Бухгалтерский учет расходов на самозанятых
Бухгалтерский учет расчетов с самозанятыми принципиально не отличается от учета расчетов при получении услуг или товаров от поставщика. Чтобы отразить расчеты, используют:
счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование счета 70 — ошибка, так как этот счет предназначен только для расчетов по трудовым договорам. Договоры с самозанятыми — гражданско-правовые, и их содержанию нужно уделять большое внимание, чтобы ничто не могло указать на сокрытие трудовых отношений.
Сотрудничество с самозанятыми на платформе Qugo позволит минимизировать риски переквалификации отношений. На платформе доступны шаблоны договоров и актов, которые учитывают необходимые условия и нюансы.
Расплатиться с самозанятым заказчик вправе:
наличными;
безналичным переводом с расчетного счета;
переводом электронных средств платежа.
Важно: если самозанятый зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то наличные расчеты с ним ограничены суммой 100 000 рублей по одному договору (п. 4 Указания ЦБ № 5348-У).
Выплата гонорара исполнителю на НПД отражается проводкой: Дт 60 (76) Кт 50 (51, 55).
А проводки по отнесению расходов на самозанятых на счета затрат зависят от того, что именно делал самозанятый:
Дт 08 — Кт 60 (76) — самозанятый продал изготовленное лично основное средство или произвел монтаж / настройку нового, купленного у другого поставщика, основного средства.
Дт 10 — Кт 60 (76) — самозанятый поставил изготовленные собственноручно материалы.
Дт 20 — Кт 60 (76) — плательщик НПД выполнил работы для нужд основного производства, например, расходы на ремонт станка.
Дт 26 — Кт 60 (76) — самозанятый оказал услуги для общехозяйственных нужд, например настроил компьютер, оказал бухгалтерские услуги.
Дт 44 — Кт 60 (76) — исполнитель оказал услуги, связанные с продажей продукции, товара, работ, услуг, например, курьерская доставка, фасовка товара.
Дт 91.2 — Кт 60 (76) — самозанятый оказал услуги, не связанные с производством, например, отремонтировал крышу после падения дерева.
Больше подробностей о сотрудничестве с внештатным персоналом и новостях из мира самозанятости — в телеграм-канале Qugo.
Налоговый учет расходов на самозанятых
Заказчик вправе учесть оплату самозанятому в расходах на ОСНО, ЕСХН и УСН «Доходы минус расходы», если выполняется требование п. 1 ст. 252 НК, то есть расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
Платформа Qugo предоставляет заказчикам полный пакет документов, которые необходимы для учета расходов на самозанятых. А использование ЭДО поможет избежать бумажной волокиты и проблем с хранением и поиском документов.
Дата принятия расходов в налоговом учете зависит от применяемого метода:
Если налогоплательщик использует кассовый метод, то отразить расход в налоговом учете нужно датой, когда заказчик оплатил услуги самозанятого.
При методе начисления возможны варианты:
если приемка услуг произошла после расчетов, то отражать в налоговом учете нужно датой акта;
если подписание акта предшествовало выплате вознаграждения — принимать к учету нужно датой чека.
Какие документы нужны для учета расходов на самозанятых
Заказчик услуг самозанятого вправе подтвердить расход при определении налогооблагаемой базы только чеком от исполнителя. Банковская квитанция о зачислении денег — не подтверждение расходов плательщика. Важно, чтобы самозанятый именно задекларировал свой доход, то есть сформировал чек в приложении «Мой налог».
Исполнитель не сможет выдать чек, если утратил статус самозанятого или его доход превысил 2,4 млн рублей. Поэтому заказчику нужно проверять статус исполнителя перед каждой выплатой. Это сложно, если компания сотрудничает с большим числом плательщиков НПД.
Сервис Qugo проверяет статус исполнителя при регистрации и перед каждой выплатой и заблокирует платеж, если самозанятый утратил статус.
Договор — это основание для выплаты, он может быть устным или письменным. Письменный договор, который удовлетворяет требованиям к договору ГПХ — подтверждение того, что под самозанятостью не скрывают трудовые отношения.
Акт — это детализация оказанных услуг и фиксация вознаграждения самозанятого.
Акт и договор не подтвердят расход заказчика для целей налогообложения, если нет чека (письмо ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899).
Поэтому заказчикам нужно следить за своевременным получением чеков от самозанятых и, при необходимости, проводить претензионную работу.
Однако, приложение «Мой налог» дает возможность аннулировать сформированный самозанятым чек. Это нужно, когда исполнитель вернул деньги заказчику, или чек был сформирован ошибочно.
Но, если плательщик НПД оказался нечестным и аннулировал чек, чтобы занизить налоговую базу, у заказчика возникнут проблемы. Как действовать в такой ситуации, читайте здесь.
Сотрудничайте с самозанятыми безопасно и с соблюдением законодательства через платформу Qugo.
Открываем секреты безопасной работы с самозанятыми
Рассказываем, как минимизировать риски взаимодействия
Получите полезную памятку для бизнеса
Реклама: ООО «КЬЮГО ТЕК», ИНН 7727452605, erid: LjN8JuExh
Комментарии
41. Если налогоплательщик использует кассовый метод, то отразить расход в налоговом учете нужно датой, когда заказчик оплатил услуги самозанятого.
Серьезно? А если это аванс и акт будет в следующем периоде?
Да, при кассовом методе расход отображается той датой, когда он действительно произошёл, поэтому по кассовому методу необходимо предоставить закрывающие документы в текущем периоде
Авансовые платёжи самозанятым не запрещены, но мы крайне их не рекомендуем делать (только если это оплата за уже произведённые работы или частично оказанные услуги). Допустимо ли в будущем сделать акт на всю сумму? - Да, допустимо. Но каждый платёж самозанятому обязательно подразумевает формирование чека. Т.е. кассовым методом будет учтён чек на сумму аванса, а когда будет произведён полный расчёт, надо будет доложить чек на вторую сумму, а акт в таком случае будет допустимо сделать на общую сумму по договору
2. если подписание акта предшествовало выплате вознаграждения — принимать к учету нужно датой чека.
А это вообще новелла в методе начисления. Т.е. по дате акта нельзя расходы принять?? Что за "профессионалы" пишут эти статьи? И они еще хотят чтобы кто-то купил их платформу :)
Согласно №422-ФЗ при работе с самозанятым единственным обязательным закрывающим документов является чек. В чеке видна дата, когда произошёл платёж и учёт услуги. Заказчики обязаны по самозанятым предоставлять чеки. Может ли заказчик предоставить акты в дополнение к чекам? - Конечно, может. Может ли при этом чек относится к одному периоду, а акт - к другому? - Да, это допустимо
Но акт не является обязательным документом - им является чек. Мало того, если будут и чек, и акт, акт не будет основным документом. Поэтому мы и написали в тексте о важности даты в чеке