Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.
Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Пару слов о необходимости проверки, или почему мы в ответе за своих партнеров

До появления в НК статьи 54.1 налоговая служба использовала разные термины для характеристики подозрительных субъектов: «фирма-однодневка», «подставное лицо», «пустышка» и т.д. Сейчас остановились на более благозвучном сочетании — «технический контрагент»(письмо ФНС от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).

«Технической» компания признается, если не занимается реальной коммерческой деятельностью, не имеет сотрудников в штате и имущества, достаточного для совершения сделок. Такая фирма производит впечатление промежуточного звена, которое используется для корыстных целей.

Например, ООО «Ромашка» заключила договор с подставной фирмой ООО «Лютик», и якобы получает от нее консультационные услуги. На самом деле, работа ведется только на бумаге, а сделка фактически остается фиктивной. Таким образом, ООО «Ромашка» завышает затратную часть и сокращает базу для уплаты налога на прибыль. От внимания налоговиков такая схема не уйдет.

Сотрудничество с «техническими» фирмами может обернуться для компании:

  • взысканием недоимки по налогам;

  • начислением пеней и штрафов;

  • привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 122 НК).

Проблема в том, что «на карандаш» к ФНС могут попасть не только зачинщики серых схем, но и обычные предприниматели, которые неудачно или по незнанию связались договорными обязательствами с неблагонадежными лицами.

Casebook — сервис для комплексной проверки контрагентов. Оценка благонадежности по 35+ факторам риска и прогноз будущего состояния бизнеса.

Какие налоговые риски могут быть в работе с контрагентами

Разберем, с какими конкретно налоговыми рисками можно столкнуться на практике.

Если налоговая служба докажет, что предприниматель не проверил партнера перед заключением договора, и / или ему было известно о допущенных нарушениях, налоговую выгоду признают необоснованной.

Что значит налоговая выгода? Под это понятие подпадает любая экономия: уменьшение налоговой базы, применение вычета, более низкой ставки, право на возврат, зачет или возмещение из бюджета.

1. Риски по налогу на прибыль.

Каждая статья расходов компании должна быть экономически обоснованна и документально подтверждена. Налоговики проверяют: 

  • адекватность цен; 

  • соотношение доходов и затрат; 

  • обоснованность убытков прошлых лет; 

  • наличие сомнительных сделок и факта взаимодействия с неблагонадежными контрагентами.

Если какие-то затраты обосновать не удастся, на эту сумму увеличат базу и, соответственно, доначислят налог.

2. Риски по НДС.

В ходе проверки декларации ИФНС устанавливает всю цепочку между звеньями хозяйственного оборота. Если где-то обнаружится «разрыв», налоговики потребуют устранить ошибку. Сделать это несложно, если все участники сделки работают в правовом поле, выходят на связь и готовы вести диалог. 

Если же контрагент пропадет в самый неподходящий момент, то все риски лягут на плечи честной компании:

  • за просрочку сдачи исправленной декларации начислят штраф и возможно заблокируют расчет счет компании;

  • налог, в конечном итоге, будет доначислен;

  • в возмещении НДС откажут;

  • есть вероятность внеплановой проверки.

3. Штрафы за ненадлежащую проверку контрагентов.

Налоговая назначит компании штраф:

  • 40% от суммы неуплаченных налогов — если ФНС посчитает нарушение умышленным уклонением от налогов (п. 2 ст. 110, п. 3 ст. 122 НК).

Классический пример — вышеописанная схема сотрудничества ООО «Ромашка» и ООО «Лютик».

  • 20% от суммы неуплаченных налогов — за неумышленное правонарушение (п. 1 ст. 122 НК), то есть когда налогоплательщик по незнанию или невнимательности связал бизнес с ненадежным партнером.

Оценить налоговые риски при работе с контрагентами можно самостоятельно, или доверить этот вопрос профессионалам. Перечислим основные моменты, которые необходимо промониторить еще на этапе заключения сделки / подписания договора.

