Ведение бизнеса

Как открыть розничный магазин с нуля: пошаговая инструкция

Открытие собственного магазина с нуля – непростая задача. Расскажем, какие нюансы надо учесть.
Как открыть розничный магазин с нуля: пошаговая инструкция

Шаг 1: Что продавать – выбираем нишу

Выбирать нужно то направление, где вы обладаете хотя бы базовыми знаниями. Так лучше будете понимать свою целевую аудиторию, востребованный ассортимент и внутренние процессы бизнеса.

В нашем примере рассмотрим, как открыть продуктовый магазин в формате мини-маркета: с небольшой площадью, где покупатели сами выбирают товар в торговом зале и идут с ним на кассу.

Необходимо учесть ряд условий таких, как:

  • оформление разрешительной документации;

  • выполнение требований к помещению;

  • выполнение требований маркировки продукции;

  • приобретение торгового оборудования, предназначенного для хранения и реализации продукции;

  • оформление документов для персонала.

Шаг 2: Бизнес-план

Даже если вы открываете магазин на собственные средства и не привлекаете инвестора, бизнес-план поможет:

  • определиться с размером инвестиций в бизнес;

  • спрогнозировать объем выручки и прибыли магазина, размер постоянных и переменных расходов;

  • рассчитать эффективность и срок окупаемости бизнеса;

  • проработать маркетинговый план.

Шаг 3: Поиск коммерческого помещения

В первую очередь это должно быть удобно расположенное помещение с хорошим трафиком.

К помещению для продуктового магазина применяется ряд требований:

  • Помещение должно иметь статус нежилого фонда.

  • Продавать крепкий алкоголь можно только в помещении с площадью не менее 50 кв.м, которое находится в собственности или аренде на срок более года.

  • Наличие холодного и горячего водоснабжения, канализации, освещения, отопления и вентиляции. Устойчивые к влажной уборке полы и стены, возможность обработки дезинфицирующими средствами.

  • Наличие тревожной кнопки и охранной системы, пожарной сигнализации.

  • Обязательное разделение на специальные зоны: торговую, складскую и бытовую.

С полным списком требований к помещению продуктового магазина можно ознакомиться в правилах (СП 2.3.6.3668-20), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 20.11.2020 № 36.

Шаг 4: Выбор формы регистрации бизнеса и процедура регистрации

Для розничного магазина подойдут две формы: ООО или ИП. При выборе формы бизнеса следует учитывать:

  • ИП не сможет получить лицензию на реализацию крепкой алкогольной продукции.

  • ООО могут открыть несколько учредителей.

  • ИП сдают меньше отчетности, могут не вести бухгалтерский учет, административные штрафы в разы меньше, чем у ООО.

При регистрации бизнеса нужно выбрать основной и дополнительные коды ОКВЭД. В качестве основного, как правило, указывают 47.11 – розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.

Зарегистрировать ИП или ООО можно в ИФНС при личном посещении, в МФЦ, удаленно на сайте налоговой или на Госуслугах. В регистрации бизнеса помогают банки при условии открытия расчетного счета.

Документы для регистрации бизнеса:

При подаче документов в регистрирующий орган в электронной форме уплачивать госпошлину не нужно.

Шаг 5: Выбор системы налогообложения

Для розничного магазина подойдут основная система налогообложения, упрощенная система налогообложения и автоматизированная упрощенная система налогообложения. А ИП еще может работать на патенте.

Чтобы выбрать режим налогообложения для бизнеса, нужно рассчитать потенциальную налоговую нагрузку в рамках каждой системы и выбрать оптимальный вариант.

Подать заявление в налоговую на УСН можно сразу при регистрации или в течение 30 дней после нее по форме уведомления 26.2-1, утвержденной приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

При желании перейти на патент, подать заявление в налоговую необходимо за 10 рабочих дней до того, как начнете применять специальный режим. Форма заявления 26.5-1 утверждена приказом ФНС от 09.12.2020 № КЧ-7-3/891@.

Подать уведомление на АУСН могут компании и ИП из Москвы, Московской и Калужской области или Татарстана. Для перехода на АУСН у них есть 30 дней с момента регистрации. Уведомление в ИФНС подается через уполномоченный банк или в личном кабинете ИП или юрлица. Через ТКС уведомить налоговую нельзя.

Шаг 6: Открытие расчетного счета в банке

Розничному магазину продуктов расчетный счет нужен для:

  • безналичных расчетов с поставщиками;

  • подключению банковского эквайринга;

  • выплаты заработной платы персоналу;

  • уплаты налогов и сборов;

  • расчетов с арендодателем, поставщиками коммунальных услуг.

Открыть расчетный счет можно при личном посещении банка или полностью в удаленном формате. Выбирают банк по следующим критериям:

  • стоимость РКО;

  • доступность и оперативность техподдержки;

  • комиссии банка за проведенные операции;

  • продолжительность платежного дня;

  • время поступления средств по эквайрингу;

  • дополнительные сервисы, например, бесплатная бухгалтерия, проверка контрагентов, удобные интеграции с учетными системами бизнеса.

Шаг 7: Оформление документов и разрешений для продуктового магазина

Если вы собственник коммерческого помещения, то на руках у вас должно быть свидетельство о праве собственности (выдавали до 2006 года) или выписка из ЕГРН, которую можно получить в МФЦ или на сайте Росреестра.

Если вы пользуетесь коммерческим помещением на правах аренды, то необходимо подтвердить это заключенным договором аренды.

Перед запуском продуктового магазина необходимо уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности (постановление Правительства от 16.07.2009 № 584). Уведомление подают, когда бизнес уже зарегистрирован и планируется начало деятельности. Сделать это можно следующими способами:

  • при личном визите в Роспотребнадзор;

  • через МФЦ;

  • на портале Госуслуги.

Оплачивать госпошлину при этом не нужно.

Запускать магазин можно только после внесения бизнеса в торговый реестр. Свидетельство о внесении магазина в торговый реестр получают в течение 30 дней с момента подачи заявления.

Подать данные можно:

  • при личном визите в местную администрацию;

  • через МФЦ;

  • на портале Госуслуги.

Если собственник помещения не оформлял ранее договор на вывоз мусора с региональным оператором вывоза ТКО, тогда это нужно оформить владельцу магазина.

Размещение вывески при входе в магазин не подлежит каким-либо согласованиям. А размещение наружной рекламы требует получения разрешения от собственника помещения.

Если планируете продавать крепкий алкоголь, то понадобится получить лицензию в Росалкогольрегулировании.

Больше чем ОФД

Удобные сервисы для предпринимателя, бухгалтера, менеджера, аналитика и других специалистов из бизнеса.

Шаг 8: Приобретение торгового оборудования

Для полноценной деятельности продуктового магазина понадобится специализированное оборудование:

  • торговые стеллажи;

  • прилавки;

  • витрины;

  • холодильное оборудование;

  • весы.

Ни один продуктовый магазин не сможет обойтись без онлайн-кассы с фискальным накопителем. Выбор кассового устройства зависит от масштабов деятельности и количества покупателей.

Перед началом регистрации кассового аппарата необходимо заключить договор с оператором фискальных данных.

Подать заявление на регистрацию ККТ можно в бумажном виде при визите в налоговую или в электронной форме в личном кабинете на сайте ФНС, либо через личный кабинет Платформы ОФД. Второй способ доступен при наличии УКЭП.

Результатом успешного прохождения фискализации будет получение карточки регистрации ККТ.

Для удобства клиентов в целях безналичной оплаты покупок следует сразу установить терминал для приема пластиковых карт и заключить с банком договор эквайринга.

Для считывания кода товара в момент покупки понадобится сканер штрих-кода, который подключается к кассовому аппарату.

Платформа ОФД обеспечит сбор, хранение и передачу данных с ККТ вашего бизнеса в ИФНС в полном соответствии с требованиями законодательства. В личном кабинете Платформы ОФД вы можете зарегистрировать ККТ, проверить чеки на наличие ошибок, получать аналитику развития бизнеса.

Для торговли маркированной продукцией понадобится 2D-сканер на каждое рабочее место кассира и на место приемки товаров. Это оборудование служит для считывания кодов маркировки Data Matrix поступающих в магазин и реализованных конечному потребителю маркированных товаров.

Регистрация в системе маркировки товаров происходит на портале оператора системы «Честный ЗНАК». Это возможно только при подключении к ЭДО и наличии УКЭП.

Упростить работу с маркированной продукцией поможет сервис Учет марок. Вы сможете вести аналитику продаж и отслеживать ошибки в чеках с маркированными товарами в режиме одного окна.

Шаг 9: Поиск поставщиков

При выборе потенциальных поставщиков следует обратить внимание на следующие моменты:

  • сроки поставки;

  • минимальный объем закупки;

  • наличие сертификатов качества продукции;

  • цены закупки;

  • условия обмена и возврата бракованной продукции;

  • ассортимент продукции.

Отношения с поставщиками необходимо оформлять договорами поставки, в которых указывают наименование, описание и количество товара, условия оплаты и поставки, скидки и бонусы и прочие важные условия.

Платформа ЭДО обеспечит быстрый обмен документами с поставщиками и другими контрагентами. Вам не грозит срыв поставок в связи с задержкой оформления документов. Предусмотрена интеграция с системой маркировки «Честный ЗНАК».

Шаг 10: Оформление персонала

Перед приемом персонала необходимо проверить у претендента наличие медкнижки и штампы в ней о прохождении врачей в рамках медосмотра.

Если работник проходит медосмотр и получает медкнижку в частной клинике, то затраты на эти мероприятия покрывает работодатель.

Также персонал продуктового магазина каждые два года должен проходить гигиеническую аттестацию, которую проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии. Фактом, подтверждающим прохождение аттестации, служит голографический штамп в медкнижке работника.

Отношения с сотрудниками необходимо оформить трудовыми договорами.

Шаг 11: Оформление уголка потребителя

Каждый продуктовый магазин должен иметь уголок потребителя, который включает следующие документы:

  • копии документов о госрегистрации бизнеса;

  • правила продажи для отдельных видов товаров;

  • закон «О защите прав потребителей»;

  • копии имеющихся лицензий;

  • режим работы;

  • книгу жалоб и предложений;

  • адрес;

  • телефоны контактного лица.

Сервис Платформа ОФД собрал все необходимые опции в одном личном кабинете. Вы можете поставить на учет или перерегистрировать кассу, автоматически передавать данные с ККТ в ИФНС, работать с маркированными товарами в соответствии с требованиями законодательства.

А также отслеживайте аналитику, проверяйте чеки, обменивайтесь документами через ЭДО и сдавайте отчеты с помощью сервиса электронной отчетности.

Платформа ОФД

Платформа цифровизации бизнеса - ОФД, ФН, ЭДО, Отчетность, Маркировка, Аналитика для бизнеса - все в одном интерфейсе для предпринимателя

Информации об авторе

📈 Бухгалтер на аутсорсе: полный мануал для выхода из найма

✔ Научитесь искать клиентов и увеличивать доход

✔ Поднимите свой чек и грамотно проводите переговоры

✔ Оформите договоры для безопасной работы

✔ Получите удостоверение на 72 ак. часа, внесем в госреестр Рособрнадзора

Скидка до 54%! Только сегодня!

14 900 ₽ 32 500 ₽

Запишитесь сейчас и начните зарабатывать от 150 000 ₽ в месяц!

🚀 Записаться на курс

Как заключить договор управления недвижимостью и не попасть на налоги? Ищем баланс между выгодами от оптимизации налогообложения и рисками

Как налоговый консультант, я помогаю клиентам в вопросах налогообложения и оптимизации, включая разнообразные сделки с недвижимостью. Эти темы всегда были мне интересны. Для успешного решения вопросов, связанных с основными средствами и имуществом, важно внимательно вникать в малейшие детали и тонкости законодательства, чем я как раз обожаю заниматься. 

Как заключить договор управления недвижимостью и не попасть на налоги? Ищем баланс между выгодами от оптимизации налогообложения и рисками
4

Начать дискуссию


Похожие материалы

Роструд: сотрудник-дистанционщик не может жить за границей

Если человек живет за границей, то заключение с ним трудового договора невозможно.

Организация участвует в выставке-продаже: можно ли не применять ККТ

Если организация, производящая фермерские продукты, участвует в выставке и продает на ней товары, то непонятно: нужно ли ей применять ККТ для расчетов с физлицами. Разбираемся в нюансах применения кассы в такой ситуации.

Организация участвует в выставке-продаже: можно ли не применять ККТ
ФСБУ

Как выделить процентную часть арендного платежа по ФСБУ 25/2018

Для заполнения отчета о движении денежных средств (ОДДС) нужно выделить из арендного платежа процентную часть и сумму основного долга. Разбираемся, как это сделать по правилам ФСБУ 25/2018.

Как выделить процентную часть арендного платежа по ФСБУ 25/2018

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Суд отменил доначисление налогов по сделкам с контрагентами, перед которыми была задолженность

Многолетний налоговый спор между ООО «Волжский светотехнический завод луч» и ФНС завершился в пользу предприятия. Суды признали, что инспекция не доказала фиктивность сделок завода с 12 компаниями и ИП.

Маркетинг

Ситуативный контент: как инфоповоды продвигают бизнес и где их найти

Проверенный способ привлечь максимум внимания к блогу — публикация контента на острые и актуальные для аудитории темы. О том, как инфоповоды повышают охваты и где искать идеи для ситуативного маркетинга — в нашем материале. 

Ситуативный контент: как инфоповоды продвигают бизнес и где их найти

За перевод грузовиков на газ можно получить субсидию до 1 млн рублей

Владельцы грузовых автомобилей смогут получить до 1 млн рублей на ремоторизацию транспорта.

