Что ждет бухгалтеров с 1 июля 2021 года: краткий обзор нововведений

Регулярный мониторинг нормативных актов - неотъемлемая часть жизни бухгалтера-аутсорсера. Расскажу об изменениях в законодательстве, которые вступят в силу со второго полугодия 2021 года.
Что ждет бухгалтеров с 1 июля 2021 года: краткий обзор нововведений

Регулярный мониторинг нормативных актов — неотъемлемая часть жизни бухгалтера-аутсорсера. Расскажу об изменениях в законодательстве, которые вступят в силу со второго полугодия 2021 года.

Отчетность

Новая форма СЗВ-ТД

С 1 июля Пенсионный фонд вводит новую форму СЗВ-ТД для работодателей (Постановление от 25.12.2019 № 730п).

Кратко об изменениях:

  • удалена строка «Отчетный период»;
  • введены новые правила заполнения графы «Код выполняемой функции»;
  • появился новый раздел для правопреемников — «Сведения о работодателе, правопреемником которого является страхователь»;
  • введена новая графа и коды для работников Крайнего Севера.

Новая декларация по НДС

За третий квартал 2021 года декларацию по НДС будем сдавать по новой форме (постановление Правительства от 02.04.2021 № 534).

В ней заменили штрих-коды, а в разделы с 8 по 11 добавили новые строки для реквизитов прослеживаемости.

Такие же изменения внесли в журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также книги покупок и продаж.

Отчетность по прослеживаемым товарам

Начиная с третьего квартала организациям и ИП придется отчитываться по операциям с прослеживаемыми товарами.

Плательщики НДС будут сдавать новую декларацию по этому налогу. А те субъекты, которые НДС не платят — специальную отчетность.

В некоторых ситуациях плательщикам НДС потребуется сдать и декларацию, и отчетность о прослеживаемых товарах. В частности, если покупателем выступает физлицо, приобретающее товар для личного пользования.

На текущий момент формы отчетности еще не утверждены. Пока этого не произошло, налогоплательщики могут использовать бланки из письма ФНС от 14.04.2021 № ЕА-4-15/5042@.

Счета-фактуры

Постановлением Правительства от 02.04.2021 № 534 утверждены новые счета-фактуры.

Изменения можно условно поделить на две группы:

1.Для компаний и ИП, которые работают с прослеживаемыми товарами.

Им придется заполнять в документе новые обязательные реквизиты:

  • регистрационный номер партии прослеживаемого товара;
  • регистрационный номер декларации;
  • единица измерения прослеживаемого товара;
  • количество прослеживаемого товара в соответствующих единицах измерения.

Выставлять счета-фактуры при реализации прослеживаемых товаров, нужно будет в электронной форме, кроме случаев экспорта и сделок с физлицами.

2.Для всех остальных.

В шапке нужно будет указывать номер и дату составления документа на отгрузку, на основании которого сформирован счет-фактура. Например: товарная накладная, УПД.

Для порядкового номера записи появится новая графа. Эта графа будет связана с реквизитами отгрузочного документа в шапке счета-фактуры. То есть документ об отгрузке будет соотносится с конкретными порядковым номером записи в счете-фактуре.

Получите фундаментальные знания в Международной Школе Бухгалтерского Бизнеса. Курс Школы ББ поможет вам выстроить все бизнес-процессы и отладить все механизмы внутри вашей бухгалтерской компании.

Деятельность ФНС

Бесплатная электронно-цифровая подпись

С 1 июля ФНС запускает выдачу бесплатный подписей для организаций и ИП.

Получить подпись смогут лица, которые вправе действовать от лица налогоплательщика без доверенности: руководитель юридического лица, сам индивидуальный предприниматель.

Выдавать ЭЦП физическим лицам, в том числе сотрудникам организаций (ИП), по-прежнему будут коммерческие удостоверяющие центры, которые до 1 июля пройдут аккредитацию.

