик пытался рассчитать, сколько будет стоить приготовить один стакан качественного и вкусного кофе. Тогда у меня получилась цифра сильно ниже реальной: около 25-26 рублей за стакан. На практике до 55-56 рублей. Я посчитал, сравнил с ценами в кафетериях ближайших к вузу. Наценка в 10-12 раз.

- Вот это маржа!,- подумал я тогда, и не стал откладывать идею. И прямо там, на лекции по социологии, начал разрабатывать бизнес-план. На выходе из аудитории я поделился бизнес-идеей с моим другом и партнером, Куаном Фамом.

- Давай откроем кофейню? - предложил я.

- А почему бы и нет? - ответил Куан.

В Финашке должен был открыться новый корпус, где, по идее, должно было быть много свободных площадей. Я решил действовать: пришел в арендный отдел Университета и сказал, что хочу открыть кофейню в корпусе. Догадайтесь, что мне там ответили? «Кофейня там не предусмотрена планом, мы установим там кофейные автоматы».

На этом этапе я должен был плюнуть на эту идею и опустить руки. Но обида и гнев сильно повлияли на ситуацию. Я решил рискнуть: написал эмоциональное письмо ректору, у него открыта почта и он её, как оказалось, читает. В письме я описал проблему и предложил решение. К моему удивлению, потому что большинство ректоров в принципе игнорируют письма студентов, я получил ответ. Ректор поддержал идею открытия кофейни в корпусе и дал команду организовать конкурс: он был проведен и я в нем победил. И подписал договор аренды с Финансовым Университетом.

На первую кофейню денег у нас с партнером не было. Мы обычные студенты без богатых родителей. Мы прошлись по знакомым и у одного товарища Куана нашлись свободные деньги - 500 т.р. Взяли их под проценты. Отдали за 3-4 месяца, точно не помню.

Открылись мы 5 октября 2017 года. В день открытия мы запустили акцию «плати сколько хочешь» и у нас в течение дня была нескончаемая очередь из студентов. Клиентов было настолько много, что в 15:00 сломалась кофе-машина. Это в первый день! Клиентов толпа, а кофемашина не работает. Мы вызвали мастера и он все исправил. Но стресс был, конечно, серьезный.

По итогам первого дня мы получили около 20 тысяч рублей выручки. В первый день нам казалось, что это колоссальный результат, но нет. Мы не окупились. Нам платили по 10 рублей, по 1 рублю за чашку кофе, которое по итогу стоило около 50 рублей по себестоимости. Далее мы стабильно получали 20-30 тысяч выручки за день, но уже с нормальными ценами. Выручка росла, и мы начали стремительно окупаться.

Студенты – аудитория требовательная, которую мало чем удивишь. Какие «фишки» предлагаете клиентам?

Lafayette Coffee – кофейня каждого студента. Эти кофейни всегда будут управляться студентами. Этот принцип нам помогает выигрывать конкуренцию у буфетов и других кофеен.

Только студенты понимают, чего они хотят на самом деле. И очень охотно делятся с нами этими идеями. Мы эти «хотелки» собираем и интегрируем в свою работу. Мы делаем именно то, чего от нас ждут. Поэтому клиенты к нам возвращаются каждый день.

Одна из самых главных проблем нынешнего общепита в ВУЗах - проблема отцов и детей. Желания студентов опытный предприниматель может проигнорировать и проиграть. Мы их услышим и победим.

Пока мы были студентами, мы обещали, что кофейня всегда будет управляться студентами. После окончания университета мы сдержали свое слово и наняли управляющего из числа студентов корпуса, где стоят наши кофейни. От своих принципов мы не уйдем.

Как добивались репутации и узнаваемости?

Мы просто делаем очень хороший кофе. В Финансовом Университете нас все знают. Буквально в лицо. Все видели с чего мы начинали. Видели, как мы стараемся делать кофе для людей. Студенты это ценят.

Наш бренд есть в социальных сетях. Мы используем Instagram, например, для того чтобы доносить актуальную информацию о кофейне до клиентов: меню, новости, конкурсы… Охват наших социальных сетей – около 30% студентов корпуса, где есть наши кофейни.

Про бренд: в перспективе Lafayette станет не только брендом кофейни. Мы хотим продвигать под ним инициативы студенческого предпринимательства. Хотим организовать фонд и поддерживать инициативы ребят, помогать им, разумеется, бесплатно.

С какими трудностями столкнулись на пути развития бизнеса?

