Налоги и взносы
При работе с самозанятыми организация не признается налоговым агентом по НДФЛ, так как плательщики НПД не платят этот вид налога. То есть исчислять, удерживать и перечислять НДФЛ с суммы выплат не надо. Похожая ситуация и со страховыми взносами в фонды. Заказчик не должен их уплачивать с суммы выплаты самозанятого.
Но если не соблюсти некоторые условия, то договор с самозанятым налоговики могут переквалифицировать в трудовой.
Тогда придется заключить с таким исполнителем новый договор, причем задним числом, а с предыдущих выплат уплатить НДФЛ, а также рассчитать и перечислить страховые взносы.
Кроме этого компанию могут привлечь к ответственности по п. 4 ст. 5.27 КоАП и выписать штраф в размере:
- 10 тысяч до 20 тысяч рублей — на должностное лицо;
- от 5 тысяч до 10 тысяч рублей — на ИП;
- от 50 тысяч до 100 тысяч рублей — на компанию.
При повторном нарушении размеры штрафов увеличиваются в два раза и более а должностное лицо могут отстранить от работы на срок от одного до трех лет.
Подробнее о том, почему договор ГПХ могут переквалифицировать в трудовой, читайте в нашем блоге:
Нужно помнить, что самозанятый — свободный исполнитель, у которого нет начальства.
Например, дизайнер в агентстве не может быть устроен как самозанятый, если ему необходимо быть в офисе с 09:00 до 18:00 и работать на компьютере заказчика, а выплаты по договору происходят два раза в месяц, в дни выплаты зарплаты. Кроме этого, в случае с дизайнерском агентством, дизайнер — это штатная единица, так как без нее компания не сможет работать.
Конечно, если работа будет иметь разовый характер, например, на проектной основе, то можно оформить договор и с самозанятым. Главное — не вызывать его на работу в офис и не обязывать трудиться по графику агентства.
На платформе Qugo можно найти самозанятого для выполнения заказа, заключить с ним договор, подписать акты и перевести оплату. На сервисе сохраняется полная переписка с исполнителем. Так вы сможете доказать проверяющим органам, что это действительно разовый заказ и вы не принуждали исполнителя к регистрации в качестве самозанятого.
Налог на прибыль и единый налог на УСН
Определимся сразу, что налог с прибыли платят все компании, но для некоторых расходы не имеют значение (ИП на патенте или ООО на «доходной» упрощенке). Для других они важны, например, для расчета 15% единого налога при УСН или налога на прибыль, если налогоплательщик работает на общей системе налогообложения.
Проблемы могут возникнуть в том случае, если самозанятый аннулирует чек. Появятся расхождения между сведениями в учете организации и данными, переданными в ФНС самозанятым. Разницу могут обнаружить при камеральной или выездной проверке.
Налоговики в письме от 28.10.2021 № ПА-4-20/15213@ указали, что компании и ИП могут принять расходы даже по аннулированному чеку. Главное, чтобы он был на руках у заказчика. Компания не виновата, что самозанятый решил «схитрить» и не заплатить налог.
Но в этом же письме они отметили, что такая ситуация может повлиять на проверку учета доходов плательщика НПД. С одной стороны — ничего страшного, так как проверять будут самого самозанятого. Но налоговики могут проверить не только все доходы, но и договоры с заказчиками. И если в договоре есть какие-либо неточности, то проблемы могут быть и у самой компании.
Кроме того, несмотря на отсутствие особых требований в отношении подтверждающих документов (обязательным по закону является только чек из приложения), налоговики требуют предоставления договоров и актов. Это документы должны подтвердить конкретные условия выполнения работ или оказания услуг, сумму сделки, ответственность исполнителя, сроки и т. д.
Отсутствие договора и акта может говорить о формальности выплаты в пользу самозанятого, ФНС может также посчитать, что таким образом компания просто выводит наличные средства (особенно, если самозанятый все полученные деньги сразу снимает со счета).
Сложности в работе с исполнителями
Не всегда самозанятые четко понимает особенности своего налогового статуса. Если сотрудничество с компанией постоянное, то исполнитель начинает воспринимать его как обычную работу, что недопустимо.
Плательщикам НПД не положены трудовые права и льготы, как штатным сотрудникам. То есть самозанятые не уходят в отпуск или на больничный. Да и стаж такой «работы» не учитывается в дальнейшем при расчете больничного.