Все действующие ЭЦП можно использовать до окончания их срока действия или до 31.12.2021 включительно (зависит от того, какая дата наступит раньше).

Новые основания для аннулирования отчетности

С 1 июля заработают поправки в НК РФ (закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). В ст. 80 появятся новые основания, по которым отчетность будет считаться не представленной:

  • документ подписан неуполномоченным или дисквалифицированным лицом, электронно-цифровой подписью умершего человека; лицом, по которому в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений;
  • отчетность представлена организацией, которая ликвидирована по данным ЕГРЮЛ;
  • отчетность представлена с нарушением важных контрольных соотношений (если это РСВ или декларации по НДС).

Ничего не успеваете? Нет времени следить за изменениями? Вам нужно грамотное планирование. Смотрим видео — берем на заметку.

Новый период просрочки для блокировки счета

С 1 июля вступят в силу новые правила блокировки счетов организаций и ИП (закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ).

За несданную отчетность счет будут блокировать через 20 рабочих дней. По текущим правилам счета блокируют на 10-й рабочий день со дня, в который истек крайний срок сдачи декларации или расчета.

Также налоговики будут вправе сообщать о неподаче отчетности за 14 рабочих дней до дня принятия решения о блокировке.

Работники

С 1 июля детские пособия будут перечисляться только через национальную платежную систему «Мир». Бухгалтеру важно уведомить об этом работников.

Если кто-то из работников не хочет оформлять карту «Мир», ему нужно проверить и актуализировать личные данные, в частности, о фактическом адресе, по которому он будет получать детские пособия по почте.

Онлайн-кассы

Истекает последняя отсрочка по онлайн-кассам. С 1 июля ИП без наемного персонала, которые оказывают услуги населению или продают товары собственного производства обязаны перейти на применение онлайн-касс.

Не забудьте подписаться:

Комментарии

20
  • Анна

    Коллеги, у кого появилась ясность по ЭП? Какие-то особо избранные операторы смогут продолжать выпускать (перевыпускать) подписи для гендиректоров? (наш оператор утверждает, что это так)

    • sabre

      Один вопрос - чем вас получение ЭП в ФНС не устраивает?

      Никто ведь почему-то не озадачивается возможностью получения паспорта в ООО "Рога и копыта" или водительского удостоверения в ООО "Вектор".

      • Ali

        Тем что ФНС дает подпись только на директора, все остальные должны получать подпись как и раньше в УЦ.

        Плюс пока не ясно кто еще, кроме ФНС будет принимать эту подпись. Вполне возможно что ПФР, ФСС, Росстат, ФТС ... не примут эту подпись. Вот это будет самый трэш

        • sabre

          Подпись, выпущенную УЦ ФНС примут все, она квалифицированная.

          Что касается выпуска подписей для физ. лиц в коммерческих УЦ, то это результат, с одной стороны, лоббизма коммерческих УЦ и, с другой стороны, отсталости IT-инфраструктуры и уровня квалификации со стороны государства. Это, конечно, не правильно, но со временем этот вопрос решится. Надеюсь, что в течение ближайших трех лет, с внедрением электронных паспортов, подписи для физ. лиц станут также бесплатными и будут выдаваться единым государственным УЦ.

      • Ali

        Не стоит забывать к тому же что ФНС планирует разделение подписи. Отдельно на ООО без привязки к физлицу и отдельно на физлицо как представителя ООО. Т.е. отчетность должна будет подписана 2-мя подписями. И вот не факт что ваш софт так умеет

        • sabre

          Во-первых, подпись по доверенности будет одна, но эта подпись будет удостоверена подписью ЕИО. Просто цепочка сертификатов будет длиннее.

          Во-вторых, нет никакой технической проблемы подписать любой документ хоть тысячей подписей. Подписывают же договоры или акты с двух сторон.

