Самозанятые

Правильный договор с самозанятым. Как его составить

Самозанятый, он же плательщик налога на профессиональный доход, выступает исполнителем по договору оказания услуг или выполнения работ, реже поставщиком по договору купли-продажи. В любом случае сделку с самозанятым нужно обязательно закрепить. С одной стороны — снизить риски неисполнения обязательств, с другой — обезопасить себя от претензий ФНС.
Правильный договор с самозанятым. Как его составить

В чем преимущества работы с самозанятыми

Ни для кого не секрет, что бизнес задумал использовать самозанятых для налоговой экономии почти сразу, когда только появились первые разговоры о них. Налоги исполнитель платит сам, взносы за него платить не надо, больничные, отпуска — также не нужно оплачивать. Конечно, это выгодно.

Вот только налоговики сразу сказали, что использовать самозанятых вместо работников по трудовому договору — нельзя. В законе № 422-ФЗ есть даже оговорка — самозанятый не может работать у бывшего работодателя, если уволился раньше, чем 2 года назад.

Даже если это правило соблюдено, налоговики все равно могут заинтересоваться, почему компания активно использует услуги самозанятых. И провести проверку, нет ли в данном случае подмены трудовых отношений.

Выглядит это примерно так:

Причем, самого самозанятого тоже могут вызвать в налоговую. Задать вопросы вроде:

  • Кто давал задачи по работе?

  • Кто оформлял документы?

  • В какое время вы выполняли заказ?

И от того, насколько ответы самозанятого совпадут с пояснениями, которые давал заказчик, будет зависеть вердикт ФНС.

О судебной практике по работе с самозанятыми в блоге Qugo мы уже рассказывали.

Платформа для работы с самозанятыми

Возьмем на себя всю рутинную работу, автоматизируем документооборот и выплаты

Получите образец договора с самозанятым

Оставьте свои контакты, и мы пришлем вам документы:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Так что же делать?

Есть ряд советов, как работать с самозанятыми:

  • не сотрудничать с бывшим работником;

  • не нужно передавать ему работу, которую ранее выполнял штатный сотрудник;

  • избегать любых признаков подчинения — они будут использованы против вас;

  • составить правильный договор.

Налоговики в первую очередь смотрят документы, в том числе и договор, поэтому он не должен даже отдаленно напоминать трудовой. В противном случае отношения с плательщиком НПД будут переквалифицированы в трудовые.

Работайте с самозанятыми через онлайн-платформу Qugo.

  • Автоматическое формирование закрывающих документов.

  • Проверка статуса исполнителя.

  • Договор, отвечающий требованиям законодательства РФ.

Возможно любое количество самозанятых в личном кабинете заказчика и массовые выплаты (удобно, если вы работаете с курьерами, водителями, копирайтерами или мерчендайзерами).

Что указывать в договоре с самозанятым

Начиная составлять договор, сразу в преамбуле, где прописываются стороны, укажите:

«исполнитель, ФИО, является плательщиком НПД согласно Федеральному закону № 422-ФЗ от 27.11.2018»

или

«исполнитель применяет специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход».

Так как это договор гражданско-правового характера, то платят за результат, а не за рабочее время. Не должно быть никакого намека, что исполнитель должен что-то делать ежедневно, с такого-то по такое-то время. Он оказывает определенные услуги самостоятельно, в то время, которое сам себе устанавливает.

Если вам как заказчику важно контролировать ход работ, можно предусмотреть поэтапную передачу результатов.

Например, если самозанятый делает долгосрочный ремонт служебного автомобиля, можно договориться о приемке каждого вида работ: переборка двигателя, замена подшипников, сход-развал и других по отдельности. На каждый этап составлять акт и оплачивать.

Обязательно нужно указать, что самозанятый предоставляет чек из приложения «Мой налог». Можно даже прописать штрафные санкции за его непредоставление, потому что это главный документ, подтверждающий ваши расходы на исполнителя.

