ЭДО

Электронная подпись для внештатного исполнителя: зачем нужна и как настроить документооборот

Бизнес давно оценил преимущества удаленного взаимодействия с контрагентами и контролирующими службами. С физическими лицами тоже можно обмениваться электронными документами, но тогда исполнителю понадобится электронная подпись.
Электронная подпись для внештатного исполнителя: зачем нужна и как настроить документооборот
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Расскажем про проблемы документооборота с внештатниками, какие подписи им можно использовать и как это все настроить.

Документооборот с внештатными исполнителями

Как правило для оформления сотрудничества с внештатными исполнителями заказчик заключает договор ГПХ на выполнение работ (оказание услуг). Речь идет о следующих типах фрилансеров:

  • физические лица;

  • самозанятые;

  • индивидуальные предприниматели.

Состав документов при сотрудничестве с разными типами исполнителей будет несколько отличаться.

Подписывайтесь на телеграм-канал Qugo и вы будете первыми в курсе новостей из мира самозанятости и внештатного персонала.

Самозанятый исполнитель

Если договор заключают с самозанятым, то предварительно стоит убедиться, что исполнитель действительно работает на режиме НПД. Нужно запросить у него справку о постановке на учет. Исполнитель может прислать справку на электронную почту или в мессенджер. На справке уже будет стоять электронная подпись ФНС.

Подписание договора на практике происходит примерно так.

  • Сначала стороны подписывают скан договора: заказчик направляет по почте самозанятому подписанный скан документа, исполнитель его распечатывает, ставит свою подпись и сканирует готовый вариант.

  • Затем, также, посредством электронной почты исполнитель направляет договор в адрес заказчика.

Но договор в такой форме не имеет юридической значимости.

Бумажный формат договора, подписывают, как правило, уже по окончанию работ вместе с актом. Заказчик передает подписанный документ самозанятому почтовым отправлением. А исполнитель должен вернуть по почте подписанные договор и правильно составленный акт, что на практике встречается не всегда.

Договор и акт выполненных работ (оказанных услуг) – это документы, которые имеют большее значение для заказчика. Так он сможет принять в расходы понесенные затраты на оплату услуг исполнителя и отстоять свою позицию перед проверяющими в случае попытки переквалификации отношений с самозанятым в трудовые. Поэтому для заказчика важно наряду с чеком от самозанятого иметь еще комплект закрывающих документов.

В то время как для исполнителя важно получить оплату и направить заказчику чек, сформированный в приложении «Мой налог». Вот почему не всегда фрилансер-самозанятый будет тратить время и деньги на отправку бумажных документов почтой. Тем более, если это разовая работа или услуга.

Исполнитель – физлицо

С получением закрывающих документов от исполнителя физлица тоже могут быть определенные сложности.

Сотрудничество с физлицом, как правило, оформляется договором ГПХ на оказание услуг или подряда. Для подтверждения экономического обоснования работ (услуг) заказчику понадобится акт выполненных работ (оказанных услуг).

Проблемы могут наступить тогда, когда исполнитель уже получил оплату, заказчик удержал и перечислил в бюджет НДФЛ, а также страховые взносы 27,1% (с 2023 года 30% – закон от 14.07.2022 № 237-ФЗ), а закрывающие документы все еще в пути, а потом и вовсе затерялись на почте. Далее «теряется» и сам исполнитель, заново подписать документы возможности нет.

Если у заказчика нет на руках договора и акта с указанием перечня и объема работ (услуг), то включить в расходы затраты на оплату сотрудничества с исполнителем нельзя.

Выход есть – подать на физлицо в суд с требованием вернуть перечисленные деньги как сумму необоснованного обогащения (ст. 1102 ГК). Но это уже дополнительные судебные расходы.

Исполнитель ИП

Сотрудничество с физлицом со статусом ИП также можно оформить договором ГПХ на оказание услуг или подряда. По окончанию работ перед совершением оплаты ИП должен предоставить акт.