Вот тут и кроются возможные споры с самозанятым. Такие исполнители могут настаивать на уходе в отпуск или оплате больничного, причем по листку нетрудоспособности. И порой доказать им, что взаимоотношения между заказчиком и самозанятым строятся на других принципах, очень сложно. И совсем плохо, если самозанятый пошел ва-банк и решил пожаловаться в трудовую инспекцию или ФНС.
Заказчику придется доказывать, что никаких трудовых отношений даже не подразумевалось.
С 2022 года все больничные выдаются только в электронном виде. И самозанятый может сказать, что работает в компании, не упомянув, что на самом деле это договор ГПХ. Медучреждение выпишет листок нетрудоспособности с указанием этой компании и передаст его в ФСС. Что дальше будет — пока неизвестно. Практики или разъяснений по этому вопросу еще не было.
В случае жалобы организацию ожидает проверка. И, если выявится подмена трудовых отношений — переквалификация договора. А значит — налоги, взносы, пени и штрафы.
Конечно, если у вас есть все доказательства — договоры, акты, переписка и т. д. — защитить себя перед проверяющими и в суде будет проще.
Но самый большой риск, если самозанятый утратит статус или добровольно откажется от него, а заказчику не сообщит. Вот тогда объяснить, почему вы не платили за него взносы, хотя оплачивали работу физлицу, будет гораздо труднее. Судебная практика тут не в пользу заказчиков.
Все исполнители на платформе Qugo уже зарегистрированы как самозанятые. Кроме этого, платформа сама проверяет статус самозанятого при заключении договора и проведении оплаты. Вам не надо волноваться о статусе исполнителя и нести финансовые потери из-за его недобросовестности.
Контроль налоговиков
ФНС много раз предупреждала компании, что работа с самозанятыми не должна быть постоянной. Нельзя просто заменить штатных сотрудников на плательщиков НПД — это незаконная налоговая оптимизация.
В 2021 году налоговики начали массово вызывать компании на допросы в отношении самозанятых — подозревать в подмене трудовых отношений.
Ходить на прием к налоговикам никому не хочется, для любого руководителя вызов в ФНС — это стресс, да еще и нужно тщательно подготовиться к нему (не все директора знают, с кем именно работает компания, ведь напрямую с исполнителями они могут и не контактировать).
Поэтому стоит подготовить для лиц, ответственных за заключение договоров, чек-лист (используйте рекомендации из этой статьи и других, ссылки на которые мы давали в самом начале).
Отказываться от работы с самозанятыми или нет?
У некоторых могла появиться идея, что лучше вообще не работать с плательщиками НПД. Зря!
Для компании выгодно сотрудничать с самозанятыми. Главное — соблюдать законодательство. Заключать договоры только на разовые заказы, не контролировать ход работ, а указать в договоре конкретные цели и задачи, поставленные самозанятому и ответственность за их неисполнение, не принуждать никого к сотрудничеству через самозанятость.
Размещайте задания, подписывайте договоры и проводите оплату через Qugo. Остались вопросы или сомнения — мы проконсультируем вас по работе с самозанятыми.
Qugo
Платформа для работы с самозанятыми, открытый маркетплейс, выплаты, электронные документы.
Хотите начать работу, но остались вопросы?
Комментарии
2Коллеги, поделитесь опытом - вот есть бухгалтер, которые фактически ведет несколько разных компаний (или/и ИП), но оформлен официально только в одной. Он также является самозанятым и хочет оказывать какие-то разовые услуги компаниям из этой группы (это реальные услуги, не придуманные), причем в организациях может быть тот же директор или учредитель, что и в той организации, где он работает по ТД. Какие риски? Будут стремиться налоговики доказывать, что есть взаимозависимость и фактически работа на одного и того же работодателя или как? Я сама с таким сталкиваюсь и знаю, что у знакомых (не только бухгалтеров) такие вопросы возникают.
Добрый день!
Благодарим за вопрос! Вопрос действительно непростой. В описанной ситуации мы не видим никаких незаконных схем. Однако, учитывая специфику самозанятости и возможную аффилированность компаний, считаем, что:
1) такой бухгалтер по самозанятости может оказывать разовые услуги;
2) эти услуги должны быть конкретно описаны и зафиксированы.
Например: формирование и подача налоговой декларации за второй квартал 2022 года или проведение аудита по учету первичной документации (указать срок аудита и результатом должен быть сформированный отчет по аудиту, где указано, что исправить).