Инвентаризация

Как провести инвентаризацию перед составлением годового отчета

Рассказываем, как провести годовую инвентаризацию по действующим правилам и при досрочном переходе на ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация».
Как провести инвентаризацию перед составлением годового отчета
Иллюстрация: Академия «Регламент»

Какие правила инвентаризации действуют сейчас и когда можно переходить на новый стандарт

В 2023 и 2024 годах порядок проведения инвентаризации регулируют два документа: Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» обязательно применять с 1 апреля 2025 года. Добровольно можно начать применять его и досрочно. Причем с любой даты, потому что стандарт не влияет непосредственно на показатели отчетности.

ФСБУ 28/2023 не отменяет приказы № 34н и № 49. После перехода на новый стандарт эти документы можно по-прежнему применять в той части, в которой они не противоречат стандарту.

На бюджетные организации ФСБУ 28/2023 не распространяется. 

Также по отдельным правилам следует проводить инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней (инструкция, утвержденная приказом Минфина от 09.12.2016 № 231н).  

Приглашаем пройти пробное бесплатное онлайн-занятие курса «ФСБУ 25/2018: как применять самый сложный стандарт». Автор — генеральный директор Академии «Регламент» Алексей Иванов, известный читателям «Клерка» как Переводчик с бухгалтерского. В курсе он простым языком на практических примерах разбирает нюансы бухгалтерского учета аренды и дает готовые решения для внедрения в работу.

ФСБУ 25/2018: как применять самый сложный стандарт

Бесплатное пробное занятие курса Академии «Регламент»

Сделайте шаг к победе над ФСБУ!

Оставьте заявку в форме ниже, и мы откроем вам доступ

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Порядок проведения инвентаризации 

Определение даты инвентаризации и перечня объектов

Обязательная инвентаризация перед годовым отчетом предусмотрена как действующими документами, так и новым стандартом. Но в п. 16 «а» ФСБУ 28/2023 установлено, что инвентаризацию перед годовой отчетностью необходимо проводить именно на отчетную дату, за исключением компаний, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В действующих документах такого правила нет.

Если у компании есть имущество, прошедшее инвентаризацию после 1 октября, повторно проверять его перед годовым отчетом не нужно. Сейчас это правило относится к любому имуществу (п. 1.5 приказа № 49), а по новому стандарту только к основным средствам, НМА, капвложениям и запасам (п. 16 «а» ФСБУ 28/2023).

Создание инвентаризационной комиссии и ее полномочия

В общем случае инвентаризацию должна проводить инвентаризационная комиссия, которую назначает руководитель своим приказом.

Действующие правила предусматривают только один вариант, когда инвентаризационную комиссию можно не создавать. При небольшом объеме работ руководитель может поручить проведение инвентаризации ревизионной комиссии (п. 2.2 приказа № 49).

В пункте 22 ФСБУ 28/2023 более широкий перечень ситуаций, когда можно обойтись без создания инвентаризационной комиссии:

  1. Если полномочия по проведению инвентаризации в соответствии с внутренними документами компании возложены на ревизионную комиссию. При этом объем работы по инвентаризации может быть любым.

  2. Если в штате организации состоят только руководитель и главбух, либо один руководитель. 

  3. Если инвентаризацию на основании договора с организацией проводит аудиторская компания или индивидуальный аудитор.

По действующим правилам инвентаризационная комиссия обязательно должна работать в полном составе. Если нет хотя бы одного из участников, то результаты инвентаризации будут недействительны (п. 2.3 приказа № 49). В новом стандарте это требование смягчено. Можно проводить инвентаризацию, если отсутствуют не более 1/5 членов комиссии (п. 21 ФСБУ 28/2023). Это удобно, когда в комиссию входит более 5 человек. 

Например, если в комиссии 8 сотрудников, и один из них заболел, можно не откладывать проведение инвентаризации. Но если заболеют двое членов такой комиссии, то проверку придется отложить, пока не выздоровеет хотя бы один из них.

Проведение инвентаризации

Новый стандарт не вносит существенных изменений в порядок проведения инвентаризации. Как и в действующих правилах, методика проверки активов зависит от их категории (п. 4 ФСБУ 28/2023).

Если актив имеет вещественную форму, то инвентаризацию проводят путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра. Для НМА, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений и других подобных активов инвентаризация заключается в проверке и сопоставлении данных из документов.

Но в ФСБУ 28/2023 предусмотрено важное нововведение: вместо фактической проверки наличия для отдельных видов активов можно применять альтернативные способы проверки, в частности, фото- и видеофиксации. Альтернативные способы можно применять когда проверить наличие активов «вживую» невозможно или слишком затратно.

Например, удаленный сотрудник проживает в другом регионе и пользуется корпоративным компьютером. Выехать с комиссией может оказаться дороже самого компьютера. Поэтому можно приложить к инвентаризационной описи фотографию компьютера. Такой порядок Рекомендация Р-127/2021-КпР «Дистанционная инвентаризация» допускает уже более двух лет, а ФСБУ 28/2023 закрепляет его на уровне стандарта. 

