Переход на ЭДО

Как вести обязательный электронный документооборот при продаже маркированных товаров

Маркировка с каждым годом охватывает все больше и больше групп товаров или переходит на новые этапы в той продукции, где уже введена ранее. В статье ответим на все оставшиеся вопросы по обязательному документообороту при продаже маркированных товаров.
Как вести обязательный электронный документооборот при продаже маркированных товаров
Иллюстрация: freepik/freepik

Если ваша деятельность связана с маркированным товаром, то электронный документооборот для бизнеса обязателен. Это позволяет отслеживать движение товара от производителя до конечного продавца и фиксировать момент передачи товара от продавца к покупателю.

С чего начать работу с маркировкой

Для этого нужно последовательно выполнить 6 шагов:

  1. Оформить электронную подпись и установить программное обеспечение для работы с КЭП. Если у вас уже есть подпись для сдачи отчетности, то новая не потребуется.

  2. Зарегистрироваться в личном кабинете на сайте системы мониторинга «Честный ЗНАК» и заполнить профиль. Для этого используется КЭП ИП или руководителя предприятия, подписи других ответственных лиц не подходят. Если у вас уже есть маркированные товары, и вы только вводите новую категорию, то повторно регистрироваться не нужно – просто добавьте новую группу в личном кабинете.

  3. Заключить договор с оператором ЦРПТ, ЭДО И ОФД.

  4. Убедиться, что кассовое ПО подходит для работы с маркировкой. Если необходимо, то обновить его и настроить.

  5. Проверить правильность считывания вашим сканером DataMatrix-кодов – при необходимости обновить прошивку.

  6. Проверить обработку чеков в личном кабинете системы «Честный ЗНАК».

Работайте с любым контрагентом: не обязательно, чтобы ваш партнер передавал документы с помощью того же оператора ЭДО – мы настроим роуминг. Воспользуйтесь сервисом «Платформы ОФД».

С помощью каких документов регистрируется оборот маркированных товаров в системе

При учете оборота маркированных товаров используется три формата (при деятельности с маркированной продукцией применяются именно электронные версии документов):

  1. Универсальный передаточный документ (УПД/УПДи), который содержит сведения об отгруженных товарах, работах или услугах и о передаче права собственности. Он может нести в себе две функции:

    1. ДОП, то есть товарной накладной;

    2. СЧФДОП сочетает в себе товарную накладную и счет-фактуру.

  2. Универсальный корректировочный документ (УКД) используется как:

    1. ДИС – документ об изменении стоимости отгруженных товаров;

    2. КСЧФДИС – документ, включающий в себя ДИС и счет-фактуру.

  3. Аннулирование документов.

Как происходит работа при подаче сведений об обороте

Система включает в себя несколько шагов:

  1. Продавец формирует УПД, УКД, УПДи.

  2. Подписывает документы с помощью КЭП.

  3. Передает документ покупателю с помощью системы ЭДО.

  4. Покупатель принимает и подписывает УПД. Приемка может осуществляться через интеграцию с учетной системой, личным кабинетом оператора ЭДО и онлайн-кассой.

  5. Данные отправляются в систему мониторинга в срок не более трех рабочих дней со дня приемки маркированного товара, но не позднее дня передачи этих товаров третьим лицам.

Платформа ЭДО

Простой и оперативный обмен документами между организациями

Как исправить данные, которые уже отправлены в систему маркировки

Такое может случиться: например, в процессе транспортировки продукцией утерян товарный вид – разбит, сломан, испорчена упаковка. В этом случае список товаров, принятых продавцом, не будет соответствовать перечню в УПД.

При необходимости внесения изменений в УПД в случае расхождения стоимости, количества товаров, кодов маркировки и прочего, получатель направляет сообщение поставщику о выявленных несоответствиях.

Эту информацию покупатель может сообщить поставщику в форме ТОРГ-2, уведомлением об уточнении, по электронной почте или иным способом, без подачи сведений в «Честный ЗНАК».

Поставщик вносит корректировки с помощью УКД или составляет новый УПД (УПДи) и направляет документ покупателю. После подписания с двух сторон оператор ЭДО передает документ в систему мониторинга. Там ранее поданные сведения о маркированном товаре в УПД корректируются согласно исправленному или корректировочному документу.

В случае возврата кодов маркировки, выведенных в рамках передачи для собственных нужд, необходимо использовать функционал личного кабинета в системе «Честный ЗНАК».

Какие группы товаров сейчас подлежат маркировке

  • Табак, альтернативная табачная и никотиносодержащая продукция, электронные сигареты. Для этой группы с 1 апреля 2023 года вводится обязательная передача сведений об обороте и выводе продукции в «Честном ЗНАКе». Помимо жидкостей для вейпов, маркировке подлежат одноразовые сигареты, в состав которых входит эта жидкость. Многоразовые системы пока маркировке не подлежат.

Розничная продажа немаркированных товаров в этой категории допускается до 1 декабря 2023 года – после такая продажа под запретом.

  • Электронные сигареты.

  • Духи.

