ЭДО

ЭДО и маркировка для торговли, транспорта, старта бизнеса. Как применять

Электронный документооборот постепенно становится привычным способом обмена документами, однако вопросы у бизнеса по-прежнему остаются. Разберем, что такое ЭДО, как его применять, чтобы ускорить бизнес-процессы.

Что такое ЭДО

ЭДО (электронный документооборот) — передача документов между физическими и юридическими лицами с помощью Интернета. Это проще и быстрее, чем совершать обмен документами на бумажных носителях: не нужно распечатывать, отправлять документы, ждать их возврата в офис — все можно сделать в несколько кликов и за считанные минуты.

Какие операции можно совершать с помощью ЭДО:

  • обмениваться документами между поставщиками и покупателями;

  • сдавать отчетность в контролирующие органы;

  • взаимодействовать с государственными структурами;

  • контролировать и подписывать договоры;

  • получать выписки.

Электронный документооборот существенно экономит время и денежные средства: документ можно мгновенно отправить контрагенту и не нужно тратиться на распечатку и доставку документов с помощью курьера.

Как работает электронный документооборот

1. Отправитель выгружает документ в сервис или создает его прямо в программе.

2. Отправитель подписывает документ с помощью электронной подписи.

3. Отправитель передает документ контрагенту в системе ЭДО.

4. Контрагент получает уведомление о документе и подписывает его, если все верно, или отклоняет, если документ требует корректировки.

Если контрагент еще не подключен к ЭДО, то ему на электронную почту придет приглашение для подключения, либо предложение подключения роуминга — если контрагент работает с другим оператором.

5. После подписания документа отправитель получает уведомление.

Кому нужен электронный документооборот (ЭДО)

Удобство использования документооборота ощутят владельцы и работники любой сферы бизнеса, но особенно торговые компании, так как цепочка поставок всегда завязана на скорости подписания документов — следующий шаг (отгрузку, продажу и т.п.) нельзя сделать без них. А ЭДО повышает эффективность работы и скорость оборота денег компании.

Даже если не обмениваться документами электронно со своими контрагентами, можно настроить ЭДО внутри компании — это удобно, если, например, склад и офис находятся в разных частях города, или с контролирующими органами.

Использовать ЭДО обязательно:

  • компаниям, которые ведут бизнес с маркированным товаром (изготовители, поставщики и продавцы);

  • участникам госзакупок;

  • импортерам, т.е. бизнесам, которые ведут работу с товаром, подлежащим прослеживаемости.

Вскоре ЭДО станет обязательным и для участников грузоперевозок. В настоящее время внедряется система ЭПД — электронных перевозочных документов. 

Платформа ЭДО — сервис для удобного и быстрого документооборота между организациями и предпринимателями. С помощью него можно передавать данные в систему маркировки и прослеживаемости. В сервисе бесплатные обработки к 1С, удобно работать с электронными подписями всех аккредитованных удостоверяющих центров, а рабочее место настраивается в несколько кликов. 

Получить консультацию

Кто может пользоваться ЭДО в компании

Здесь ответ однозначный — любой сотрудник компании.

Активнее остальных отделов ЭДО обычно пользуются:

  • В бухгалтерии — для отправки электронной отчетности и взаимодействия с контролирующими органами, например, статистическую отчетность можно сдавать только в электронном виде.

  • В отделе персонала — все операции по приему, переводу, увольнению и другие можно оформлять электронно, а больничные листы уже не предоставляют в бумажном виде — существует только электронный формат.

  • На складе — для оформления перемещения товаров и отгрузочных документов. Это особенно удобно, если склад удаленный.

Платформа ЭДО

Простой и оперативный обмен документами между организациями

Как начать работу с ЭДО

1. Приобрести электронную подпись для каждого сотрудника, который будет работать с ЭДО.

Для участия в электронных торгах, работы в госсистемах и на госпорталах, отчетности, обмена электронными документами с сотрудниками и партнерами нужна квалифицированная электронная подпись. 