Оформление результатов инвентаризации

К приказу № 49 приложены примерные формы описей и актов инвентаризации. Также бланки документов для оформления результатов инвентаризации утверждены постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.

Новый стандарт не определяет конкретные формы документов, которые нужно составить по итогам инвентаризации. В нем только приведен минимальный набор показателей для документа по инвентаризации активов, имеющих вещественную форму (п. 31 ФСБУ 28/2023):

  1. Наименование и количество, в том числе количество порядковых номеров и общее количество актива по каждой странице.

  2. Отметку о проверке цен и подсчета итогов с подписями лиц, проводивших проверку.

  3. Расписку материально ответственных лиц (МОЛ) об отсутствии претензий к комиссии и принятии активов на хранение или для использования.

  4. При смене МОЛ во время инвентаризации подписи лиц, принявших и сдавших актив.

  5. Подписи всех членов комиссии и МОЛ.

Все типовые формы, упомянутые выше, соответствуют этим требованиям. Поэтому организация может продолжать использовать формы из приказа № 49 или постановления № 88, либо доработать их под свои нужды с учетом требований ФСБУ 28/2023 и статьи 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

При необходимости к инвентаризационным описям могут прилагаться акты обмеров, расчеты, объяснения МОЛ и другие подтверждающие документы (п. 35 ФСБУ 28/2023).

Оценка результатов инвентаризации 

В результате инвентаризации могут быть выявлены излишки или недостачи имущества, а также отклонения по задолженностям и другим обязательствам.

Действующие правила предусматривают следующий порядок оценки результатов инвентаризации (п. 28 приказа № 34н): выявленные излишки имущества приходуются по рыночной стоимости, а недостачи списываются по балансовой стоимости. Порядок оценки отклонений по активам и обязательствам, не имеющим вещественной формы, в действующих нормативных документах не отражен.

В п. 11 ФСБУ 28/2023 порядок оценки результатов инвентаризации отражен более подробно и с учетом всех категорий активов и обязательств:

  1. Излишки можно оценивать по одному из трех вариантов: справедливая стоимость (в соответствии с МСФО (IFRS) 13), балансовая стоимость самих активов, балансовая стоимость аналогичных активов. Здесь бухгалтер должен выбрать метод оценки с учетом имеющейся информации об активе и принципа рациональности.

  2. Недостачу нужно оценивать по балансовой стоимости.

  3. Отклонения по дебиторской и кредиторской задолженности, а также иным обязательствам, кроме оценочных, следует отражать в учете, исходя из данных тех документов, которые организация признает достоверными.

  4. Отклонения по оценочным обязательствам, а также по отложенным налоговым активам и обязательствам, нужно оценивать на основании расчетных данных.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете

По действующим правилам нужно отражать результаты инвентаризации в учете того периода, когда была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом отчете (п. 5.5 приказа № 49). Эта формулировка противоречит п. 4 ст. 11 закона № 402-ФЗ.

В новом стандарте противоречие устранено (п. 10 ФСБУ 28/2023). Теперь результаты инвентаризации следует отражать в учете в том отчетном периоде, к которому относится дата инвентаризации. Для ежегодной инвентаризации это  последний календарный день отчетного года.

По действующим правилам излишки имущества нужно относить на финансовые результаты, а недостачи, не взысканные с виновных лиц — на издержки производства и обращения (п. 5.1 приказа № 49). 

В новом стандарте более общая формулировка: излишки и не взысканные с виновных недостачи следует относить соответственно на доходы и расходы организации (п. 12 ФСБУ 28/2023). Таким образом, бухгалтер может с учетом характеристик актива сам решить, куда относить выявленные отклонения: на счета по учету выручке или затрат, либо на прочие доходы или расходы.

По новому стандарту организация может самостоятельно принять решение не взыскивать сумму недостачи с виновного лица и отнести ее на затраты. По действующим нормам это возможно только если виновное лицо не выявлено или суд отказал во взыскании.

Кроме того, в новом стандарте указан порядок учета отклонений в ситуациях, которые ранее затрагивались:

  1. Если актив поврежден, но его можно использовать или продать, то по нему следует признать обесценение.

  2. При выявлении дебиторской или кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности нужно списать эти суммы.

  3. Если выявлены иные отклонения по задолженностям, а также по отложенным налоговым активам или обязательствам, их следует скорректировать по требованиям соответствующих стандартов бухучета.

ФСБУ 25/2018: как применять самый сложный стандарт

Онлайн-курс Академии «Регламент»: лекции Алексея Иванова, домашки, разборы, сертификат гособразца

Реклама: ООО «АКАДЕМИЯ «РЕГЛАМЕНТ», ИНН 7801725668, erid: LjN8KCRFc

Начать дискуссию

Кадры

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

Узнайте, может ли индивидуальный предприниматель нанимать работников. Руководство по процессу найма, оформлению договоров и типам трудового соглашения.