  • Упакованная вода. В этой категории 1 марта 2023 года у продавцов появилась обязанность сканировать код маркировки и направлять в систему мониторинга информацию о выводе из оборота. Эта обязанность относится к оптовым, розничным магазинам и другим местам реализации воды, в том числе и общепит.

С 1 декабря 2023 года для предприятий общепита условия ужесточаются: отчитываться придется и тем, кто применяет воду для приготовления блюд.

  • Фотокамеры.

  • Лекарственные препараты.

  • Обувь. До 31 марта 2023 года продавцы должны были промаркировать товары, которые ввели в оборот до 1 июля 2022 года и зарегистрировали по упрощенной схеме с указанием неполного набора данных об изделии. Если это не сделали, то коды маркировки таких товаров были аннулированы с 1 апреля 2023 года.

  • Легкая промышленность. С 1 июня 2023 года в эту категорию планируют добавить костюмы, спортивную одежду, рубашки и другое. Законопроект пока находится на рассмотрении, но рекомендуем уже начать готовиться к вводу маркировки.

  • Молочная продукция. С 1 декабря 2023 года организации HoReCa обязаны передавать в систему маркировки информацию об обороте молочных продуктов в том случае, если продукты используются на кухне, не для отдельной реализации.

  • Шины и покрышки.

Если вы сомневаетесь, нужна ли маркировка для вашего товара, лучше обратиться к системе ЦРПТ и посмотреть на сайте или обратитесь к оператору ЭДО, который передает данные в систему мониторинга.

Контролируйте выбытие маркированной продукции с помощью сервиса «Учет марок» – вся информация о кодах маркировки, пробитых на кассе. Узнать подробнее.

На какие группы товаров вводится маркировка в 2023 году

Пиво и слабоалкогольная продукция

С 1 апреля 2023 года производители и импортеры слабоалкогольных напитков и пива обязаны маркировать продукцию, упакованную в кеги.

С 1 октября 2023 года маркировка становится обязательна и для тех, кто производит или ввозит продукцию в стеклянной и полимерной упаковке.

С 15 января 2024 года правило распространяется и на иные виды упаковок, в том числе маркировка обязательна в розничных магазинах.

Велосипеды и инвалидные кресла

Маркировка инвалидных кресел отложена на неопределенный срок.

Маркировка велосипедов перенесена на 1 сентября 2024 года, но рекомендуем начать готовиться заблаговременно.

БАДы и антисептики

Точные сроки обязательной маркировки пока не определены.

Медицинские изделия

Эксперимент должен был завершиться, но на некоторые категории его продлили до 31 августа 2023 года.

«Платформа ЭДО» – надежный партнер по передаче документов в систему маркировки: предварительная проверка, информация о статуе проверки документов в системе «Честный ЗНАК». Работайте с маркированной продукцией и отслеживайте правильность данных.

Какие ошибки чаще всего возникают при ведении ЭДО в маркировке

Топ-3 популярных ошибок:

  1. Отсутствие GTIN в национальном каталоге маркированных товаров. Чтобы убедиться, добавлен ли товар в каталог, нужно обратиться с вопросом к производителям.

  2. Дубль УПД или наличие более позднего УПДи, то есть возникает ситуация, когда номер и дата документа, отправленного получателем, уже ранее была направлена в систему маркировки. Для исключения такой ошибки нужно проверить информацию, которую отправляли ранее.

  3. Дубль УКД или более поздний УКДи. Действия аналогичны предыдущему пункту.

Маркировка товаров

Учёт марок - сервис по работе с маркировкой в режиме «одного окна»

Какие штрафы грозят за нарушения по маркировке

При продаже немаркированных товаров, произведенных после 1 декабря 2021 года, возможна даже уголовная ответственность:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией немаркированного товара;

  • для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией товара.

За преступления в особо крупных размерах в случае сговора штраф до 1 000 000 рублей, лишение свободы до пяти лет.

При производстве, хранении, сбыте и т. п. товаров с поддельными кодами маркировки грозит уголовная ответственность:

  • штрафы до 300 000 рублей;

  • лишение свободы до трех лет и штрафом до 80 000 рублей;

  • лишение свободы до четырех лет со штрафом до 100 000 рублей в случае предварительного сговора или участия группы лиц;

  • лишение свободы до шести лет и штраф до 1 000 000 рублей, если это крупная партия.

Штрафы за нарушение законодательства по маркировке большие, поэтому важно соблюдать законодательство. Все самые популярные вопросы собраны в статье. Ведите свой бизнес законно и готовьтесь к маркировке заранее, чтобы ее введение не было потом для вас неожиданностью.

Подключайте сервис «Учет марок» – комплексное решение для работы с маркировкой и маркированными товарами. В сервисе удобный и понятный интерфейс, можно заказать и получить КЭП, видеть аналитику продаж маркированной продукции и отслеживать ошибки в чеках с маркированными товарами.

Реклама: ООО «ЭВОТОР ОФД», ИНН: 9715260691, erid: LjN8Jx23k

Начать дискуссию