С исполнителем ИП в плане документооборота все должно быть проще. Большинство предпринимателей пользуются усиленной квалифицированной электронной подписью. Тогда обмен закрывающими документами, подписанными электронной подписью, посредством ЭДО (или даже просто по почте) не составит труда.

Если у ИП электронной подписи нет, остается стандартный вариант обмена документами с удаленным исполнителем – письмо Почтой России. При этом почтовые отправления – способ долгий и не очень надежный.

Типы электронных подписей

Электронные подписи бывают трех видов:

  • Простая электронная подпись (ПЭП) – представляет собой сочетание логина и пароля. Применяется в рамках защищенных сервисов (коммерческие и государственные сайты). Например, при входе в «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС необходимо авторизироваться – ввести логин и пароль (это и есть ПЭП). Предоставляется такая подпись бесплатно.

  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП) – формируется с использованием специальных средств шифрования и криптографии. Подпись состоит из комбинации ключа подписи и ключа проверки. Это уже более надежный вариант, но не полноценная замена собственной подписи. Получают УНЭП также бесплатно. Пример УНЭП – подпись, которую выдает ФНС физлицам для отправки документов в «Личном кабинете налогоплательщика».

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) – формируется такая подпись при участии специальных средств шифрования и криптографии, которые получили государственный сертификат. Подпись – платная, получить можно только в Удостоверяющем центре ФНС. Именно УКЭП полностью заменяет собственноручную. Для использования подписи необходимо приобрести специализированное ПО – Криптоплагин.

Использование ПЭП или УНЭП в подписании документов возможно только, если стороны оформили соглашение о взаимном признании таких типов подписи. Это сопровождается дополнительной бумажной волокитой

Обмениваться документами, подписанными УНЭП, можно посредством сервиса ЭДО и ссылок. Но в этом случае придется уговаривать каждого исполнителя подключиться к ЭДО, где зарегистрировался заказчик. Процедура регистрации и верификации в сервисе не вызывает у исполнителей особого энтузиазма.

Обмен документами, подписанными УКЭП – более надежный вариант, но затратный для исполнителя. Процедура получения подписи платная. Также необходимо приобрести ПО Криптоплагин. При этом процесс установки программы технически довольно сложный, и не каждый пользователь с ним справится. Однако документ, подписанный УКЭП можно направить любым удобным способом, без привязки к конкретному оператору ЭДО.

Специальный сервис для работы заказчиков и исполнителей

Специальные сервисы для работы с исполнителями обеспечивают электронный обмен закрывающими документами. При этом нужно только пройти простую регистрацию.

Пример такого сервиса – платформа Qugo, является официальным партнером ФНС. Исполнителю-самозанятому достаточно пройти регистрацию и открыть сервису доступ через приложение «Мой налог». Исполнитель автоматически получает простую электронную подпись в процессе регистрации на платформе, кроме того он уже прошел проверку со стороны ФНС.

Договоры и акты подписываются мгновенно и вместе с чеками хранятся в личном кабинете заказчика. Одна из задач сервиса – отслеживать, чтобы все закрывающие документы были оформлены корректно и подписаны вовремя.

Доступна интеграция сервиса с учетной программой заказчика. Также сервис Qugo организует выплаты исполнителям на любые карты РФ. А перед каждой выплатой проверит статус самозанятого исполнителя.

А если у заказчика возникнут вопросы, то клиентская поддержка Qugo всегда поможет с подключением. Специалисты компании подскажут, как избежать рисков переквалификации сотрудничества с внештатным персоналом в трудовые отношения и не попасть на блокировку счета.

Онлайн-платформа для работы с физлицами, самозанятыми и ИП

Возьмем на себя всю рутинную работу, автоматизируем документооборот и выплаты

Остались вопросы по работе с внештатным персоналом?

Оставьте свои контактные данные и получите бесплатную консультацию

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Реклама ООО «КЬЮГО ТЕК», ИНН 7727452605, erid: LjN8KPT1u

Начать дискуссию

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Интересные материалы

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России