Может ли ИП нанимать работников: как нанять, договор найма, тип оформления

ЕФС-1 придется сдавать по новым срокам

Работодатель обязан сдавать подраздел 1.1 на следующий день, если сотрудника перевели на удаленку или на неполную занятость.

❗ Директора-единственного учредителя надо будет включать в годовой отчет о стаже по форме ЕФС-1. Мнение эксперта

С 2023 года ежегодные сведения о стаже сдают не на всех сотрудников, а только на тех, у кого есть особенности стажа. И таких особенностей будет больше.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Что налоговый агент должен включить в декларацию по прибыли

Налоговым агентам обязательно нужно заполнить подраздел 1.3 раздела 1 и Лист 3 декларации по налогу на прибыль. Сдать документ нужно до 25 июля.

🔥 Забудьте об ошибках в ведении учета с новым онлайн-курсом «Клерка» — «Типичные ошибки бухгалтера в бухгалтерском и налоговом учете»!

До сдачи отчетности за второй квартал остаются считанные дни. Уверены, что сделали все без ошибок? Не сомневайтесь в результатах своей работы — пройдите наш новый онлайн-курс, в котором собраны часто встречающиеся ошибки бухгалтеров, и то, как их найти и исправить.

Облачная неквалифицированная электронная подпись (НЭП): что это такое и как ее создать

Переход на электронный документооборот существенно упростил бизнес-процессы многих компаний. Сегодня необязательно распечатывать бумажные договоры, подписывать их вручную, доставлять экземпляры контрагентам и ждать их возврата. Все это можно сделать за несколько секунд в электронном виде – например, используя облачную электронную подпись (ЭП).

Облачная неквалифицированная электронная подпись (НЭП): что это такое и как ее создать
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Бизнесу упростят покупку земли

Власти признали, что предоставление земельных участков для предпринимательской деятельности занимает слишком много времени. Теперь эти сроки сократят с двух лет до одного года.

15 курсов для бухгалтера строительной организации

Курсы бухгалтерии для строительных организаций необходимы для точного учета затрат на материалы, труд и оборудование. Они помогают управлять финансовыми потоками, минимизировать налоговые риски и соблюдать нормативные требования. Это улучшает контроль за проектами и повышает прибыльность компании.

15 курсов для бухгалтера строительной организации

ФНС обновила позицию по дроблению бизнеса

Инспекторы могут признать едиными доходы взаимозависимых компаний, которые применяют специальные режимы налогообложения, и потом доначислить налог фирме на ОСНО.

Банки

Правительство запретит открывать счета несовершеннолетним

Чтобы подростки не столкнулись с противоправными действиями мошенников, им запретят самостоятельно открывать банковские счета без согласия родителей.

Чеки

Теги в кассовых чеках. Что это и какие реквизиты обязательны

Кассовые чеки — фискальные документы, которые не только выдаются покупателю, но и передаются в налоговую через ОФД (оператора фискальных данных). Они должны иметь обязательные реквизиты, установленные законом № 54-ФЗ от 22.05.2003.

Теги в кассовых чеках. Что это и какие реквизиты обязательны

70% предпринимателей начали вести свой бизнес на маркетплейсах

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

ФСБУ

Компания купила оборудование для сдачи в аренду: как правильно вести его учет

Организации могут допустить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете при работе с оборудованием, которое было куплено для сдачи в аренду. Узнайте, как действовать правильно и возможные варианты исправления недочетов.

Проверки

Общепит перед открытием будет проходить обязательную санитарно-эпидемиологическую экспертизу

Представители общественности просят отменить мораторий и вернуть проверки предприятий общественного питания. Бизнесу придется проходить экспертизу и сталкиваться с контрольными закупками.

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Отношение к роботизации в обществе неоднозначное. Ее сторонники считают, прогресс в XXI веке иначе невозможен, а противники опасаются, что повсеместная замена человека машиной приведет к массовой безработице. Как на самом деле внедрение роботов влияет на рынок труда в целом и на отдельно взятую компанию в частности?

Люди останутся без работы? Или стоит ли бояться роботизации

Крупные организации выступили против оборотных штрафов за утечку данных

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

УСН

ИП начнут по-новому уменьшать налог по УСН на сумму уплаченных страховых взносов

Предприниматели на УСН «доходы минус расходы» начнут учитывать сумму фиксированных страховых взносов в составе расходов независимо от факта их уплаты.

ЭДО в кадровом учете

Формирование служебных записок, запросов и заявлений сотрудников в КЭДО

Служебная записка и заявление от сотрудника — это внутренний документ организации, который используют для решения организационных, информационных, хозяйственных и технических вопросов в формате деловой переписки. Разбираем, как система КЭДО EasyDocs упрощает создание этого документа и помогает избежать ошибок.

Формирование служебных записок, запросов и заявлений сотрудников в КЭДО

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь дня рождения школы «Клерка». Сегодня последний день акции!

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. Сегодня, 22 июля, у вас есть последний шанс, чтобы купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Интересные материалы

Банки

Компании смогут оспорить высокий уровень риска от Центробанка

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.