    • Ali

      Так все как и раньше УЦ будут выпускать подписи для всех, включая гендира. Просто для сдачи в ФНС нужна будет или подпись заверенная ФНС, или любая подпись заверенная электронной доверенностью подписанной подписью заверенной ФНС.

      Короче если раньше для банков, электронных торгов была своя подпись, теперь еще +1 подпись будет для ФНС

      • Если посмотреть цепочку сертификатов, то раньше было:

        1. Головной УЦ (корневой доверенный) - МинКомСвязь РФ

        2. Промежуточный УЦ (промежуточный) - Аккредитованный УЦ (Тензор, Контур и т.д.)

        3. Сертификат самого Клиента.

        Возможны были между 2-3 пунктом промежуточные УЦ.

        Теперь будет:

        1. Головной УЦ (корневой доверенный) - ФНС

        2. Промежуточный УЦ (промежуточный) - Аккредитованный УЦ (Тензор, Контур и т.д.)

        3. Сертификат самого Клиента.

        ФНС всё больше и больше на себя тянет "одеяло"...

        • sabre

          Было так, как вы написали.

          А будет:

          (для случая оформления ЭП ЕИО)

          1. Головной УЦ (корневой доверенный) - Минкомсвязь России
          2. Промежуточный УЦ (промежуточный) - ФНС
          3. Сертификат ЕИО

          (для случая оформления ЭП сотрудника по доверенности)

          1. Головной УЦ (корневой доверенный) - Минкомсвязь России
          2. Промежуточный УЦ (промежуточный) - ФНС
          3. Промежуточный УЦ - Сертификат ЕИО
          4. Сертификат сотрудника.

          • А мне в принципе всё равно кто будет выпускать сертификат ЭЦП или КЭП. Важно чтобы наконец-то это была "ОДНА" подпись для ВСЕГО))) Для банков, для отчетности, для торгов, для ЭДО, для ФНС, для ПФР, для РосАлкогольРегулирования и т.д. А то у меня уже носители складывать не куда))) В чехле от фотоаппарата уже ношу флешки и токены свои.

            • sabre

              Так она и будет одна.

              Много их было с тех времен, когда они были неквалифицированными и каждый сервис заключал отдельное соглашение о признании ЭЦП, выпущенных конкретным УЦ.

              Потом появились квалифицированные ЭП, которые должны были выпускать УЦ, аккредитованные государством, а этот рудимент с OID'ами остался. Сейчас подпись должна стать полностью универсальной, а Удостоверяющий центр - единым и подконтрольным государству, что логично и правильно.

              • Ирина

                Угу, одна на каждого сотрудника, который хоть что-то подписывает. А его подпись будет удостоверена подписью его начальника отдела, и подпись того - подписью руководителя направления, а она, в свою очередь - подписью генерального директора, удостоверенной ФНС. Всё нормально. И каждому купить отдельный носитель. Всё прекрасно. Все довольны.

                • sabre

                  Подпись будет удостоверена тем, кто наделил полномочиями. Разве это плохо? Гражданскому праву уже много тысяч лет.

            • Анна

              Но, кажется, как минимум для банков-то все равно будет отдельная?

              • sabre

                Для банков она неквалифицированная - но это вопрос к IT-системам банков.

  • Palmira

    Нам СБИС предоставил вот такое письмо в ответ на наш запрос

    • Елена Балаклицкая

      Вообще с 1 января 2022 нужна не просто переаккредитация по новым правилам, а УЦ должен быть представителем уполномоченным от ФНС, это совсем другое. Так что немного не понятное письмо получилось

      • Palmira

        Согласна. Они в письме пишут, что срок действия подписи, полученной у них, не закончится 1 января 2022 года. Очень хочется надеяться, что так и будет. Но "мечтать не вредно"

      • Анна

        Нам менеджер из Тензора тоже так сказала: мол, прошли переаккредитацию, поэтому все и после 01.01.2022 останется как раньше. Хотя это как-то не очевидно.

    • Анна

      Ну вот, даже Тензор на письмах дату не ставит(((.