Когда суды удовлетворяют требования о взыскании убытков с директора? Приведем примеры из арбитражной практики.
Можно ли взыскать убытки лично с директора компании, если его недобросовестные и неразумные действия повлекли за собой негативные последствия?
Прежде всего, для возмещения убытков с директора истец должен доказать целую совокупность обстоятельств: факт и размер убытков, вину ответчика в их возникновении, а также наличие прямой (непосредственной) причинно-следственной связи между убытками и противоправным поведением ответчика (ст.15 ГК РФ).
То есть взыскание с бывшего директора таких сумм в качестве убытков возможно при наличии его вины.
Директор заключил убыточные сделки
В п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №62 указано, что недобросовестность действий (бездействия) директора считается доказанной, в частности, когда директор знал или должен был знать о том, что его действия (бездействие) на момент их совершения не отвечали интересам компании, например, совершил сделку (голосовал за ее одобрение) на заведомо невыгодных для юридического лица условиях.
Как определить: выгодна или невыгодна заключенная сделка?
Суды трактуют невыгодную сделку, цена и (или) иные условия которой существенно в худшую для компании сторону отличаются от цены и (или) иных условий, на которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
Например, если предоставление, полученное по сделке компанией, в два или более раза ниже стоимости предоставления, совершенного компанией в пользу контрагента.
Проиллюстрируем подход судей на конкретной ситуации.
Компания заключила ряд договоров участия в долевом строительстве. Участник №1 потребовал, чтобы ее директор (участник №2) возместил компании убытки, понесенные им в связи с тем, что рыночная цена одного квадратного метра помещений значительно превышает его цену, установленную в договорах.
То есть директором заключались сделки по ценам, значительно ниже рыночных цен.
Требование удовлетворено, поскольку факт совершения директором недобросовестных действий, повлекших неблагоприятные для компании последствия, доказан, поскольку факт явного занижения стоимости помещений по сравнению с их рыночной стоимостью подтвержден отчетами об оценке.
По расчету участника №1 общий размер убытков, причиненных директором компании, составил аж 119 млн рублей.
Важно!
Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды компанией. Он также освобождается от ответственности, если докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам компании (Постановление АС Волго-Вятского округа от 04.10.2018 г. №А82-6761/2016).
В том случае, если документально доказан факт несения компанией убытков вследствие недобросовестного поведения ее руководителя, например, имевшего возможность приобрести продукцию по более низкой цене, тогда разницу между фактической ценой сделки и рыночной ценой можно взыскать как убытки (Постановление АС Московского округа от 14.11.2018 г. №А40-255435/2017).
Еще один пример - директор компании заключил договор на поставку подшипников, перечислил контрагенту плату по договору, но впоследствии отказался от него. Другой участник компании доказал, что денежные средства были перечислены контрагенту безосновательно, а отказ от договора лишил компанию прибыли (Постановление АС Волго-Вятского округа от 13.08.2018 г. №А82-15673/2016).
Директор заключил фиктивные договоры
Директор обязан возместить компании убытки, возникшие в результате заключения сделки с заинтересованностью.
Например, бывший директор купил у компании погрузчик по бросовой цене и впоследствии предоставил погрузчик компании в аренду по рыночной стоимости, в результате чего компании понесла убытки.
Поскольку договор купли-продажи был признан судом сделкой с заинтересованностью, а действия бывшего директора были признаны недобросовестными и суд его обязал возместить убытки компании (Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.07.2018 г. №А43-14037/2017).
Нередко директора обвиняют в том, что своими недобросовестными действиями он причиняет компании убытки. Например, заключил договоры с контрагентом и перечислил ему денежные средства на расчетный счет без проведения минимальных проверочных мероприятий в отношении контрагента: проверка деловой репутации, способность реально оказать услуги, а также наличие опыта и персонала (Постановление АС Московского округа от 28.09.2018 г. №А41-6930/18).
По вине директора доначислены налоги, штрафы и пени
В последнее время все чаще взыскиваются с руководителей компании убытки в виде доначисленных сумм налога и налоговых санкций.
Как доказывается вина директора?
Например, в период исполнения обязанностей директора компанией ненадлежащим образом исполнялись обязанности по предоставлению налоговой отчетности и уплате НДФЛ.
Компания не предоставляла налоговикам сведения о доходах физических лиц.
Несмотря на то, что компания располагала средствами для уплаты НДФЛ, данные средства направлялись на хозяйственную деятельность компании, а не гасились долги по налогам.
Директор пытался оправдаться тем, что в решении налоговиков нет конкретных указаний на виновность действий директора в неполном и несвоевременном представлении сведений о доходах физических лиц. В качестве довода в свою защиту директор также оперировал понятиями «обычаев делового оборота» и «в пределах рисков предпринимательской деятельности».
Однако суд не принял такие оправдания,поскольку именно директор, исполняющий функции единоличного исполнительного органа должника был обязан надлежащим образом исполнять публично-правовые обязанности компании – уплачивать налоги (п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №62).
А неблагоприятные последствия для компании в виде наложения налоговых санкций в рассматриваемом случае не связаны с обстоятельствами, не зависящими от бывшего руководителя компании (неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность работника или представителя, неправомерные действия третьих лиц, обстоятельства непреодолимой силы).
Важно!
Таким образом, именно недобросовестные и неразумные действия директора повлекли за собой негативные последствия в виде доначислений и применения налоговых санкций к компании – должнику (Постановления АС Дальневосточного округа от 14.11.2017 г. №А73-4571/2015 и от 14.09.2017 г. №А24-5586/2014).
В другом деле убытки компании в виде пени и штрафа, начисленных в ходе налоговой проверки, были напрямую связаны с тем, что ее директором был создан фиктивный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды.
В период исполнения обязанностей директора компания как налоговый агент в нарушение ст.226 НК РФ не перечисляла НДФЛ в бюджет.
Требование о взыскании «налоговых» убытков с директора было также удовлетворено, поскольку вина компании в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, действия (бездействие) которых обусловили совершение нарушения (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 07.11.2018 г. №А27-22715/2015).
С директора не снимается ответственность за то, что не было возможности погасить долги компании перед бюджетом, несмотря на принудительные меры взыскания. В этом случае директор должен был обратиться в суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) компании (Постановление АС Московского округа от 08.10.2018 г. №А41-102264/17).
Директор выводил денежные активы
Зачастую убытки компании возникают по причине многочисленных нарушений правил ведения бухгалтерского учета и необоснованного списания денежных средств из кассы компании.
И если доказана причинно-следственная связь между действиями (бездействием) директора и возникновением у компании убытков, то с директора взыскиваются эти убытки:
-причиненные уменьшением размера имущества (денежных средств) компании (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.11.2018 г. №А45-27751/2015);
-возникшие в связи с перечислением третьим лицам денежных средств в отсутствие к тому законных оснований (Постановление АС Дальневосточного округа от 15.10.2018 г. №А73-550/2016);
-связанными с безвозмездным отчуждением имущества компании и невозможностью погашения требований кредиторов (Постановление АС Уральского округа от 23.10.2018 г. №А60-63534/2015).
В последнем деле, неправомерные действия директора привели к неблагоприятным финансовым последствиям для компании - необоснованному уменьшению конкурсной массы на 948 млн рублей, которое впоследствии явилось одним из оснований для признания компании банкротом.
С учетом данного обстоятельства и доказанности факта причинения убытков суд счел возможным взыскать с директора сумму в размере 948 млн рублей.
Директор выплатил себе повышенную премию
В одном из споров, директор назначил и выплатил себе премию по итогам работы за 9 месяцев 2017 года в размере 600 000 руб. При этом директор, устанавливая себе премию, не согласовал такое решение с единственным участником компании.
Выплаченная премия повлекла за собой убытки компании, которые и были взысканы с директора в судебном порядке.
Важно!
Суды пришли к выводу, что, заключая дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого директором получена премия в 600 тыс. рублей, он действовал недобросовестно и неразумно. На основании этого, суд признал сумму полученной премии без одобрения единственного участника компании убытками в виде реального ущерба (Постановление АС Поволжского округа от 24.10.2018 г. №А12-4349/2018).
Действия директора повлекли административные штрафы
Действия (бездействия) директоров в определенных ситуациях могут вызывать наложение административных штрафов.
Например, нарушение должником требований антимонопольного законодательства повлекло наложение на него административного штрафа в период, когда бывший руководитель должника являлся единоличным исполнительным органом компании. При этом результатом непринятия мер по оспариванию или снижению размера наложенного штрафа либо по его уплате в установленные законом сроки явилось наложение на должника штрафов в двойном размере от неуплаченной суммы
(Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.10.2018 г. №А10-3242/2015).
Сами по себе административные штрафы могут составлять существенную величину.
Так, директор не обеспечил надлежащее исполнение компанией требований корпоративного законодательства, что повлекло наложение штрафных санкций в размере 1 млн рублей, которые являются убытками для компании (Постановление АС Московского округа от 13.11.2018 г. №А40-65199/18).
Резюме
Возникает вопрос: а не лучше ли директору молчать и отказаться от дачи показаний в подобных ситуациях? Отметим, что это далеко не лучший сценарий развития событий. Ведь в случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным, бремя доказывания отсутствия нарушения обязанности действовать в интересах компании добросовестно и разумно может быть возложено судом на директора (ст.1 ГК РФ).
Комментарии
2Бред.
Впечатление, что автор не читал редакцию ФЗ "О несостоятельности (банкротстве" образованную законом от 29.07.2017 N 266-ФЗ.
В отношении руководства с момента введения в действие этой редакции стала действовать ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ, так что все ужимки автора статьи идут ...
Законом о банкротстве определена субсидиарная ответственность руководства при банкротстве компании. Если Вы действительно читали статью, то в ней речь идет о возмещении убытков, нанесенных директором компании, если его недобросовестные и неразумные действия повлекли за собой негативные последствия. В приведенной арбитражной практике (например, в Постановлении АС Волго-Вятского округа от 13.08.2018 г. №А82-15673/2016) рассматриваются действия директора в рамках ст.53 ГК РФ. Причем тут банкротство и ужимки не понятно.
Автор отмечает, что "...в случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным, бремя доказывания отсутствия нарушения обязанности действовать в интересах компании добросовестно и разумно может быть возложено судом на директора (ст.1 ГК РФ)".