За год мы выросли до 4 кофеен. 3 из них в ВУЗах: 2 в Финашке и 1 в ИГУМО и одна неформатная, «на улице». Неформатную пришлось закрыть. Кофейня в ИГУМО нам больше не принадлежит.

Неформатную кофейню закрыли, потому что не угадали настроения целевой аудитории. Мы ее открыли в Мякинино, в огромном жилом комплексе вблизи детской площадки, где постоянно гуляло огромное количество «мам». Вот для них мы её постарались сделать. Аренда помещения там была в разы выше того, что мы платили вузам. А дневная выручка сильно ниже. Кофейня была сильно в минусе. Один бизнес кормил другой. Это нас, конечно, не устраивало, и мы её закрыли.

Второе закрытие случилось в довольно успешной кофейне в ИГУМО, где мы открыли кофейню с внешним партнером. Выручка была хорошая, за аренду денег с нас не брали (да – да, так бывает). Дела шли хорошо. Но вот с партнером отношения не сложились. Поэтому мы решили выйти из этого бизнеса.

Пока концентрируемся на открытии кофеен в вузах. К сожалению, не везде есть такие замечательные ректора, как в Финашке, которые слушают своих студентов, открыты к диалогу и готовы к улучшению условий для студентов внутри своего университета. Большинство и так все устраивает.

Чаще всего, даже если удается поговорить с представителем ВУЗа и принять участие в конкурсе, мы проигрываем бизнесу, который формально обладает большим опытом. Во многие конкурсы мы не прошли потому, что меньше двух лет вели бизнес.

Один из конкурсов проиграли ООО Экспрессо (Экспрессо не опечатка, это реальное название компании, выигравшей в тендере – прим.). Эксперты в кофе…будут радовать студентов.

Мы расширяемся. Осенью 2 кофейни откроется. В университетах появляются люди, которые нас понимают и в нас верят. Надеемся, что их станет больше. 

Какие качества помогают вам успешно развивать бизнес? 

Как бы не была изъезжена эта фраза инфобизнесменами, которых мы, конечно, не уважаем, но «Вижу цель, не вижу препятствий». Нет страха и ощущения провала в ведении бизнеса. Вот это очень помогает. Стараюсь думать о результате, а не… о производственных и трудовых издержках.

Как осуществлялся переход на онлайн-кассы и ОФД?

Мы год работали на УСН 6%, по закону мы обязаны были иметь онлайн-кассу, подключенную к ОФД. Как оказалось, за обязанностью и издержками, которые кроет в себе кассовая реформа, мы открыли для себя полезные в бизнесе инструменты. Это удобно, вся отчетность ведется автоматически. В личном кабинете ОФД мы видим цифры – проданное, заработанное. Все показатели очень понятны и полезны для принятия решений. Сейчас это удобно делать со смартфона – отпала лишняя необходимость заглядывать в ноутбук, все показатели бизнеса в кармане. Это оценили наши управляющие, которым не удобно во время лекций и семинаров параллельно «отвлекаться» в ноутбук.

Пользовались кассой Эвотор. Пользоваться очень удобно, прежде всего потому, что ты видишь, что у тебя происходит в компании. Главная проблема – неудобство подключения. Регистрация кассы в налоговой. Казалось бы, простая процедура. Но бумаг пришлось собрать прилично. Съездить в налоговую. Долго. Либо нужно платить дополнительные деньги, чтобы тебе подрядчик все оформил. Но мы только начинали, лишних денег не было.

С ОФД тоже было сложно: получить ключ шифрования, электронная подпись, какие-то документы вести в удаленные районы Москвы. Но эта процедура единоразовая, и с подобными неудобствами мы больше не сталкивались.

В целом оценивая онлайн-кассы как инструмент, могу сказать следующее: для моего бизнеса наличие онлайн-касс - это и хорошо, и плохо. Хорошо, что все открыто и прозрачно. Но мы поточный бизнес, забить информацию в кассу, выдать чек и т.д. это 30-40 секунд. Что равносильно времени, который бариста затрачивает на то, чтобы сварить кофе.

Пользуетесь ли инструментами автоматизации бизнеса и какими? Пользуетесь ли бизнес-аналитикой?

Помимо ОФД и касс, которые помогают нам видеть, что происходит в бизнесе, мы пользуемся инструментами, которые нам предлагает банк - партнёр. Тинькофф Банк. СРМ система, в первую очередь. Там очень много всего бесплатно предоставляется клиентам: СРМ, конструкторы сайтов, онлайн бухгалтерия. В СРМ попадает вся аналитика по нашему бизнесу. 

Начать дискуссию