Лучше всего, если чек вы будете получать сразу в день оплаты, хотя закон позволяет в случае безналичного платежа передавать чек до 9-го числа следующего месяца.

Платформа Qugo позволяет обеим сторонам договора не волноваться о чеке, так как он формируется автоматически в момент оплаты. Заказчик сразу получает документ, необходимый ему для учета расходов и исполнителю не нужно следить за его своевременной передачей.

По поводу составления акта Минфин несколько лет назад указывал, что он не обязателен (письмо Минфина от 26.03.2020 № 03-11-11/24008). Однако у налоговиков позиция другая. ФНС, основываясь на положениях НК и Гражданского кодекса, считает, что затраты необходимо принимать к учету на основании акта.

В случае утраты самозанятым статуса, он обязан сообщить об этом своим заказчикам. И об этом тоже стоит упомянуть в договоре. Пропишите, что самозанятый должен незамедлительно и в письменном виде уведомить заказчика о прекращении статуса .

Как избежать подмены трудовых отношений

Даже если у заказчика нет цели сэкономить на налогах, и он просто решил воспользоваться услугами фрилансеров, налоговиков это особо не интересует. Есть формальные признаки трудового договора — есть факт нарушения, значит, будут доначисления.

В таблице мы собрали те признаки, на которые в первую очередь обращают внимание налоговики.

* Есть некоторые исключения, мы их рассмотрели в этой статье.

Сотрудник в штате может работать у одного или у нескольких работодателей: при соблюдении некоторых ограничений ТК это возможно. Но если человек работает только у одного работодателя, ничего в этом странного нет, в отличие от самозанятого.

Для плательщика НПД наличие других заказчиков — это как раз норма. А вот если он заключает договоры только с одной организацией или ИП, то налоговой или трудовой инспекции это может показаться подозрительным.

Судебная практика

Компания оказывала услуги легкового такси, водители были оформлены как самозанятые. После проверок ей доначислили НДФЛ в сумме 719 818 руб., взносы в сумме 1 416 412,03 руб. и пени в сумме 223 580,62 руб. А также привлекли к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 283 282,4 руб.

Дело прошло только первую инстанцию, судебный акт не обжаловался. Суд встал на сторону налоговиков. Общий вывод: физлица получали от компании денежные средства за перевозку пассажиров, данные средства являются объектом для обложения НДФЛ и взносами.

Налоговики и суды посчитали, что водители такси, хоть и работали на основании агентских договоров, но компания действовала как обычный работодатель, а не посредник.

Вероятно, сыграли роль регулярность выплат и отсутствие иных документов, свойственных гражданско-правовому документообороту. Больше такая деятельность напоминала, с точки зрения проверяющих, именно трудовые отношения между компанией по перевозке пассажиров и водителями.

Источник: дело № А72-236/2020.

Платформа для работы с самозанятыми

Не знаете, как встроить самозанятых в работу компании? Хотите сократить расходы на персонал?

Проведем бесплатный HR-аудит и ответим на все вопросы

Оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами:

Принимаю оферту и даю согласие на сбор персональных данных и их распространение

Комментарии

1
  • ЕЛЕНА

    Да-да, сама вчера от налоговиков отбивалась. Говорю, что у меня много клиентов, я на себя работаю, на своем оборудовании, со своими расходами, услуги по мере необходимости оказываю, могу вообще неделю на клиента ни минуты не потратить, а могу им плотно несколько дней заниматься, главное чтобы услуги были оказаны без претензий. Они говорят, что понимают, но раз я оказываю услуги постоянно (парикмахер тоже каждый месяц стрижет людей...) , должна с ними договор ГПХ заключать. Так мой договор услуг и есть договор ГПХ (Гражданским кодексом регулируется!!!), только я в статусе самозанятого. Приложила к ответу свое пояснение. Приписала , что пойду в суд, если клиенту доначислят что-нибудь, т.к. помимо денег еще и репутация моя пострадает, вот теперь жду ответных действий :)