Бытует мнение, что вести учет у ИП бухгалтерам гораздо легче, чем в организации. Отчасти так и есть. Ведь ИП не ведут бухучет, не формируют бухотчетность, не сдают зарплатные отчеты при отсутствии наемных работников, и главное — могут тратить деньги с расчетного счета на личные нужды и выводить их себе на карту.
Но при бухгалтерском обслуживании ИП имеются определенные нюансы.
Наемные работники
При найме персонала к ИП, бухгалтеру приходится проделать чуть больше работы, чем в той же ситуации для юрлиц.
Дело в том, что для ИП существует обязанность встать на учет в качестве работодателя в ФСС. После предоставления всех документов и соответствующего заявления предпринимателю присваивается регистрационный номер. Организациям же этот номер ФСС выдает сразу после регистрации компании.
Пособия из ФСС
В компании собственник бизнеса (если он является сотрудником своего ООО) относится к числу застрахованных лиц для целей соцстрахования.
С ИП ситуация иная. ИП в общем случае не имеет права на пособия из ФСС, если заболеет, или соберется в декрет, или если будет ухаживать за приболевшим ребенком.
Но такое право можно получить, если вступить в добровольные правоотношения с ФСС. Для этого надо оформить заявление, получить регномер в ФСС и уплатить добровольные взносы.
Банковский счет
Законодательство не обязывает ИП иметь расчетный счет. Некоторые бизнесмены используют для приема денег от клиентов свой личный счет, к которому привязана карта.
Не будем сейчас обсуждать, как к этому относятся банки. Но что касается бухгалтера, то в этом случае придется операции вводить в программу вручную. С расчетным счетом все проще — даже если у бухгалтера нет доступа к интернет-банку клиента-ИП, сам предприниматель может выгрузить файл с выписками и прислать его бухгалтеру для загрузки в программу учета.
Работать с ИП не всегда просто, особенно добиться от него первичных документов. некоторые предприниматели игнорируют просьбы их предоставить, а потом ругаются с бухгалтером или аутсорсером из-за несвоевременной подачи отчетности или неправильно рассчитанного налога.
Такие клиенты обычно и с оплатой тянут и нервы мотают постоянно. Я называю их токсичными клиентами и настойчиво говорю своим ученикам — избавляйтесь от них. Они занимают ваше время или время ваших сотрудников и не приносят реальной прибыли.
В Школе бухбизнеса мы разбираем все этапы работы с клиентами в том числе:
- Регламент подключения клиентов;
- Регламент снятия клиента с обслуживания.
Изучаем договорные отношения с клиентом, учимся защищаться от финансово-юридических рисков. Причем это не просто теории. Вы получаете практические навыки и инструменты, которые можно сразу внедрять.
Необязательные, но удобные вещи: бухучет и касса
Все знают, что ИП не ведут бухучет. Но бухгалтеры применяют бухгалтерские программы, в которых все строится на основе проводок. Для бухгалтера План счетов — как Азбука Морзе для радистов.
Поэтому в большинстве случаев, хотя для ИП это и не нужно, учет ведется с применением проводок по Плану счетов.
С кассой та же история. Кассовая книга не нужна, но она ведется в программе и при желании ее можно распечатать.
ИП на ОСНО
Если на упрощенке налоговый учет у ИП и ООО практически идентичен, то когда речь идет об общем режиме налогообложения, различие в учете очень существенное. Причем в данной ситуации более сложный учет скорее у ИП, чем в организации.
Многие бухгалтеры, которые никогда раньше не сталкивались с ИП на ОСНО, сильно впечатляются, когда впервые знакомятся с формой книги учета. Этот раритет утвержден в 2002 году и там до сих пор есть графы для отражения давно отмененного налога с продаж.
Расчет НДС для ИП и ООО ведется по одним правилам, а вот «прибыльные налоги» считаются по-разному.
Если у ООО на ОСНО налоговый учет, как правило, строится по методу начисления на основании главы 25 НК, то ИП применяют кассовый метод по главе 23 НК и формируют книгу учета. Кстати, эту книгу надо по-прежнему заверять в ИФНС. Некоторые почему-то думают, что это правило давно отменили, однако отмена была по книгам для УСН и ПСН. Распечатанная на бумаге книга ИП на ОСНО должна быть заверена. Об этом недавно напомнил Минфин в письме от 16.04.2021 № 03-02-11/28766.
Как аутсорсер должен правильно работать с ИП
В прайсе любого аутсорсера можно встретить расценки для работы с ИП, обычно это небольшие суммы — за ежемесячное / ежеквартальное обслуживание или за подачу отдельных декларацией. Признайтесь — вам эта часть клиентов много прибыли не приносит.
Но работу с ИП можно и нужно построить таким образом, чтобы предприниматель видел в вас не очередной «сервис для расчета УСН 6%», а полноценного специалиста. Пересмотрите расценки на обслуживание ИП, не бойтесь поднять цены.
На вопрос — почему так дорого?! — отвечайте, что все вопросы и проблемы, возникающие в работе предпринимателя, будет решать бухгалтер — от ведения КУДиР до сдачи отчетности, от ответов на налоговое требование до участия в выездной проверке. Грамотный аутсорсер не просто будет вести учет, но и найдет пути оптимизации.
Предложите вашему ИП экспресс-анализ его деятельности. Наверняка найдутся моменты, которые можно улучшить, а также операции, которые, например, могут привести к блокировке счета. Укажите на недостатки и риски, но не раскрывайте всех карт. Полноценная консультация и советы по оптимизации — после оплаты.
Удачи вам коллеги в работе с предпринимателями)
Не забудьте подписаться :
- На этот блог
- На меня в Instagram
- И вступить в Закрытый клуб предпринимателей — аутсорсеров
Начать дискуссию