Самозанятые

Каждый бухгалтер мечтает работать на фрилансе. Как компании создать dream-team из самозанятых?

Отношение бухгалтеров к фрилансу очень разное. Кто-то считает, что это — огромная нагрузка, ненормированный рабочий день и небольшие деньги, а другие всей душой рвутся в фриланс и готовы оставить для этого престижную должность главбуха. Откуда такое разное отношение, и можно ли из энтузиастов-бухгалтеров построить отличную удаленную команду?
Каждый бухгалтер мечтает работать на фрилансе. Как компании создать dream-team из самозанятых?

Зачем бухгалтеру фриланс?

Если речь о том, чтобы работать в аутсорсинговой компании «на дядю», то тут отношение большинства представителей профессии сходится — это тяжелая рутинная работа, отнимающая все силы и недостойно оплачиваемая. Порой на одного бухгалтера приходится несколько десятков компаний, в которых надо вести учет. Автоматизация спасает, но не слишком.

С другой стороны, когда речь заходит об аутсорсинге как способе работать на себя, то есть о фрилансе, — самому вести учет в организациях и у ИП, готовить и сдавать отчетность, оказывать другие услуги (например, очень популярная — восстановление учета) — тогда такой вид занятости становится очень привлекательным.

Регулировать нагрузку можно самому. Хочешь — веди 20 небольших ИП, хочешь — сотрудничай с крупными компаниями, хватит трёх-четырёх, чтобы создать себе надежную финансовую подушку. Или вообще оказывай разовые услуги разным клиентам. Например, составляй декларации 3-НДФЛ для физлиц. Стоимость тоже устанавливаешь самостоятельно.

Хорошо, что профессия современного бухгалтера — одна из тех, что позволяет специалисту даже не выезжать в офис к заказчику, а вести учет из любой удаленной локации. К 1С и другим программам можно подключиться удаленно, передавать документы посредством ЭДО и автоматизировано сдавать отчетность во все госорганы.

Технически воплотить мечту в жизнь вполне реально. Остается выяснить, в чем преимущества перехода из штатной офлайн-бухгалтерии в ряды фрилансеров.

Основные плюсы для специалиста:

  • самостоятельное планирование графика работы и продолжительности трудового дня;

  • можно равномерно распределить рабочую нагрузку в зависимости от периода;

  • возможность комфортного совмещения рабочих обязанностей и личных дел;

  • выбор нагрузки по силам и квалификации;

  • определение стоимости своих услуг;

  • свобода выбора заказчиков;

  • возможность продолжать работу из любой локации (хоть на даче, хоть в другой стране).

Многие бухгалтеры, ушедшие во фриланс, выбирают самозанятость. Она позволяет заниматься своим делом, не отвлекаясь на то, чтобы вести собственный учет, считать налоги и сдавать декларации. Главное — вовремя показывать доход в приложении «Мой налог» и выдавать клиентам документы.

Работать самозанятым бухгалтером с любым количеством заказчиков и искать их удобно с Qugo — автоформирование закрывающих документов, своевременная уплата налога в бюджет, контроль сроков выполнения задач, возможность работы с заказчиками из любого уголка России и мира, получение оплаты на карту, услуги Qugo для исполнителей бесплатны.

Больше 50% ИП выбирают для себя работу с внештатным бухгалтером, малый и средний бизнес готов использовать привлеченных исполнителей, причем обращаются они к аутсорсеру регулярно, а это значит — относительно стабильный заработок. 

Крупный бизнес перекладывает на аутсорсинг решение отдельных задач или проектов. К примеру, подготовку документов для открытия филиала или обработку первички. Поэтому на рынке бухгалтерские услуги востребованы, причем все чаще преимущество отдается частным специалистам — тем, кто ушел во фриланс, получив богатый опыт работы в штате, и готов предложить оптимальную цену за свои услуги. У фрилансеров оптимально сочетаются качество и стоимость

Зачем бизнесу прибегать к услугам бухгалтеров-фрилансеров?

Теперь разберемся с преимуществами для другой стороны. До недавнего времени главным плюсом было принято считать экономию.

Действительно, заказать услуги у фрилансера, за которого не нужно платить страховые взносы и НДФЛ (если речь идет о самозанятом или ИП на любой системе налогообложения), представлялось существенным сокращением затрат на фоне содержания целого штата бухгалтерии. Однако 2020 год, а точнее период пандемии показал — это не единственное и далеко не главное преимущество.

Аутсорсинг также выгоден для заказчика:

  • снижением финансовых рисков и операционной эффективностью;

  • отсутствием кадровой волокиты;

  • возможностью вывести налоговый и бухгалтерский учет из круга рутинных задач и непосредственно заняться бизнесом.

Последнее особенно актуально для индивидуальных предпринимателей, которые зачастую не просто владеют бизнесом, но еще и ведут операционную деятельность.

Есть и еще один приятный «бонус» — расходы на аутсорсинг можно учесть как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Главное, чтобы исполнитель мог представить документы, подтверждающие оплату. Самозанятые выдают чек из приложения обычно в электронном виде. Его можно переслать по e-mail или смс, можно и распечатать на бумаге. 

В блоге мы уже рассказывали, что для целей налогообложения стоит подстраховаться и получить более полный пакет документов — договор и акт. А еще рассматривали типичные ошибки заказчиков при составлении договора.

Причем, ограничений по количеству привлеченных исполнителей нет, главное не заменять ими штатных сотрудников (например, оговаривать, что самозанятый будет заниматься учетом с 8.00 до 17.00 каждый день — верный путь указать проверяющим из Трудинспекции или ФНС, что вы на самом деле просто нанимаете удаленного сотрудника).

Можно поручить одному исполнителю подготовку отчетов по персоналу, а другому — декларации по НДС и прибыли. Третий будет составлять бланки трудовых договоров, а четвертый — вести аналитику по дебиторке и заниматься управленческим учетом. Не забудьте составить с самозанятым грамотный договор — это залог соблюдения самозанятым сроков и фиксирование любых договоренностей, которые для заказчика принципиальны. К примеру, соблюдение коммерческой тайны.

Платформа для работы с самозанятыми

Возьмем на себя всю рутинную работу, автоматизируем документооборот и выплаты

Получите образец договора с самозанятым

Оставьте свои контакты, и мы пришлем вам документы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Где заказчику искать профессиональных бухгалтеров-фрилансеров?

Самый очевидный путь — проштудировать площадки по подбору персонала. Там можно найти специалистов из любых городов и регионов России. 

Также подходящий вариант может встретиться в тематических группах в соцсетях или на бухгалтерских сайтах. 

Однако такой подбор кандидатов требует больших временных затрат, а статус налогоплательщика НПД, благонадежность и профессионализм придется проверять самостоятельно.

Сегодня многие компании предпочитают сотрудничать со специализированными платформами. Qugo — официальный партнер ФНС, сервис берет на себя операционную нагрузку и автоматизирует процесс взаимодействия с исполнителями.

На платформе вы можете работать с самозанятыми, ИП или физлицами без специального налогового статуса по договорам ГПХ. Автоматически будет проверяться статус самозанятого исполнителя, вы получите все необходимые документы, обосновывающие расходы.

Как организовать работу с фрилансерами?

Итак, нужные специалисты подобраны. Как организовать их слаженную работу и взаимодействие с заказчиком, учитывая, что все действия, скорее всего, будут удаленными? Разберемся по пунктам.

1. Оформить отношения договором

Самое главное — этот документ не должен напоминать трудовой договор. Иначе отношения между компанией и фрилансером будут переквалифицированы в трудовые.

В законе № 422-ФЗ даже есть оговорка: самозанятый не может заключить договор с бывшим работодателем, если с момента его увольнения прошло менее 2 лет. Если хотите привлечь в исполнители бывшего бухгалтера, который недавно ушел в “свободное плавание” — ничего не получится.

То же самое касается договоров с ИП и любыми другими фрилансерами. Подход к переквалификации договоров в трудовые у налоговиков идентичен для всех.

2. Дать доступ к системам

После подписания договора необходимо передать бухгалтеру-фрилансеру необходимые доступы. 

Возможно два варианта:

  • Дать удаленный доступ к информационному серверу, где размещены специализированные бухгалтерские программы и приложения;

  • Если ПО размещено на облачных серверах, то достаточно выдать фрилансеру логин и пароль от личного кабинета.

При необходимости права доступа можно ограничить. Например, фрилансер сможет увидеть только данные по сотрудникам, а выписки банка или выставленные организацией документы — нет.

Обратите внимание, что в идеале аутсорсер должен работать с собственными программами и тем более оборудованием. Но, если последнее заказчик точно предоставлять не должен (бухгалтер будет работать со своего ПК или ноутбука, распечатывать документы на своем принтере и т. д.), то доступ к программам, скорее всего, потребуется. 

Во-первых, не всегда у исполнителя та же программа или ее конфигурация, которая совместима с вашей (бухгалтер просто не сможет выгрузить в вашу базу документы). Во-вторых, у него может не быть какого-то специфического софта (крупные компании часто используют собственные разработки, приложения или системы). 

3. Оформить на самозанятого МЧД

Если ваш бухгалтер будет передавать отчетность в налоговую самостоятельно (например, заказчик-ИП может не иметь договора с оператором ЭДО на отправку электронной отчетности, в отличие от ИП-исполнителя), то исполнителю нужно выдать МЧД — машиночитаемую доверенность.

Она необходима для того, чтобы исполнитель мог подписать и отправить отчетность в налоговую сам. Правда тут есть определенные риски. Несмотря на то, что исполнитель всего лишь передает отчеты, как доверенное лицо, налоговикам может показаться, что и тут прослеживаются трудовые отношения (это не так, но доказывать это ФНС долго и сложно).

И все же в 2022 году можно выдавать подобные доверенности. Для этого:

  • У исполнителя должна быть усиленная электронная подпись (УКЭП). Получить ее физлицо может в любом аккредитованном удостоверяющем центре, а ИП — в ФНС).

  • Заказчик должен оформить машиночитаемую доверенность, ее подписывает директор (ИП) с помощью УКЭП.

При подаче отчетности фрилансер может удостоверять ее собственной УКЭП и обязательно прикладывает файл МЧД.

Для аутсорсеров есть важный нюанс, подробности здесь.

4. Решить вопрос с выплатой вознаграждений фрилансеров и получением от них закрывающих документов

В договоре ГПХ, заключенном с фрилансером, должна быть обозначена сумма вознаграждения за определенный объем оказанных услуг. 

Не забывайте подписывать с удаленными исполнителями закрывающие документы (акты об оказании услуг). Если фрилансер имеет статус самозанятого, он обязан предоставить заказчику чек при каждом поступлении денежных средств.

Если таких самозанятых в вашей команде много (это не обязательно должны быть бухгалтеры), то стоит автоматизировать большую часть процессов. Например Qugo автоматически проверяет налоговый статус исполнителя перед каждой выплатой, формирует закрывающие документы, включая чеки и акты, направляет заказчику уведомление в случае аннулирования чека

Если ваши исполнители — граждане ЕАЭС, Qugo самостоятельно формирует уведомления в МВД. Также вы можете интегрировать Qugo с 1С по API. Персональный менеджер ответит на любые вопросы по работе с сервисом и поможет с настройками личного кабинета.

Платформа для работы с самозанятыми

Возьмем на себя всю рутинную работу, автоматизируем документооборот и выплаты

Получите образец договора с самозанятым

Оставьте свои контакты, и мы пришлем вам документы:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Комментарии

1
  • margo.127350

    Даже не знаю, что думать. Вместо образца договора по запросу предоставили по ссылке два ненужных акта.

Жара спровоцировала рост цен на мороженое

По данным госсистемы маркировки «Честный ЗНАК», во втором квартале 2024 года средневзвешенная цена мороженого составила 732 рубля за 1 килограмм. Это на 8% больше, чем в первом квартале, когда средняя цена была на уровне 703 рублей за кг.

Общество

Названы регионы-лидеры по заявкам на премии Правительства в области качества-2024

Роскачество представило рейтинг субъектов РФ по количеству заявок на участие в конкурсе на соискание премий Правительства РФ в области качества 2024 года.

Средний размер потребкредита составил 177,1 тыс. рублей

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных потребительских кредитов составил 177,1 тыс. руб.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мошенники начали прикрываться аномальной жарой

Чтобы убедить своих жертв раскрыть персональные данные и коды из СМС, аферисты прикрываются даже ссылками на летнюю жару.

Какие ключевые показатели финансового состояния необходимо отслеживать

Успех любого бизнеса, будь то фрилансер, индивидуальный предприниматель или малый и средний бизнес, зависит от умения грамотно управлять своими финансами. Для этого необходимо регулярно отслеживать ключевые финансовые показатели, которые помогут понимать текущее состояние бизнеса и принимать обоснованные решения. В этой статье рассмотрим основные из них.

Какие ключевые показатели финансового состояния необходимо отслеживать
Инвестиции

Недвижка наконец-то рухнула на 1%, ключ 18%, завершился дивидендный сезон, а рубль показал всем чью-то мать. Воскресный инвестдайджест

Эльвира Сахипзадовна преподнесла нам ключевую ставку 18%, ужесточила риторику и сделала инфляции ататат. Инфляция испугалась, а недвижка вообще обвалилась на 1%! Пока эксперты прогнозируют курс доллара по 100, он почему-то 86. Кроме того, закончился дивидендный сезон, ждём новые IPO, а эфир стал падать вместо того, чтобы расти.

Недвижка наконец-то рухнула на 1%, ключ 18%, завершился дивидендный сезон, а рубль показал всем чью-то мать. Воскресный инвестдайджест
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
ВЭД

Какая информация передается в рамках автоматического обмена информацией по финансовым счетам

Казахстанцы массово получают уведомления от налоговиков о незадекларированных зарубежных доходах. Именно информация, полученная в рамках автоматического обмена, стала основанием для рассылки таких уведомлений.

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Личные финансы

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах

Все мы, кто родился в СССР — жертвы ограничивающих установок. С самого детства мы многократно слышали негативные фразы про деньги.

А правильно ли вы разговариваете с детьми о деньгах
Экономика России

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Кредитование

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

Мошенничество

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
3
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.