Сотрудники компании получают электронную подпись как физическое лицо. Для права подписи документов от лица компании необходимо оформить машиночитаемую доверенность (МЧД), в которой будут прописаны права и полномочия сотрудника.

Такую доверенность можно оформить в электронном виде по утвержденному формату и в дальнейшем прилагать ее в пакете документов или указывать реквизиты доверенности в самих документах. Для подписи документов руководителем компании или ИП МЧД не нужна — достаточно его сертификата КЭП.

Существуют еще простая и усиленная неквалифицированная подпись, но их можно использовать только для внутренних документов и документах с контрагентами, если такие условия прописаны в договоре. Но лучше сразу оформлять квалифицированную подпись — ее возможности шире, и не нужно будет постоянно проверять разрешения.

2. Заключить договор с оператором электронного документооборота.

Сейчас на рынке достаточно много операторов ЭДО, но главное, что нужно учесть при выборе — оператор должен быть в официальном реестре ФНС. Проверить это можно по ссылке.

Также при выборе оператора ЭДО следует учесть:

  • возможность настроить автоматический роуминг между операторами (если ваш партнер будет сотрудничать с другим оператором);

  • возможность интеграции с различными системами и ПО, которые уже применяются в бизнесе;

  • наличие техподдержки;

  • выгодные тарифы;

  • возможность проверить печатные формы документов и корректировать их прямо в системе;

  • возможность передачи документов в систему «Честный знак» и другие системы отслеживания товаров;

  • возможность использовать ЭДО для транспортных перевозок, оформлять ЭПД;

  • отсутствие доплат и переплат за каждую опцию.

3. Обучить сотрудников возможностям сервиса.

4. Начать обмениваться с контрагентами документами в электронном виде.

«Платформа ЭДО» аккредитована ФНС и ЦРПТ. Входит в реестр российского программного обеспечения. Доверяйте свой бизнес только надежным партнерам! 

Подключить ЭДО

Можно ли совмещать электронный и бумажный документообороты, как это делать

Возможно, не все ваши контрагенты используют электронный документооборот и у них нет возможности его подключить. Тогда придется использовать оба вида документооборота — это возможно. Главное — разработать правила хранения документов.

Чаще всего бумажные документы тоже переносят в электронный формат — так меньше вероятности их утраты, отсканированные документы легко будет найти по поиску в системе.

Но не стоит забывать, что и для электронных документов надежнее будет организовать резервное копирование, например, хранить их на сервере компании или внешнем носителе. При этом обратите внимание, если вы распечатаете документ просто с отметкой об электронной подписи, то он не будет иметь юридической силы.

Как работать с контрагентом, если он сотрудничает с другим оператором ЭДО

Так обмениваться электронными документами тоже можно — для этого нужно настроить автоматический роуминг. Если роуминг настроен, компании могут получать и отправлять документы как обычно.

Чтобы настроить роуминг, нужно отправить приглашение своему контрагенту. Но перед этим стоит проверить, что между вашими операторами настроена связь — тогда будет все просто, потому что система примет приглашение к участию в совместном документообороте автоматически.

Если контрагент еще совсем не пользуется ЭДО, тогда ему придет приглашение подключиться, но далее решение за ним: начать использовать систему или продолжать обмениваться документами на бумажном носителе.

Платформа ЭДО — система электронного документооборота от лидера рынка ОФД. Это простой, удобный и доступный сервис с легким подключением и без переплат. 

Преимущества Платформа ЭДО:

  • легкая настройка и техподдержка 24/7;

  • интеграция с программами 1С и смежными системами;

  • автоматический роуминг с большинством операторов ЭДО;

  • редактор УПД в веб-интерфейсе (с нуля можно сконструировать документ);

  • бесплатная передача данных в систему маркировки и прослеживаемости, а также предоставление статуса документа в системе «Честный ЗНАК»;

  • поиск контрагентов по ИНН в актуальном справочнике ФНС; 

  • визуализация печатных форм документов;

  • большая база пользователей в сегментах розничной торговли и услуг;

  • простой и удобный к интеграции API.

Система электронного документооборота до сих пор вызывает недоверие предпринимателей, потому что невозможно уследить за всеми нововведениями и изменениями. Но с надежным партнером вы можете быть уверенными в соблюдении всех требований законодательства.

Читайте также:

Платформа ЭДО

Простой и оперативный обмен документами между организациями

Реклама: ООО «ЭВОТОР ОФД», ИНН: 9715260691, erid: LjN8K84qw

🔍 Узнайте то, чего нет в интернете!

💼 Главбух на УСН
Экспертные лайфхаки и методы, проверенные практикой.
💰 Цена: 4 500 ₽ 15 950 ₽
Подробнее

📊 ОСНО: налоговая отчетность
Тонкости отчетности от ведущих специалистов.
💰 Цена: 4 200 ₽ 15 990 ₽
Подробнее

🎓 Профессия бухгалтер с нуля
Секреты профессионалов для старта карьеры.
💰 Цена: 4 900 ₽ 19 900 ₽
Подробнее

🚀 Знания, которые вы не "нагуглите"! Начните обучение сейчас!

Каталог курсов

Начать дискуссию


Похожие материалы

Сбер первым в России подтвердил безопасность своей биометрической системы во ФСТЭК

Полученный аттестат подтверждает безопасность хранения и обработки данных в биометрической системе банка, которая в том числе позволяет оплачивать покупки улыбкой.

Роспатент: в России стали уделять больше внимания внешнему виду продукции

За 12 месяцев 2024 года российские граждане и организации подали в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) 6 479 заявок на патентование промышленных образцов. Это на 18% больше, чем в 2023 году и на 53% превышает показатель 2022 года.

Инвестиции

Мосбиржа начала торги первым биржевым фондом на платину и палладий

26 февраля 2025 на фондовом рынке Московской биржи стартовали торги биржевым паевым инвестиционным фондом (БПИФ) «Альфа-Капитал Платина – Палладий» под управлением УК «Альфа-Капитал». Это первый на бирже фонд инвестиций в платину и палладий, он получил торговый код AKPP.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ипотека

Сбер запустил ипотеку на покупку дома и участка по договору долевого участия

На Домклик появилась возможность купить свой дом у застройщика по договору долевого участия (ДДУ) в ипотеку Сбербанка.

УСН

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

Индивидуальные предприниматели, работающие на УСН, могут уменьшить сумму налога за счет страховых взносов. Порядок учета этих вычетов зависит от выбранного объекта налогообложения и наличия наемных работников. Разберем, как правильно учитывать страховые взносы при расчете налога.

Как ИП на УСН уменьшить налог на страховые взносы в 2025 году

МВД объяснило, как отличить настоящего юриста от мошенника

Лжеюристы часто фигурируют в схемах телефонных мошенников, а схемы постоянно адаптируют и видоизменяют. Один из приемов – подключение к обману «юриста или адвоката по назначению», который обещает помочь гражданину в критической ситуации.

Анна

Покупка ОС у физического лица организацией

Добрый день!

ООО на ОСНО хочет купить гараж стоимостью 1 млн рублей у физического лица.

Гараж нужен для хранение и использования в рамках деятельности ООО, не для...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Чек пробивать не нужно. Ничего тут не поменялось, в том числе и позиция чиновников.

Чеки пробивают в деятельности, связанной со скупкой...

Читать полностью

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»

Нам начали приходить организационные вопросы от пользователей по VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025», которая пройдет 13 марта в Москве. Собрали все важное в одной статье: кто, что, как, куда, когда, во сколько, каким образом — все здесь! Забирайте в закладки, чтобы не потерять!

⚡️В поисках ответов: самое важное о VII Всероссийской бухгалтерской конференции «БухВесна-2025»
6

За неиспользованный отпуск можно получить компенсацию и без увольнения. Но есть ограничения

По заявлению сотрудника работодатель может заменить денежной компенсацией часть ежегодного отпуска, которая превышает 28 дней.

Инвестиции

Взлеты и падения недели

Торговая сессия выходного дня вносит определенные коррективы не только в размеренную инвестиционную «трудовую» пятидневку, но и в динамику бумаг.

Обзоры новостей

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Порадовались и хватит. Рубль перешёл от укрепления к ослаблению. Надеюсь, все остались довольны этим перформансом, впрочем, он может ещё повториться, причём в самую любую сторону. Слабеют также и акции, и крипта.

Рубль набрался сил и снова слабеет. Обратный туземун крипты. Недвижимость, акции, бонды, инфляция и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Налоговики проиграли: как «номинальный» контрагент стал законным основанием для вычетов

Суд Уральского округа поддержал налогоплательщика в споре о необоснованной налоговой выгоде: почему формальность контрагента не всегда лишает права на вычеты.

3
Инвестиции

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Тут могла бы быть очередная несмешная шутка про кокс. Смотрим новый флоатер от коксохимического завода Кокс. И заодно смотрим новый фикс от него же. Да, всё верно, коксовый дубль из двух выпусков. Фикс для всех, а флоатер только для квалов.

27% на коксе. Свежие облигации: ПАО Кокс на размещении

Как оформить налоговый вычет по ПДС: Сбер поделился инструкцией для возврата денег

Программа долгосрочных сбережений (ПДС) позволяет не только формировать накопления на будущее, но и получать налоговый вычет со взносов. Это хороший способ снизить налоговую нагрузку и вернуть часть внесенных средств.

Кадры

80% компаний следят за работой сотрудников

Почти половина работодателей требует от сотрудников регулярных отчетов, а еще 43% ведут видеонаблюдение в офисе.

IT-компании

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году

Налоговая реформа не обошла вниманием IT-компании. Некоторые изменения уже вступили в силу, например, применение 5% ставки налога на прибыль. Другие изменения заработают совсем скоро — например, с 3 марта 2025 года отменяется мораторий на выездные проверки в IT-компании. Рассказываем, что ждет айтишников и как адаптироваться к новым реалиям.

Какие изменения коснутся IT-компаний в 2025 году
Ведение бизнеса

Чем бизнес в Саудовской Аравии привлекателен для российских предпринимателей

Все больше российских компаний открывают для себя рынок Саудовской Аравии. Основными сферами вложения средств являются агропромышленный комплекс, строительство и инфраструктура, энергетика. Отечественных предпринимателей привлекает устойчивая бизнес-среда, стабильная политическая обстановка и, что особенно важно, система налоговых льгот.

Новости ФНС

Уведомления об изменениях в личном кабинете можно получать на свою электронку

Для получения сообщений из ФНС об обновлении данных в личном кабинете в разделе «Профиль» необходимо подтвердить свой электронный адрес.

Инвестиции

Большинство россиян планируют инвестиции на срок не более пяти лет

Горизонт инвестирования опрошенных женщин и мужчин часто не превышает пяти лет.

Счета-фактуры

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Счет-фактура — основание для принятия продавцом сумм НДС к вычету. Правила применения вычетов установлены статьей 172 НК. Но в процессе хозяйственной деятельности налогоплательщики допускают в счетах-фактурах ошибки. Они могут быть как существенными и приводить в дальнейшем к отказу в вычете НДС, так и несущественными. 

Ошибки в счетах-фактурах: из-за каких откажут в вычете НДС, а какие не помешают этому 

Интересные материалы

На отдельные помещения в элитном здании повышенная ставка налога не действует. Но это могут изменить

Бизнес-недвижимость облагается налогом по ставке 2%, но если кадастровая стоимость выше 300 млн рублей, будет повышенная ставка 2,5%. Если кадастровая стоимость помещения ниже 300 млн, повышенной ставки не будет, даже если это помещение находится в здании, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн рублей.