Требование налоговой

Индивидуальный предприниматель на УСН Д-Р занимается купле-продажей недвижимого имущества и земли (далее объекты). За 2023 год ИП отчитался по УСН и включил все...

Читать полностью

Эксперты:

Надежда Камышева и еще 1

Александр Анищенко
Эксперт

Добрый день!

По срокам спорить бессмысленно. Почти все суды считают сроки проверок «резиновыми».

Спорить нужно по существу. Пишите возражения на...

Читать полностью

Акт оказанных услуг или выполненных работ от самозанятого

Скептики и пофигисты, скорее всего, останутся при своем мнении, что акт от самозанятого по услугам – работам не нужен, но это не совсем так, точнее, совсем не так. Акт нужен, и вот почему…

Трудовые отношения

Директор и бухгалтер в одном лице: как оформить. Мини-курс

В свежесозданных фирмах постоянно встает вопрос: может ли директор взять на себя обязанности главного бухгалтера. В мини-курсе расскажем, как это сделать.

Директор и бухгалтер в одном лице: как оформить. Мини-курс

Кто может получить льготу по НДС для общепита

Организации и ИП, занимающиеся услугами общепита, вправе получить освобождение от НДС. Рассказываем, какие условия нужно для этого соблюсти.

Кто может получить льготу по НДС для общепита

Мосбиржа запустит полноценные торги по выходным с 5 июля

Торговая площадка определяет правила торгов в выходные дни. Сначала будет можно проводить сделки с акциями, а затем с другими инструментами срочного рынка.

Мигранты смогут работать по патенту в соседних регионах

Чтобы не оформлять два патента, иностранцы смогут работать по одному документу в регионах с общей границей: в Москве и в Московской области, а также в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области.

Организации с обособками при делении налога на прибыль не учитывают капвложения в арендованную недвижимость

Если у организации есть обособленные подразделения, то при расчете налога на прибыль она высчитывает долю прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. В расчете, в том числе, участвует остаточная стоимость ОС, но не всех.

При переквалификации НПД нельзя зачесть в счет НДФЛ: поворотное дело Верховного суда 2025

Если договор с самозанятым переквалифицировали в трудовой, то уплаченный налог на профдоход не получится зачесть в счет НДФЛ и снизить сумму доначислений. Это разъяснил Верховный суд. Подробнее о резонансном деле.

При переквалификации НПД нельзя зачесть в счет НДФЛ: поворотное дело Верховного суда 2025
НДФЛ

Переоформление собственности на квартиру с совместной на долевую не прерывает срок владения для НДФЛ

Если квартира была в собственности не менее минимального срока владения (в общем случае 5 лет, в отдельных случаях – 3 года), то доход от ее продажи не облагается НДФЛ. В общем случае срок владения считают от даты госрегистрации права собственности.

Если самозанятый — иностранец 

С 5 февраля миграционный учет для иностранцев стал жестче: теперь срок регистрации — не более года, даже если договор аренды длиннее. Такие изменения — еще один сигнал, что работать в России нужно только легально.

Если самозанятый — иностранец 

Зима закончится уже завтра: встречайте бухгалтерскую весну вместе с «Клерком»!

13 марта состоится конференция «БухВесна – 2025». Вместе с экспертами создадим дорожную карту по работе в новых условиях и погрузимся в новую реальность для бухгалтеров.

Как проводить компенсацию от Яндекс.Маркета в 1С

Если организация на ОСНО работает с Яндекс Маркетом, то ей нужно отражать в учете все поступления от продажи на маркетплейсе. Разбираемся, как проводить компенсации в 1С и как отражать возвраты.

Как проводить компенсацию от Яндекс.Маркета в 1С
Мотивация персонала

10 недорогих способов удержать сотрудников без поднятия зарплаты

Требования работников к работодателям выросли. Одинаково сложно сейчас и найти сотрудника, и удержать его. Бизнес в ситуации кадрового голода наращивает HR-департаменты, увеличивает бюджет на фонд оплаты труда и борется за каждого соискателя. Но далеко не каждая компания может себе позволить предлагать большие зарплаты для привлечения лучших кандидатов. Равно как и далеко не всех людей одинаково мотивируют деньги.

10 недорогих способов удержать сотрудников без поднятия зарплаты

Взносы по поручителю, налоговые льготы по карте, НДФЛ при расторжении ДДУ в обзоре

Анализ событий в налоговой сфере.

Интересные материалы

Как я избежал просадки в акциях в 2024 году, но участвовал в росте в 2025-м

В своем портфеле «Стратегический резерв» я использую трендовую стратегию, чтобы сочетать высокую доходность с небольшими просадками. И 2024 год оказался очень показательным.