Casebook

Сервис для мониторинга судебных дел, проверки контрагентов и подачи документов в суд онлайн

Шаг 1. Проверьте реальную деятельность компании

Начните с элементарного. Изучите в отношении нового контрагента открытые и бесплатные источники данных. Для этого потребуется только ИНН, ОГРН и / или юридический адрес контрагента.

Рекомендуем к мониторингу:

Эффективным решением является использование сервисов комплексной проверки контрагентов. Они «подтягивают» актуальные данные сразу из нескольких источников и систематизируют их в удобные таблицы.

Например, Casebook показывает ключевые параметры: выручку и чистую прибыль, исковую нагрузку, сведения о руководителях, наличие долгов, залогов и госконтрактов. Для удобства проанализированная информация отображается на интерактивных дашбордах и графиках в карточке компании.

Шаг 2. Проверьте наличие ресурсов

Изучить финансовые результаты и бухгалтерскую отчетность контрагента можно с помощью специального сервиса БФО от ФНС.

Для объективной оценки ресурсов важно обратить внимание также на наличие кредиторской и дебиторской задолженности, показатели выручки и прибыли, кредитную историю организации. Налоговые долги свыше 1 тыс. руб. отображаются на сайте налоговой.

Если позволяют обстоятельства, не ограничивайтесь онлайн-проверкой. Посетите офисы и склады нового партнера, напрямую пообщайтесь с сотрудниками, запросите копии учредительных документов.

Шаг 3. Исключите признаки однодневки

Основные критерии фирмы-однодневки не раз упоминала в своих письмах ФНС. Например, к тревожными сигналами относятся:

  • регистрация по массовому адресу — пять или более субъектов в одной локации;

  • дисквалификация гендиректора;

  • участие руководителя на аналогичной должности в нескольких других организациях — риск номинального директора;

  • отсутствие у компании работников, активов и производственных мощностей, необходимых для осуществления заявленных ОКВЭД.

Наиболее точное представление о надежности компании может дать сервис Прозрачный бизнес

Сервис объединяет информацию из нескольких источников ФНС и показывает ключевые параметры деятельности юрлиц: сведения о дисквалификации, наличии недостоверности, принадлежности к МСП и т.д. 

Рекомендуем сохранить карточку компании, распечатайте ее и заверьте датой заключения договора с новым партнером. Это может пригодиться при общении с налоговиками в будущем.

Шаг 4. Проверьте наличие сайта, позиционирования, продвижения

Косвенные признаки, которые тоже способны указать на сомнительность и неблагонадежность контрагента:

  • неактивный сайт, на котором давно не было обновлений контента и модерации;

  • отсутствие официальных аккаунтов в соцсетях;

  • отсутствие регистрации и открытых вакансий на рекрутинговых сайтах;

  • дефицит честных отзывов.

Шаг 5. Проверьте директора

Проверка паспортных данных руководителя не займет много времени, но станет еще одним подтверждением вашей добросовестности и осмотрительности при выборе контрагента.

Запросите у партнера номер паспорта генерального директора (копию документа вам предоставлять не обязаны, так как это персональные данные физлица), проверьте сведения с помощью сервиса МВД и сохраните скриншот (с указанием текущей даты).

Как видите, полноценная проверка контрагента — процедура достаточно долгая и трудозатратная. Придется использовать несколько ресурсов, внимательно сопоставить данные, проанализировать их, сделать необходимые скриншоты и выписки, а затем уже структурированную информацию перенести в форму отчета. И так нужно делать с каждым новым клиентом / поставщиком компании. 

Если все сделать правильно, на претензии налоговой всегда будет готов четкий ответ. Тогда можно будет работать спокойно, без страха налоговых и финансовых рисков неблагонадежности контрагента.

Но если нет времени мониторить каждого партнера вручную, подключите сервис комплексной автоматической проверки. 

Casebook — помогает оценить текущее экономическое состояние контрагента, сделать прогноз будущего развития, а также подготовить отчет в подтверждение должной осмотрительности для госорганов.

Casebook

Сервис для мониторинга судебных дел, проверки контрагентов и подачи документов в суд онлайн

Реклама: АО «Право.ру», ИНН: 7708095468, erid: LjN8KRXjR

Начать дискуссию

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Разыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Интересные материалы

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение